Строитель мостов и железных дорог

Край наш Курский : календарь знаменательных и памятных дат, 2021 год / Комитет по культуре Курской области, Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева ; составители: Е. В. Мазнева, А. Н. Манжосов. - Курск : КОНБ им. Н. Н. Асеева, 2020. – 140 с. : цв. ил., портр. – Текст : непосредственный.

Журавскiй (Дмитрiй Ивановичъ, 1821–91). – Текст : непосредственный // Энциклопедический словарь. – Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон 1890 г. – Москва, 1991. – Т. 23. – С. 53.

Скрябина, Т. А. Журавский Дмитрий Иванович / Т. А. Скрябина. – Текст : непосредственный // Большая российская энциклопедия. – Москва, 2008. – Т. 10. – С. 133 : фот.

Нежин : очерк-фотопутеводитель / [фото И. Я. Довгоброда, И. Н. Корзуна ; автор текста Г. П. Васильковский]. – Киев: Мистецтво, 1986. – 125, [2] с. : ил. – Текст : непосредственный. На с. 27, 31 о Д. И. Журавском.

Дмитрий Иванович Журавский окончил в 1838 году Нежинский физикоматематический лицей, затем поступил в Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения. В 1842 году окончил курс с отличием и с занесением его имени на мраморную доску. По окончании учебы был назначен на изыскания железной дороги Петербург– Москва (Николаевская железная дорога). Дорога должна была стать на тот момент самой большой в мире (протяженность 656 км). На ее протяжении в условиях сложной местности должны были быть возведены 184 моста и 19 путепроводов. Строительством мостов руководил американский инженер Д. В. Уинстлер. Д. И. Журавский должен был рассчитать конструкции наиболее крупных мостов. Особо сложным считался проект моста через реку Мсту в районе ст. Веребьино длиной 550 м и высотой около 50 м. Веребьинский мост. Николаевская железная дорога.

В качестве базового проекта предполагалось использовать чертежи американского инженера и изобретателя У. Гау, по системе которого строили мосты в Америке. По проекту Гау мостовой пролет являлся деревянной фермой с раскосами и тяжами одинаковой величины. Журавский предположил, что при постройке моста необходимо учитывать усилия в фермах моста при прохождении по нему поезда, давление на мост сильного ветра и т. п. Для этого он создал макет будущего моста из одинаковых ферм, как и рассчитывал Гау, а тяжи и раскосы в макете изготовил из одинаковых металлических стержней с одинаковым усилием затяжки. При испытаниях макета эти стержни «звучали» подобно натянутым металлическим струнам. По разной высоте тона их звучания было доказано, что тяжи и раскосы испытывают в разных частях моста разные нагрузки, и поэтому должны быть разной толщины, а не одинаковой, как у американцев. Этот простой и убедительный эксперимент позволил ученому сделать точные математические расчеты для Веребьинского моста. Предложения Журавского, встреченные сначала с недоверием, были впоследствии поддержаны Уистлером и использованы во всех мостах на дороге.

Изменяя конструкцию американских ферм, Журавский пришел к мысли о целесообразности устройства неразрезных деревянных ферм, т. е. ферм, перекрывающих несколько пролетов. Это увеличивало прочность моста и облегчало его постройку. Для Веребьинского моста Журавским была спроектирована неразрезная ферма в девять пролетов по 54,3 м каждый. Это был едва ли не единственный случай применения мостовой неразрезной фермы на девяти пролетах. Одновременно Дмитрий Иванович работал над проблемой прочности и сопротивления материалов, из которых изготовлялись фермы, – дерева и железа. Результаты, полученные Д. И. Журавским при опытных исследованиях материала и моделей, легли в основу проектирования не только мостов железной дороги Петербург–Москва, но и последующих проектов мостов и других деревянных сооружений. Мосты, построенные Журавским, отличались большой прочностью и простояли более 35 лет до замены их металлическими. По окончании успешного строительства Веребьинского моста результаты своих девятилетних исследований по проектированию и постройке ферм Гау и изучению материалов для них Д. И. Журавский изложил в работе «О мостах раскосной системы Гау». Работа в 1855 году была удостоена большой Демидовской премии Академии наук. Этот труд принес Журавскому славу основоположника научного мостостроения в России и за рубежом.

Гумилевский, Л. Дмитрий Иванович Журавский / Л. Гумилевский. – Текст : непосредственный // Мастера техники / Л. Гумилевский. – Москва ; Ленинград, 1949. – С. 149–159 : ил.

Зензинов, Н. А. Мосты – его призвание / Н. А. Зензинов, С. А. Рыжак. – Текст : непосредственный // Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. – Москва, 1978. – С. 66 – 78 : ил.

Гумилевский, Л. Развитие железнодорожных сообщений/ Л. Гумилевский. – Текст : непосредственный // Железная дорога / Л. Гумилевский. – Москва, 1946. – С. 102–135 : ил.

Гумилевский, Л. Развитие железнодорожных сообщений / Л. Гумилевский. – Текст : непосредственный // Железная дорога / Л. Гумилевский. – Москва, 1946. – С. 102–135 : ил.

Гумилевский, Л. Дмитрий Иванович Журавский / Л. Гумилевский. – Текст : непосредственный // Мастера техники / Л. Гумилевский. – Москва ; Ленинград, 1949. – С. 149–159 : ил.

