С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Русские народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Дымковские игрушки – это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют «кировскими игрушками». Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность. Основной мотив росписи – цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию. Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.
Хохлома – это старинный русский промысел, который зародился в XVII веке в селениях Нижнего Новгорода. Этот вид народного творчества представляет собой яркую декоративную роспись предметов мебели, но главным образом – посуды. Фон изделий всегда черного цвета, но, несмотря на это, все предметы, расписанные в стиле хохлома, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи – присутствие золота. К другим традиционным чертам хохломы относят изображения ягод, ветвей и листочков, а также птиц, животных и даже рыб.
Городецкая роспись – это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие. Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.
Малахит – камень, исполняющий желания. Вобравший в себя природную красоту и наделенный многими полезными свойствами малахит может принести удачу и оградить от неприятностей. Ведь таинственные разводы оттенков зеленого имеют огромную связь с легендами и поверьями с древности. Люди верили, что малахит проводит на Землю Вселенские силы, может помочь уберечь младенца от злых духов. Поговаривали, что камень даже может претворить человека в невидимку, а также исполнить любое желание, поддержать в различных делах. Известен малахит в России с середины XVIII века. Сначала из него изготавливали мелкие поделки (броши, запонки, табакерки, чернильницы и прочее), а после крупных находок в начале XIX века стали производить и крупные изделия, и даже использовать в оформлении интерьеров. Именно в это время появились колонны Исаакиевского собора, а также Малахитовый и Георгиевские залы в Зимнем дворце. Это поистине шедевр русского зодчества, рисунок настолько искусно подобран, что невозможно разглядеть стыки между плитами. Более того, уральские малахиты имеют присущий только им облик, и спутать их с образцами из других месторождений невозможно.
С середины XIX века на Гусевском хрустальном заводе имени Акима Мальцова изготавливаются хрустальные и стеклянные изделия, декорированные разными видами гранения. Мастера применяли все известные способы декорирования изделий, часто сочетая алмазную грань и гравировку, травление и роспись. В 3-й четверти XIX века становятся популярными изделия в так называемом «русском» стиле из бесцветного стекла с росписью, имитирующей вышивку национальных русских костюмов, а также художественную резьбу по дереву и камню. Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Появление первой русской матрешки датируется 1898– 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрешка из восьми деревянных кукол. Традиционными сюжетами для изображения на матрешках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Финифть – изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. Искусство финифти зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была. Материалы для ремесла стоили дорого. В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта – синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет – если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться.
История тульских самоваров насчитывает почти два с половиной века. Первое заведение по производству самоваров в городе Тула было открыто на улице Штыковой. Небольшую мастерскую открыл талантливый оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на заводе время любил изготавливать разнообразные медные изделия. В кратчайшие сроки тульский самовар стал яркой чертой русского традиционного быта, олицетворением достатка и домашнего уюта. За кипящим бочонком стали собираться семьи на чаепитие. «Кипяточком» угощали странников, которые в непогоду просились в русский дом на обогрев. Тульские самовары стали атрибутом русского традиционного чаепития.
Палехская миниатюра – вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и т.п.). Возникла в 1918 г. в поселке Палех, Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие позолоты, изящные удлиненные фигуры. Палехская живопись, сверкая самоцветием, как бы расплескивается на черной глади коробок, шкатулок, ларцов, образуя красочный узор, застланный тончайшими золотыми штрихами и орнаментами на одеждах, деревьях, зданиях. В композициях реальность причудливо соединяется с фантастикой. Люди, дома, деревья, подсмотренные в натуре, но изображенные с особой пластической остротой, соседствуют с фантастическими «горками», «палатами», «древесами». Сюжетные композиции на верхней и боковых поверхностях предметов оформляются тонким золотым орнаментом разнообразнейших, никогда не повторяющихся рисунков.
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.
Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах. Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми «турецкими» огурцами, «опахалами», картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объемно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок… Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство – таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы. Известное по всему миру, оно олицетворяет славу русского кружева. Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц. Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов. Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.
Традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. Перечень выпускаемых изделий велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками. Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов – «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
Каслинское литье – это разновидность народного промысла. Умельцы, мастерски владеющим данной формой искусства, создавали настоящие шедевры из чугуна. Необычное название промысел получил благодаря месту расположения производственных мощностей для изготовления литья. Завод находился в небольшом городке Челябинской области под названием Касли. Каслинское литье, созданное на уральском комбинате, отличается декоративностью и изяществом линий. Несмотря на то что изделия выполнены из специфичного материала, они не выглядят громоздкими. Изящные скульптуры, архитектурные произведения и даже предметы бытового назначения, которые язык не поворачивается назвать тарелками, подсвечниками, подчасниками и вазами, делаются из чугуна и покрываются специальным матовым составом черного цвета.
Филигрань (или скань) – ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью – металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Кожлянская игрушка – это небольшая свистулька, является русским народным промыслом. Основная детская забава – это игры, а они просто немыслимы без игрушек. Издавна люди изготавливали для детей различные поделки из подручных материалов – глины, дерева или ткани. Мастера искусно вырезали фигурки зверей и людей, шили тряпичные куклы, лепили из глины животных и неведомых существ. Малышам делали звонкие погремушки из дерева, а детишкам постарше лепили глиняные игрушки-свистульки, которые издают звуки и своими яркими узорами привлекают внимание. Родина кожлянской игрушки – деревня Кожля Курской области. Первые упоминания о Кожле относятся к XVIII веку. Кожлянская глиняная игрушка изготавливается из местной глины серовато-синеватого оттенка, которая после обжига становится совершенно белого цвета. В кожлянской игрушке выразительность достигается своеобразной конфигурацией глиняных фигурок, расписанных вдоль и поперек, обычно четырьмя цветами: красным, синим, желтым и зеленым. Или цветами, их дублирующими – малиновым, фиолетовым, зеленым и желтым. Эмоциональный настрой персонажей – баб и мужичков, домашней живности – передается также посредством обозначения глаз, рта и ноздрей наколками и насечками, чаще всего без раскраски.
Абашевские игрушки – это свистульки, изображающие сказочных животных. Удлиненное туловище и длинная изящная шея, чешуйки и многоярусные рога, яркие цвета: красный, синий, зеленый – вот приметы, по которым вы узнаете работу гончаров из Абашево. Кроме оленей, постоянные герои абашевской игрушки – это петухи, павы, собаки, козы, лошади, офицеры, барыни, фантастические существа (наполовину люди, наполовину животные), а также… городовые. Поскольку староверы отрицали институты государственной власти, сатиру на их представителей стали выражать в промысле. Так устойчивым персонажем стал городовой со взятками – двумя петухами под мышками.
Богородская игрушка – это один из видов русских народных промыслов, основанный на изготовлении резных фигурок из дерева. Как правило, для этого вида резьбы используется мягкая древесина, характерная для липы, ольхи и некоторых других пород. После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков. Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративноприкладное искусство. Слово «декор» – означает «украшаю». Основа декора – узор, орнамент. Прикладное – предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание – украшают быт и радуют глаз, наполняя мир красотой и гармонией.
Бадаев, Вячеслав Семенович. Русская кистевая роспись : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / В. С. Бадаев. – Москва : Владос, 2007. – 32 с., [20] л. ил., цв. ил. : ил. – (Учебное пособие для вузов). – Библиогр.: с. 31. – Текст : непосредственный. В учебном пособии рассматриваются вопросы единства природы художественного происхождения искусства хохломской и Урало-Сибирской росписей. Определяется их принадлежность к системе кистевой росписи России в целом. Содержатся краткая история становления и развития этих народных промыслов и практические рекомендации по освоению художественно-образного языка традиционного декоративного искусства Хохломы и Урала.
Брыжик, Татьяна Григорьевна. Рассказы о глиняной игрушке / Т. Г. Брыжик. – Старый Оскол : ТНТ, 2007. – 379 с. : ил. – Текст : непосредственный. Книга рассказывает о русском гончарстве, глиняная игрушка – часть его. Многие годы автор повествования ходила, ездила по России, знакомилась с мастерами. Встречи, радость общения, счастье находок – все это в книге.
Величко, Наина Кареновна. Русская роспись : техника, приемы, изделия : [энциклопедия] / Наина Величко. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 223 с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений). – Текст : непосредственный. В книге представлены самые изысканные и нарядные русские росписи: городецкая, хохломская, мезенская и пермогорская. Сохранив вековые традиции, они превратились из народного творчества в современное востребованное искусство. Сегодня знакомые всем орнаменты и узоры украшают наряды от именитых модельеров, мебель и предметы интерьера. Если вы решили овладеть искусством росписи, то книга Наины Величко, известного художника и педагога, поможет быстро добиться результатов, даже если вы впервые взяли в руки кисть. Шаг за шагом вы научитесь писать основные элементы, строить орнаменты и композиции, расписывать различные поверхности и сочетать роспись с современными декоративными техниками. Помимо практических рекомендаций, в книге представлены интереснейшие факты из истории росписей, самобытные работы старых и современных мастеров, которые вдохновят вас на новые подвиги и открытия.
Гильман, Римма Акимовна. Художественная роспись тканей : учебное пособие для вузов по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р. А. Гильман. - Москва : Владос, 2008. – 159 с., [16] л. цв. ил. : ил., табл. – (Изобразительное искусство). – Библиогр. в конце глав и в подстроч. примеч. – Текст : непосредственный. В учебном пособии рассмотрены основные этапы развития искусства художественного оформления тканей. Подробно раскрываются способы свободной росписи тканей, технологии холодного и горячего батика, смешанная техника росписи. Кроме того, даны методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ по теории и практике декоративно-прикладного искусства.
Гильман, Римма Акимовна. Художественная роспись тканей : учебное пособие для вузов по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р. А. Гильман. – Москва : Владос, 2008. – 159 с., [16] л. цв. ил. : ил., табл. – (Изобразительное искусство). – Библиогр. в конце глав и в подстроч. примеч. – Текст : непосредственный. В учебном пособии рассмотрены основные этапы развития искусства художественного оформления тканей. Подробно раскрываются способы свободной росписи тканей, технологии холодного и горячего батика, смешанная техника росписи. Кроме того, даны методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ по теории и практике декоративноприкладного искусства. Пособие адресовано студентам художественнографических факультетов педагогических вузов, учителям художественного труда, руководителям кружков декоративно-прикладного искусства, художникам по костюму. Будет полезно и интересно широкому кругу читателей.
Горожанина, Светлана Валентиновна. Русская матрешка : [альбом] / С. В. Горожанина. – Москва : Интербук-бизнес, 2012. – 206, [1] с. : ил. – Библиогр. в конце кн. – Текст : непосредственный. Настоящее издание знакомит читателей с происхождением, бытованием и искусством изготовления всемирно известной русской куклы – матрешки. Наряду с рассказом о ведущих традиционных промыслах по ее производству, расположенных в Московской, Нижегородской и Кировской областях, представлены страницы истории почти забытых к настоящему времени небольших центров росписи матрешек. Рассмотрено такое яркое явление последних десятилетий, как авторская матрешка, с присущим ей многообразием художественных и технологических приемов, которыми пользуются современные талантливые мастера. Большая часть произведений публикуется впервые.
Дайн, Галина Львовна. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – Москва : Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 190, [1] с. : ил. – Текст : непосредственный. Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Книга иллюстрирована лучшими образцами игрушек народных мастеров, которые хранятся в Музее игрушки. Для специалистов, а также широкого круга читателей – любителей русского народного искусства.
Казакова, Людмила Васильевна. Декоративное искусство России в контексте мирового студийного творчества, 1980-2010 / Людмила Казакова ; Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. – Москва : Гнозис, 2013. – 157, [2] с., [32] л. цв. ил. : ил. – Библиогр. в примеч. в конце кн. – Текст : непосредственный. В предлагаемой вниманию читателя книге автор воссоздает картину развития декоративного отечественного и зарубежного искусства в контексте студийного творчества, явившегося художественным феноменом мирового творческого процесса XX-XXI веков. В книге представлено творчество ведущих мастеров художественного стекла, керамики, ювелирного, кинетического искусств, определивших основные критерии художественной ценности авторских уникальных произведений, соотнесенные с современным осмыслением пространства и времени.
Ковычева, Елена Ивановна. Народная игрушка : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. – Москва : Владос, 2012. – 158, [1] с., [4] л. цв. ил. : ил. – (Изобразительное искусство). – Библиогр.: с. 158 и в подстроч. примеч. – Текст : непосредственный. Учебное пособие предназначено для студентов, получающих образование по специальности «Народное художественное творчество». Формирование системы знаний по теории и истории народной игрушки является обучающей целью данного пособия. Методический и практический материалы, представленные в издании, помогут обогатить процесс воспитательной работы в образовательных учреждениях и в семье. Пособие может быть полезно будущим искусствоведам, культурологам, специалистам, работающим в сфере народных промыслов, педагогам образовательных и культурнопросветительных учреждений.
Личенко, Светлана Ильинична. Народное искусство Калужского края XIX-XX веков : архитектура, деревянная резьба, вышивка, кружево, игрушка : очерки / С. И. Личенко. – Калуга : Фридгельм, 2001. - 117, [1] с. : ил. – Текст : непосредственный. Книга посвящена основным видам народного творчества Калужской губернии: архитектурной деревянной резьбе, вышивке, кружеву, игрушке. Избранная автором форма изложения материала – система очерков – позволяет определить специфику происхождения, бытования, художественных особенностей разнообразных видов калужского народного искусства. Книга иллюстрирована и рассчитана на специалистов, а также на широкий круг читателей, интересующихся народным искусством.
Максимов, Юрий Васильевич. У истоков мастерства : народное искусство в художественном воспитании детей : из опыта работы / Ю. В. Максимов. – Москва : Просвещение, 1983. – 157, [2] с., [8] л. цв. ил. : ил. – Библиогр.: с. 157-158. – Текст : непосредственный. Автор обобщает передовой опыт работы педагогов РСФСР, занимающихся приобщением детей к народному художественному творчеству. В книге рассматриваются пути овладения профессиональным мастерством, даются психолого-педагогические рекомендации по организации занятий. Книга может быть полезна не только учителям изобразительного искусства, но и руководителям, кружков декоративноприкладного искусства, прежде всего на селе, мастерам производственного обучения в традиционных центрах народных ремесел.
Миловский, Александр Сергеевич. Народные промыслы = FOLK ARTS AND CRAFTS : встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. – Москва : Мысль, 1994. – 397,[1] с. – Текст : непосредственный. Ростовская финифть и кубачинские серебряные украшения, гуцульские ворсовые ковры и берестяные туеса русского Севера, таджикская игрушка и армянские резные камни-хачкары, обрядовые бисерные хакасские нагрудники и одежда из рыбьей кожи амурских народов – обо всех этих и множестве других видов народного искусства и ремесел рассказывается в книге. В очерках описываются старинные обряды, древние образы, сюжеты, мотивы, символы, тайны орнамента. Книга богато иллюстрирована.
Молотова, Виктория Николаевна. Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Молотова. – Москва : Форум, 2007. – 272 с. : ил. – Библиогр.: с. 175-176. – Текст : непосредственный. В учебном пособии приведены основные сведения о развитии мирового и русского декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Материал представлен в хронологической последовательности по основным историческим периодам, странам и стилевым направлениям. К каждой теме даны тесты, предназначенные для проверки (самопроверки) знаний по отдельным вопросам развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Предназначено для студентов вузов и может быть полезно широкому кругу читателей, интересующихся развитием мирового и русского декоративно-прикладного искусства.
Мусина, Ралия Рифгатовна. Российская традиционная керамика : [альбом] / Р. Р. Мусина. – Москва : Интербук-бизнес, 2011. – 167 с. : ил. – (Шедевры народного искусства России). – Текст : непосредственный. Книга посвящена традиционной керамике – одному из самых любимых в народе видов декоративно-прикладного искусства. В ней рассказывается об известных старинных центрах и отдельных, почти забытых ныне промыслах гончарного дела, ведущих отечественных производствах керамики второй половины XX века и наших дней, представлены произведения некоторых современных гончаров, верных традиционному искусству. Задачей издания является показ многообразия культурных истоков и художественных стилистик народных керамических промыслов, а также преемственности уникальных традиций, нашедшей яркое выражение в творчестве талантливых мастеров и художников настоящего времени.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=