Последняя звезда Империи

Вера Холодная — актриса черно-белого немого русского кино. Карьера Веры Холодной была недолгой, но ей приписывали просто ошеломительную славу в кинематографе того времени. В разгар Первой мировой люди толпами и за последние деньги шли на фильмы с ее участием. Вера была одной из знаменитейших актрис своего времени. Ее заслуженно называли «Королевой экрана». Ей приписывали колдовскую силу, так как тогда не было никаких других объяснений, почему зрители шли именно на фильмы с ее участием.

Будущая актриса родилась 9 августа (по другим сведениям 5 августа) 1893 года в Полтаве Полтавской губернии Российской империи в семье Василия Андреевича Левченко и Екатерины Сергеевны (урождѐнной Слепцовой). Мать была выпускницей АлександроМариинского института благородных девиц, отец окончил отделение словесности в Московском университете. В Полтаве он работал учителем словесности в городской гимназии. У Веры были две младшие сестры: Надежда и Софья.

Когда ей исполнилось два года, семья вернулась в Москву к овдовевшей бабушке Екатерине Владимировне. Здесь Вера поступила в частную гимназию Перепѐлкиной, а спустя год была принята в балетное училище при Большом театре, отлично сдав экзамен и обойдя множество претендентов. По свидетельству сестры Софьи, «Вера проявила большие способности к балету и мечтала быть на сцене», однако в училище она пробыла недолго: бабушка, выступавшая против артистической карьеры внучки, заставила еѐ вернуться в гимназию — не помогли даже уговоры дальней родственницы, известной театральной актрисы Елены Лешковской. По утверждению сестры, Холодная всегда жалела, что не окончила балетную школу, и упрекала в этом мать. В подростковом возрасте увлекалась коньками, теннисом, хорошо пела, играла на фортепиано, читала стихи на гимназических вечерах и уже принимала участие в любительских спектаклях. Так, однажды ей досталась роль Ларисы в постановке «Бесприданницы». Огромное впечатление на Веру производила игра еѐ тѐзки, знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской.

В 1910 году Вера окончила гимназию. На выпускном балу она познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, с которым вскоре обвенчалась. Холодный увлекался автогонками и участвовал в издании первой и единственной на тот момент в России спортивной газеты «Авто». Вера посещала клуб «Алатр», где собиралась богемная артистическая публика, а также кружок молодых артистов Московского Художественного театра, — место, где часто бывали известные художники и литераторы: Бальмонт, Андреев, Балтрушайтис, Андрей Белый и другие. «Самой неизменной и приветливой хозяйкой этих мансард, во главе со своими подругами, была в то время Вера Холодная, тогда ещѐ совсем юная, только начинающая актриса», — делился воспоминаниями театральный режиссер Александр Мгебров. Уже в те годы Холодная проявляла интерес к кино. Большое влияние на девушку оказывало творчество датской звезды немого кино Асты Нильсен

Существует несколько версий прихода актрисы в кинематограф. Александр Вертинский утверждал, что это произошло благодаря ему. В своих воспоминаниях он писал: «Как-то, повстречав еѐ [Холодную] на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привѐз еѐ на кинофабрику и показал дирекции». На решение Холодной стать киноактрисой во многом повлияли материальные затруднения, возникшие в семье. В 1914 году Холодная впервые приняла участие в кинопробах — на предприятии «В. Г. Талдыкин и Ко». Дебют Веры в кино, впрочем, состоялся на другом кинопредприятии — «Тиман и Рейнгард» («Эра»).

Проработав год в студии А. Ханжонкова и снявшись за это время в тринадцати фильмах, Вера Холодная перешла в киноателье Дмитрия Харитонова. Сестра актрисы Софья считала, что Холодная ушла от Ханжонкова из-за нежелания играть в пошлых и бессмысленных фильмах; по словам же самого Ханжонкова, причиной стал высокий гонорар, предложенный Харитоновым, — вдвое больше, чем в предыдущем ателье. Уход Холодной, а также актера Витольда Полонского стал для Ханжонкова тяжѐлым ударом. «Холодная и Полонский на второй год своей работы в акционерном о[бщест]ве уже получали такие оклады, о которых до прихода в кинематографию и мечтать не смели. Месячный гонорар каждого из них был равен годовому гонорару среднего театрального актѐра», — писал он. Вследствие ухода Холодной и Полонского Ханжонков, по его собственному признанию, потерял «ровно столько же, сколько приобрѐл Харитонов».

Вместе с ними ушѐл и режиссѐр Пѐтр Чардынин. С этого момента Холодная снималась только у него и лишь в порядке исключения давала согласие другим режиссѐрам. Ни условия работы, ни характер ролей актрисы с переходом в новое киноателье не поменялись. Подметив, что зрители отождествляют актѐра с созданным им экранным образом, Чардынин и Харитонов ввели в русский дореволюционный кинематограф «систему звѐзд». Актѐрская карьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны. Она принимала участие в благотворительных концертах, в продаже подарков для поддержки фонда воинов и их семей. Военные боготворили Холодную, называли еѐ «своей Верочкой» и скупали билеты на все еѐ сеансы. Кинематографист Николай Анощенко вспоминал, что билеты «с боем» раскупали не только «юные прапорщики и подпоручики из числа бывших студентов», но и «штабные капитаны и удачливые подполковники». В перерывах между съѐмками Холодная ездила на фронт к мужу, который добровольцем ушѐл на фронт.

В феврале 1919 года Вера Холодная простудилась и заболела тяжѐлой формой гриппа с лѐгочными осложнениями, более известной как «испанка». «В Одессе была настоящая эпидемия, и болезнь протекала очень тяжело, а у Веры както особенно тяжко, — делилась сестра Софья. По свидетельству импресарио актрисы, болезнь настигла еѐ внезапно: зимой, после спектакля в театре литературно-артистического общества на Греческой улице, по дороге в гостиницу «Бристоль» артистка упала в снег с перевернувшихся саней. На следующий день у неѐ поднялась температура, и врачи поставили диагноз «грипп». 16 февраля (по другим сведениям 17 февраля) 1919 года актриса скончалась.

Муж Веры, Владимир Григорьевич Холодный, был юристом, автогонщиком, принимал участие в Первой мировой войне в качестве офицера. В 1915 году он был тяжело ранен в ногу под Варшавой и награждѐн за храбрость золотым оружием. Из-за ранения был вынужден вернуться в Москву. Известие о смерти жены он перенѐс тяжело. В том же году Холодного арестовали представители ВЧК. Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года». В браке с Владимиром Холодным у Веры родилась дочь Евгения. Ещѐ одну девочку, Нонну, супруги удочерили.

Евгения эмигрировала, жила в Стамбуле. Первый брак был кратким и бездетным. Позднее там же в Стамбуле вышла замуж за певца хора Н. Лапикена, который перевѐз еѐ в США. Сестра актрисы Софья после смерти Веры так и осталась в Одессе, стала балериной Одесского театра оперы и балета, вышла замуж и родила двоих детей. Другая сестра, Надежда, в 1919 году вышла замуж за грека и приняла греческое подданство. Взяв на воспитание обеих дочерей покойной сестры, в 1920-х годах она перебралась в Стамбул. Родной брат Владимира Холодного, Николай Холодный, был учѐным-ботаником, академиком АН УССР.

Оценки актѐрской игры Веры Холодной крайне полярны. На слабость Холодной как актрисы обращал внимание, в частности, автор многотомного труда «Всеобщая история кино», историк кинематографа Жорж Садуль. О нехватке актѐрской индивидуальности, неумении передавать драматические и трагические переживания и — в этой связи — неудачных попытках «делать игру» (утрированные жесты и мимика, усиленное дыхание на первом плане) критики говорили ещѐ при еѐ жизни. Один из них, характеризуя работу актрисы в «Детях века», называл еѐ главными недостатками «замедленность темпа и однообразие его», подчѐркивал, что «еѐ темпы слишком ровны, слишком замедленно-холодны».

Вера Ханжонкова писала, что Холодная снискала славу благодаря «исключительно выразительной внешности и обаянию», а режиссѐр Иван Перестиани, имевший опыт работы и близко знакомый со знаменитой актрисой, предполагал, что публику привлекала «…. нежность фигурки, глаз и движений» Холодной. Чеслав Сабинский выделял две ключевые особенности актрисы: «прекрасная модель для кинематографического аппарата» и «стандарт, созданный Верой Холодной», в том, чтобы многократно и умышленно играть саму себя, отказываясь даже менять причѐску из-за страха быть неузнанной зрителями. Впрочем, если верить сестре Холодной, та тщательно готовилась к исполнению каждой роли. И все таки, не смотря на все версии и пересуды, Вера Холодная, остается уникальной создавшей только свой неповторимый образ, обожаемой и ожидаемой киноактрисой того времени.

Короткая жизнь, скоропостижная смерть, а также талант Веры Холодной легли в основу множества произведений искусства. Друзья семьи и поклонники писали стихи, песни, романсы, посвященные Вере Холодной. Кинорежиссер Никита Михалков снял об актрисе киноленту «Раба любви», главную роль сыграла Елена Соловей. В Одессе, напротив дома, где от болезни скончалась Вера Холодная, поставили бронзовый монумент. Одна из одесских площадей носит имя актрисы немого кино.