Демьянов, В. П. Интуиция и расчет / В. П. Демьянов. – Текст : непосредственный // Призвание / В. П. Демьянов. – Москва, 1989. – С. 11–14.

В 1857–1858 гг. совместно с архитектором К. А. Тоном и инженерами А. С. Рехневским и П. П. Мельниковым Д. И. Журавский руководил работами по замене старого деревянного шпиля на соборе Петропавловский крепости в Петербурге. Он разработал конструкцию нового металлического шпиля и метод ее расчета. В результате ученый не только построил шпиль, являющийся украшением СанктПетербурга, но и впервые создал теорию сквозных пирамидальных отверстий. За эти работы Дмитрий Иванович был произведен в полковники Корпуса инженеров путей сообщения.

Одним из последних проектов Журавского в области мостостроения стал интересный и смелый проект по восстановлению сгоревшего Мстинского моста в 1869 году. Журавский входил в совет управления Главного общества российских железных дорог, вице-президентом которого он являлся несколько лет. Одновременно он занимал должность председателя строительного отдела Императорского технического общества, одним из основателей которого он был. В 1871–1876 годах Д. И. Журавский принимал активное участие в переустройстве Мариинского водного пути, руководил проектированием обводного Ладожского канала, Морского Петербургского канала и порта в Либаве. В 1877 году Дмитрий Иванович Журавский был назначен директором Департамента железных дорог. На этой должности, в период с 1877-го по 1889 год он осуществил ряд важных мероприятий по увеличению провозной способности российских железных дорог. За время его работы на этом посту было открыто почти 4 800 верст новых рельсовых путей. В 1883–1889 годы Журавский являлся членом Совета Министерства путей сообщения. В 1889 году вышел в отставку. Дмитрий Иванович Журавский скончался в Петербурге 18 ноября (ст. стиль) 1891 года. Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга. В 1897 году в колонном зале Петербургского института инженеров путей сообщения был установлен мраморный бюст ученого. Именем Д. И. Журавского названа одна из улиц в Донецке.

Журавский Дмитрий Иванович – русский инженер. – Текст : непосредственный // Биографический словарь деятелей естествознания и техники. – Москва, 1958. – Т. 1. – С. 346–347. Лопырева, Т. А. Дмитрий Иванович Журавский 1821–1891 / Т. А. Лопырева. – Текст : непосредственный // Проблемы истории науки и техники. – Курск, 2003. – С. 203–209.

Беляев, Н. М. Дмитрий Иванович Журавский / Н. М. Беляев. – Текст : непосредственный // Люди русской науки. Техника. – Москва, 1965. – С. 149–157.

Тимошенко, С. П. Д. И. Журавский и его исследования касательных напряжений в балках / С. П. Тимошенко. – Текст : непосредственный // История науки о сопротивлении материалов с краткими сведениями из истории теории упругости и теории сооружений / С. П. Тимошенко. – Москва, 1957. – С. 171 – 175. Данилевский, В. В. Русская техника / проф. В. В. Данилевский. – 2-е изд., испр. и доп. – [Ленинград]: Лениздат, 1948. – 548 с. : ил. – Текст : непосредственный. На с. 202, 213, 446 о Д. И. Журавском.

Тюлина, И. А. История и методология механики / И. А. Тюлина. – Москва : Издательство Московского университета, 1979. – 282 с. – Текст : непосредственный. На с. 215, 250 о Д. И. Журавском. Дмитрий Иванович Журавский. – Текст : непосредственный // История механики в России. – Киев, 1987. – С. 189 – 190.

Дмитрий Иванович Журавский. – Текст : непосредственный // Куряне – выдающиеся деятели науки и техники : [сборник / сост.: А. Адамов и др.]. – Курск, 1950. – С. 63–73. Грива, Т. А. Пионер российского мостостроения: Журавский Дмитрий Иванович (1821–1891) / Тамара Грива. – Текст : непосредственный // Дорогие мои земляки / Тамара Грива. – Курск : Пресс-Факт, 2008. – С. 53–55 : фот. – (Ушли в вечность).

Чтобы сокровища, разбросанные на громадном пространстве, могли сделаться действительным достоянием народа, чтобы достигающее 100 миллионов население могло слиться в одну могучую массу, нужно много труда со стороны инженеров, требующего много знания и большой энергии. Да не устрашат нас ни горы с вершинами, одетыми снегом и облаками, ни глубокие и широкие реки, ни скалы, ни тундры. Дмитрий Иванович Журавский

Шумаков, Ю. Дела и мечты Журавского / Ю. Шумаков. – Текст : непосредственный // Молодая гвардия. – 1981. – 24 дек. (№ 154). – С. 3. – (Наши замечательные земляки). Гойзман, Ш. Строить, полагаясь на расчет / Ш. Гойзман. – Текст : непосредственный // Городские известия. – 2004. – 29 апр. – С. 2. Спиридонова, Н. Петропавловский шпиль и Шуховская телебашня «растут» из курской почвы / Н. Спиридонова. – Текст : непосредственный // Курский вестник. – 2010. – 16–22 марта (№ 10). – С. 9 : портр. Грива, Т. Курские мотивы на брегах Невы / Т. Грива. – Текст : непосредственный // Курская правда. – 2010. – 25 сент. – С. 5 : фот. Строитель мостов и железных дорог. – Текст : непосредственный // ЖитьѐБытьѐ. – 2018. – 25 дек. (№ 52). – С. 10. – (В этот день).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика