Только руку протяни: иконы Анны Байбаковой
Русская иконопись... Совершенно особый жанр изобразительного искусства, который получил расцвет во времена Древней Руси и до сегодняшнего дня считается жемчужиной мировой культуры. Сегодня иконопись в России переживает период активного возрождения, становится всѐ интересней. Многие иконописцы сегодня стремятся, каждый в силу своего таланта, мастерства и веры, сделать икону художественным произведением, а не просто неким слепком, списком, копией, чтобы повторить все складочки древних образов. И при этом не потерять каноничность, строгость, молитвенность. Некоторые мастера не боятся оторваться от первоисточника, от образца. Не боятся экспериментов и поиска, ищут новые формы. Важно, что эти поиски не разрушительны для иконы: они не убивают самого главного — молитвенности, созерцательности образа, не искажают его богословия. Талант и мастерство иконописцев, их образованность и художественная практика, дополненные неформальной молитвой и личным переживанием веры, уже сегодня создают настоящие произведения церковного искусства.
Анна Байбакова: «Один мастер сказал, что самое главное в иконе — присутствие, возможность общения и взаимодействия между зрителем и изображением. Мне хочется передавать именно это — присутствие и связь, только руку протяни».
Знакомьтесь: талантливая художница и иконописец Анна Байбакова. Родилась в Санкт-Петербурге, училась в Москве. Юность и детство прошли в Краснодаре. Сейчас живет в подмосковной Балашихе. Училась во ВГИКе на факультете художника-постановщика анимационного кино, то есть, по профессии художник-мультипликатор. И это очень чувствуется в ее иконописных работах. Пишет акварельные и масляные картины. Занимается иллюстрацией, графикой, оформлением сайтов. В последние годы немалую известность получили ее необычные, ни на чьи работы больше не похожие, иконы. В них есть простота и искренность, но самое главное - в этих иконах есть свет. Предлагаем вам познакомиться с иконописными работами Анны. Комментарии к некоторым из них – еѐ собственные. Богоматерь. Работа Анны Байбаковой
Я училась писать иконы еще в 90-е, в поселке Холуй, Ивановской области. Потом бросила иконопись почти на 20 лет. Ушла в живопись и иллюстрацию. Но в 2019 г. мне попался акафист святителю Спиридону. ... Это был довольно трудный для меня период, мой близкий человек заболел. ... Я обратилась в один женский монастырь, и м. Паисия направила меня читать акафист свт. Спиридону. Читать акафист было сначала трудно, ... а потом стало очень легко. А после, как бы сама не думая особо, села рисовать. После сорока дней чтения набросок святителя Спиридона в карандаше ... был готов. По житию раньше он казался мне строгим, даже суровым, а после прочтения акафиста вдруг увидела его необычайно добрым, светлым, тѐплым и открытым. Так получилась моя первая икона святителю Спиридону. Святитель Спиридон Тримифунтский
Святитель Спиридон за свою добродетельную жизнь из простых земледельцев был поставлен в епископы. Он вѐл очень простую жизнь, сам работал на своих полях, помогал бедным и несчастным, исцелял больных, воскрешал мертвых. С детских лет св. Спиридон пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму — в любви к странникам. В зрелом возрасте св. Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. (Из комментариев Анны Байбаковой). Святитель Спиридон
Священномученик Игнатий Богоносец был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти. Он проповедовал в Сирии Христианство, вокруг него собралась паства, его проповеди и имя стали известны, а когда император Траян стал преследовать их, Игнатий пришел к нему и стал просить прекратить гонения, император же решил отдать его на съедение зверям в Риме. В день языческого праздника св. Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осуждѐн на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы. Священномученик Игнатий
Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос». ... Мне хотелось сделать лик Игнатия, в моѐм понимании, в момент смерти осознанным и счастливым. Игнатий, мне кажется, дал урок смирения перед неизбежным и урок умирания, стараясь, через свои встречи и послания по пути в Рим, сделать его предельно понятным. (Из комментариев Анны Байбаковой).
Святые Иоаким и Анна. Искренняя любовь и вера в Бога... Им молятся о сокровенном. (Из комментариев Анны Байбаковой) Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы
Преподобный Герасим Иорданский в юности принял монашество, удалился в пустыню и поселился у Иордана (именно в Иорданской пустыне сорок дней постился Христос) в шести километрах от Мертвого моря, где и основал мужской монастырь. До самой кончины преподобному помогал в трудах лев, которому он однажды спас жизнь и который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Св. Герасим для меня – образ святого старца, который показал своей жизнью, своими делами, каким Бог задумал человека. Я начала писать эту икону после смерти нашей любимой собаки – иранского волкодава. Пережила его смерть очень тяжело. (Из комментариев Анны Байбаковой). Преподобный Герасим Иорданский
Симеон Богоприимец. Образ Симеона начался у меня с его лба, волос и глаз. Я читала про него, видела иконы разных мастеров, но не представляла его лицо в момент, когда он принял на руки Младенца Христа, мне показалось, что его глаза должны жить вместе с его кожей, бровями в одном переживании, одной мысли, восторге проникновения, узнавании. Именно в этом моменте взаимного узнавания его лицо должна исказить одна мысль. Видела много раз видео, как дети плачут от счастья, подучив долгожданный подарок, матери - увидев на пороге сына, вернувшегося с фронта на побывку. А Симеон узнал Младенца Христа, увидел в этот момент и оружие, которое войдѐт в душу Его юной Матери. ... Об этой работе много написать не могу. Не было долгих поисков. Я пишу всегда медленно, но эту икону я написала в три дня. (Из комментариев Анны Байбаковой). Святой Симеон Богоприимец
Святой Симеон Богоприимец
Апостол Пѐтр. Отречение Петра Часто, когда приступаешь к какомуто образу не по заказу извне, а от себя или, как говорят, «для себя», этому предшествует какая-то своя личная история, состояние. Образ апостола Петра для меня навеян образом лица грешника Микеланджело в Сикстинской Капелле, Страшный суд. Я очень боялась в детстве смотреть на это лицо в фреске, когда падающий, стаскиваемый вниз, закрыв рукой один глаз, другим глазом, полным отчаяния и ужаса, смотрит на происходящее вокруг. Я всѐ время думала: зачем он смотрит, закрыл бы оба глаза? Потом поняла, что закрыть оба глаза – ещѐ хуже, он увидит внутри себя что-то ещѐ более страшное. Пѐтр никогда не забывал своего предательства. Апостол Пѐтр. Отречение Петра
Ученик Петра, святой Климент, свидетельствует, что в течение всей последующей жизни, когда ночью пел петух, Пѐтр со слезами падал на землю, рыдал, каялся и просил прощения за свой малодушный поступок, глаза у него оставались красными от плача всю жизнь, хотя он был прощѐн Христом вскоре после Его Воскресения. Тут мы узнаѐм о том, насколько Бог любит нас, грешных. Узнаѐм, что за нас, таких слабых и неверных, Он шѐл на смерть, веря, что, даже упав, мы поднимемся. (Из комментариев Анны Байбаковой).
Блаженная Матрона Московская Матронушку я очень люблю. Закрываешь глаза, и встает еѐ образ всегда со светлой улыбкой на устах. И эта улыбка затмевает все тяготы жизни. Зная ее нелѐгкую судьбу, спрашиваешь себя: как она смогла держать этот внутренний огонь в груди ровным, не колеблющимся? Когда писала еѐ, поразил один рассказ очевидицы жизни Матроны. Блаженная Матрона
Она рассказывала, как, зайдя однажды рано утром к Матушке, она застала такую картину: Матронушка лежала лицом к стене на сундучке и не могла повернуться: за ночь еѐ волосы примѐрзли к сундуку и стенке. Так что их пришлось отрубать топором. Этот момент мне и хотелось изобразить: Матронушка на своѐм сундучке, без подушки, только кулачок под щѐку и Ангелы. Я поняла, что Ангелы не дали замѐрзнуть блаженной, укрыли. На заднем плане – те монастыри и церквушки, где пряталась и укрывалась Матронушка. По крайней мере, те, чьи фотографии и изображения я смогла найти. (Из комментариев Анны Байбаковой) Блаженная Матрона
Святитель Лука Крымский Святый угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова». Бог молитвами святителя Луки да даст нам крепости в несении своего креста и добром исповедании Святой Православной Веры! (Из комментариев Анны Байбаковой) Святитель Лука Крымский
Преподобный Антоний Киево-Печерский Преподобный Антоний является основателем Киево-Печерского монастыря и одним из основоположников русского монашества. (Из комментариев Анны Байбаковой) Преподобный Антоний Киево-Печерский
Святой Христофор Его звали Репрев. Он отыскал святого отшельника и спрашивает его, каким образом он мог бы послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начинает переносить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжѐл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несѐт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, т.е. «несущий Христа». (Из комментариев Анны Байбаковой). Святой Христофор
Святые Пѐтр и Феврония. (картина) Это не икона. Картина. Задумка появилась неожиданно. Когда-то давно пришлось спорить с одним человеком в сети, а к нему подключилась его группа, которая доказывала мне, что Петр и Феврония – совсем не символы любви и верности, а наоборот. И что в России их принимают за таковых в отместку, чтобы закрыть брешь отсутствия своего праздника всех влюблѐнных и тем самым сместить день св. Валентина. Доводы и доказательства были следующие: первое - женщина женила на себе мужчину насильно, обманом, она его шантажировала (об этом особенно настаивали мужчины) и второе - «даже мѐртвая ему в гроб прыгнула» (здесь почему-то лидировали женщины, буквально цитирую высказывание) Пишу о них потому, что что-то подобное слышу и сейчас. Я стала думать о святых Петре и Февронии. Читать о них. Святые Петр и Феврония
Я думаю, Пѐтр и Феврония - это символ именно любви, а не влюблѐнности, символ зрелых отношений. Мне показалось, что изобразить нужно Петра и Февронию именно в старости. А любовь передать через их руки. Ходила, думала о том, как переплести их руки вместе. И эти руки преследовали меня: старческие и не очень. И так поставлю Петра и Февронию, и эдак положу мысленно их руки вместе. Потом поняла - это должен быть момент расставания, тот момент, когда Пѐтр и Феврония выбрали стезю монашества, и это должен быть их последний час вместе. Прощание через прикосновение рук. Они стоят спиной к спине, слившись всѐ ещѐ телами в одно целое, но взгляды - уже в разные стороны. Феврония ушла в женский монастырь. Пѐтр - в мужской. Только последнее их касание рук здесь, молитва, обещание. Расставание перед встречей. Села, быстро написала эскиз, а потом работу. Вот так случилась у меня эта картина... Пѐтр и Феврония уходят в монастырь в старости, что было в традиции тех времен, они пошли готовиться к встрече с Тем, Кому они были обязаны своим счастьем. Господь и посылает им милость, о которой только могут мечтать любящие сердца, которые прожили вместе долгую жизнь: умереть практически одновременно. (Из комментария Анны Байбаковой).
Святые Пѐтр и Феврония Я ещѐ хочу вернуться в тот противоречивый момент, который многие пытаются подать, как обман Февронии: женитьбы князя насильственным образом. Понимание того, как происходило на самом деле в их жизни, важно для меня. Не претендую на 100%, но именно поняв этот момент для себя, я решила написать Петра и Февронию, не по заказу, а от души. Попробую описать. Во все времена, с глубоких веков данное ЧЕСТНОЕ слово было нерушимым. Сейчас многое изменилось. Нарушения обещаний ради личной выгоды во многом стало нормой. Почему данное слово было нерушимым? Думаю, это происходило потому, что люди прошлого видели и понимали, что грань между добром и злом, ложью и правдой – реальна и настолько тонкая, тоньше папиросной бумаги, тоньше волоса. Это грань одного выдоха, с которым сказано слово правды или вранья. Святые Петр и Феврония
Представьте себе линию на земле. На одной стороне – чѐрное зло, а через границу – добро. Правда-кривда. Соврал - оказался на чѐрной стороне. Нет - на белой. Нет возможности оказаться на середине. Так Пѐтр дал обещание, но с пренебрежением отнѐсся к словам Февронии и подумал: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жѐны!» И послал к ней, молвив: «Скажите ей: пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму еѐ себе в жѐны». Наутро же глядит — всѐ тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка, и дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять еѐ в жѐны из-за происхождения еѐ, а послал ей дары. Она же не приняла. Он снова занемог и послал за Февронией и твѐрдо дал обещание жениться. Феврония не обманом женила, она не дала Петру шагнуть на ту сторону Зла, находясь на которой, он посчитал бы: подумаешь, комфорт - это не зло. А ведь могла оставить его там. Но не оставила. Потому что, совравший раз - соврѐт ещѐ, раз предавший - предаст и ещѐ не раз. А Пѐтр - князь, от его нахождения на стороне лжи или правды, зависела судьба и процветание его людей и его земель. Пѐтр же понял это и всю жизнь любил свою жену, ценил еѐ и был благодарен за то, что спасла его. Вместе с нею пошѐл в изгнание. Не предали они друг друга и в годину испытаний, оставались всегда вместе, в радости и горе. Феврония сама стала лекарством для князя при их встрече, лекарством от ущербности человеческой природы. Образ святых Петра и Февронии – это сила духа, способность одного дать шанс душе близкого тебе человека обрести путь ко спасению и вместе смотреть в бессмертие. (Из комментариев Анны Байбаковой).
Перед свадьбой (картина) Эта работа осталась одной из любимых. Хотя она очень-очень старая. Ей много лет. Вдохновилась я ранней работой Андрея Ремнева «Разделение косы». Так что ничего особого в моей картине нет, кроме искреннего восхищения художником Ремневым, который поражает меня до сих пор. А в слове поражение не зря чувствуется отголосок слова: «рана». Поражение – это всегда рана. Когда одного художника поражает картина другого мастера, он некоторое время ходит в восхищении, но может начать «болеть» образами этой картины, они не отпускают. Не всегда так, но если это случается, единственный способ излечиться – это воплотить часть образа самому. ... Несмотря на то, что эта акварель ранняя, она осталась любимой до сих пор, ещѐ и потому, что на ней изображѐн близкий мне человек. (Из комментариев Анны Байбаковой) Перед свадьбой
Апостол и евангелист Марк Многие богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Христом. Он был рождѐн как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев, вознѐсся на небо, подобно Орлу. Евангелие от Марка – второе и самое короткое из четырѐх Евангелий. Марка отождествляют с мощным и сильным Львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая. Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа именно он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и, нагой, убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12). Апостол и евангелист Марк
Святая блаженная Ксения Петербургская Блаженная Ксения Петербургская ещѐ при жизни и на протяжении XIX-XX вв. почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг юродства. Блаженная Ксения
К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. В 1794-1796 гг. Ксения принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящегося храма, поэтому на одной из икон она изображена с кирпичами в руках. Блаженная Ксения
Святой Василий Блаженный Предание говорит, что рождѐн Василий был в декабре 1468 г. прямо на паперти Московского Елоховского храма. С шестнадцати лет он принимает на себя подвиг юродства Христа ради. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Василий не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, блаженный дожил до глубокой старости. Тело св. Василия было погребено в центре Москвы, у собора Покрова на Рву. Сегодня этот удивительной красоты храм известен всему миру как собор Василия Блаженного. Святой Василий Блаженный
Мученица Вера Римская Мученица Вера Римская пострадала вместе с сѐстрами Надеждой и Любовию за исповедание Христа в 137 г. в Риме, будучи 12 лет отроду. На глазах у матери, святой Софии, сестѐр подвергли жесточайшим мучениям, после чего они были обезглавлены. Святой Софии разрешили взять тела дочерей, она похоронила их и через три дня скончалась на их могиле. Верующие погребли тело еѐ на том же месте. Святая мученица Вера
Преподобный Павел Обнорский Преподобный Павел Комельский (Обнорский) был учеником преподобного Сергия Радонежского. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. В Комельском лесу, в дупле старой липы, преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии. Затем он перешѐл на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. По благословению преподобного Сергия, в 1414 г. преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название ПавлоОбнорского. Святой дружил с животными, населявшими лес, в котором он предавался молитве. По свидетельству святого Сергия Нуромского, преподобный кормил прямо с рук птиц, они часто сиживали на его голове и плечах, а своей очереди к ласкающей длани старца смиренно дожидались медведь, лисица, зайцы и прочие лесные обитатели. Поэтому на иконе святой иногда изображается с птицами, сидящим на нѐм. Преподобный Павел Обнорский
Преподобный Павел Обнорский
Преподобномученица великая княгиня Елисавета Преподобномученица Елисавета – супруга великого князя Сергея Александровича Романова. После гибели мужа от рук террориста Ивана Каляева приняла монашество, посвятила свою жизнь Господу через служение людям: создала в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Была расстреляна большевиками в июле 1918 г. и, ещѐ живой, сброшена в шахту под Екатеринбургом, у деревни Синячиха. Преподобномученица Елисавета
Преподобный Андрей Рублѐв Святой Андрей родился около 1360 г. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Некоторое время работал вместе с Феофаном Греком. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковым московским монастырем, в котором он принял иноческий постриг. Кисти святого Андрея принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, до сих пор являющийся непревзойдѐнным образцом в иконописании. Святой расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор во Владимире (1408 г.). Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савво-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и др. Преподобный Андрей Рублѐв
Преподобный Сергий Радонежский Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) (сер. 1310-х – нач. 1320-х гг. - 1392) - величайший подвижник земли Русской, основатель обители Живоначальной Троицы (ныне – ТроицеСергиева лавра). Был, по словам летописца, «всей Русской земли учителем и наставником». Ещѐ при жизни его называли «игуменом всея Руси». Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Серафим Саровский В миру - Прохор Мошнин, родился и вырос в Курске. Великий подвижник земли Русской, основатель Дивеевской женской обители. Согласно преданию, прп. Серафима во время его жизни в уединении лесу, посещали дикие звери, в том числе – медведь. Святой кормил косолапого прямо из рук. поэтому часто преподобного изображают на иконах с медведем. Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Симеон Столпник Симеон Столпник (около 390 — 459 гг.) — сирийский христианский монах, основоположник новой формы аскезы — столпничества. Знаменит тем, что провѐл на столпе 37 лет в посте и молитве. Был проповедником, согласно житию, получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее. Преподобный Симеон
Великий благоверный князь Димитрий Донской Дмитрий Иванович Донской (1350 — 1389) — князь Московский, великий князь Владимирский и князь Новгородский. Прозван «Донским» за победу в Куликовской битве. В правление князя Дмитрия Донского Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Великое княжество Владимирское стало наследственной собственностью московских князей. В его правление были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой. Также был построен белокаменный Московский Кремль. Святой Димитрий Донской
Преподобный Паисий Святогорец Преподобный Паисий Святогорец (в миру – Арсений Езнепидис, 1924-1994) — блаженный старец-схимонах, один из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил греческого народа XX в., старец и монах Афонской горы, известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. К келье святого, когда он молился, часто прилетала птичка зарянка, которую он назвал Олетом. На языке бедуинов «Олет» значит «ребѐнок». «Олет живѐт на холме в пятистах метрах от моей кельи. Ежедневно в полдень я несу ему гостинцы и угощения. Когда я даю ему еду, он берѐт чуть-чуть и улетает. Я кричу, чтобы он вернулся, однако он улетает, но вскоре возвращается, тихо подлетает сзади и прячется у меня под жилеткой. ... Последнее время Олет оставил строгую жизнь и ищет наслаждений! Не ест ни дроблѐный рис, ни размоченные в воде сухари, только червячков, причѐм хочет, чтобы я подносил ему их на тарелке - на ладони, - садится на неѐ и ест». Из книги прп. Паисия Святогорца «Слова. Том V - Страсти и добродетели». Преподобный Паисий Святогорец
Святой Пророк и Предтеча Иоанн Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. По словам Спасителя, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Святой Иоанн, Пророк и Предтеча Господень
Преподобный Гавриил Ургебадзе Преподобный Гавриил (1929-1995) – известный подвижник Грузинской православной Церкви. Канонизирован в 2012 г. Ещѐ при жизни о. Гавриил имел репутацию старца, пользовался народным почитанием, стяжал дары прозорливости и чудотворений. Преподобный Гавриил Ургебадзе
Поцелуй Иуды «…вот Иуда, один из двенадцати, пришѐл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его» (Мф. 26:47-49). Поцелуй Иуды относится в Христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Является символом предательства. Поцелуй Иуды
Рождество Христово «... наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Рождество Христово
Рождество Христово
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=