Александр Вертинский, друг семьи Веры Холодной, ещѐ при жизни актрисы посвятил ей целый ряд песен, в числе которых — знаменитую «Лиловый негр» (посвящается «Королеве экрана Вере Холодной»), «Маленький креольчик» и «Ваши пальцы пахнут ладаном», а композитор Борис Прозоровский — романс «Жасмин», который актриса иногда исполняла дома. На Втором христианском кладбище Одессы, в ограде могилы Петра Чардынина, умершего в 1934 году, был установлен кенотаф Веры Холодной. Имя Веры Холодной выбито на коллективном кенотафе на русском кладбище в окрестностях Сан-Франциско, который установили родственники актрисы, перебравшиеся в США. В 2003 году в Одессе, на Преображенской улице, напротив дома, в котором умерла Холодная, был установлен бронзовый памятник актрисе работы скульптора Александра Токарева. В Одессе также есть площадь Веры Холодной. 31 октября 2013 года Укрпочта выпустила почтовую марку, посвящѐнную 120-летию со дня рождения Холодной. Автором дизайна марки и штемпелей стал художник Василий Василенко.

Художественный немой фильм Владимира Касьянова. Вышел на экраны 2 мая 1917 года. Другое название - «На суд людской». Год производства: 1917 Страна: Россия Жанр: драма Режиссер: Владимир Касьянов В главных ролях: Вера Холодная Иван Худолеев Осип Рунич

Год производства: 1917 Страна: Российская империя Жанр: драма Режиссер: Пётр Чардынин В главных ролях: Владимир Максимов Вера Холодная Осип Рунич Шаблонная любовная драма. Фильм не сохранился.

Художественный немой фильм Владимира Максимова. Вышел на экраны 4 октября 1917 года. Фильм не сохранился. Год производства : 1917 Страна: Российская империя Жанр: драма Страна: Россия Режиссѐр: Владимир Максимов В главных ролях: Вера Холодная Владимир Максимов Иван Худолеев

Год производства: 1917 Страна: Российская империя Жанр: драма Режиссер: Пётр Чардынин В главных ролях: Вера Холодная Витольд Полонский Иван Худолеев Российская салонная мелодрама. Сюжет заимствован из романа С. Фонвизина «Сплетня». Премьера состоялась 17 января 1917 года. Фильм не сохранился.

Вульф, Виталий Яковлевич. Женское лицо России. Театр, кино, балет / Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. – Москва : Яуза : ЭКСМО, 2006. – 373, [2] c., [16] л. ил. : ил. – Текст : непосредственный. Ими восхищались художники. Их воспевали поэты. Они царили в кино. Они блистали на сцене. Они определили лицо своей страны и своей эпохи. Женское лицо России... Верность собственному призванию, внутреннее достоинство, недюжинная сила - этими женщинами нельзя не восхищаться. Редкая красота, выдающиеся таланты, поразительные судьбы - их нельзя не любить. Они - гордость и слава России.

Прокофьева, Елена Владимировна. Королева экрана : история Веры Холодной / Елена Прокофьева. – Москва : И.Г.С., 2001. – 207 с., [8] л. ил. : ил. – Текст : непосредственный. Вера Васильевна Холодная (1893-1919) знаменитейшая актриса русского немого кино. Снялась в фильмах "Песнь торжествующей любви", "Молчи, грусть, молчи", "Последнее танго" и других. Пользовалась невероятным успехом и известностью.

Прокофьева, Елена Владимировна. Вера Холодная. Королева немого кино / Елена Прокофьева. – Москва : Вече, 2013. – 256 с. – (Людям о людях). – Текст : непосредственный. Она была первой русской кинозвездой. Не только первой, но, пожалуй, самой яркой. Звезды такого масштаба в России больше не было. У каждой из последующих кинозвезд непременно была соперница. Вера Холодная соперниц не имела. "Королева экрана", "кинокрасавица" - так называли ее критики. На ее фильмы стояли огромные очереди. Открытки с ее фотографиями расходились миллионными тиражами. Она была добродетельной женщиной, однако жизнь ее и особенно смерть окружены таким количеством всевозможных легенд и сплетен, что отделить зерна истины от плевел ярких легенд - далеко не простая задача. Она прожила всего 26 лет. История с исчезновением се тела - еще одна легенда Веры... Уже не жизни, а смерти.

Яни, Антон Валентинович. Вера Холодная. Первая любовь российского кинозрителя / А. В. Яни. – Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2012. – 218, [1] с., XXIV с. ил., портр. : ил. + 1 эл. опт. диск (DVDROM). – (Мир культуры, истории и философии). – Текст : непосредственный. Книга посвящена творчеству первой русской кинозвезды Веры Холодной. За свою недолгую жизнь она успела сыграть множество ролей, которые принесли ей славу и любовь зрителей. Рассматривая творческий путь актрисы в контексте начального этапа российского кинопроизводства, автор рассказывает также об актерах, режиссерах и продюсерах, с которыми довелось работать Вере Холодной, о первых значительных достижениях отечественного киноискусства. Аннотированная фильмография Веры Холодной включает в себя рецензии, опубликованные в российской печати в 1910е годы. Они позволят читателю получить представление о том, как воспринимали образы, созданные актрисой, ее современники.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика