Художник в квадрате

Казимир Малевич родился 11 февраля (23 февраля по новому стилю) 1879 года в Киеве. Он был старшим в многодетной семье. Мать вела хозяйство и продавала рукоделие, а отец работал управляющим на свеклосахарных заводах.​

В 1889 году отец взял Казимира Малевича на ежегодную ярмарку сахароваров в Киеве. Здесь мальчик впервые увидел живописные полотна. После поездки Малевич начал рисовать. Однако отец не поддерживал это увлечение: он хотел, чтобы сын продолжил семейное дело и отдал его в агрономическое училище в селе Пархомовка.

Мать же, напротив, поощряла стремление к искусству и даже покупала Казимиру краски. В 1895 - 1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, учась у Н. К. Пимоненко. В 1894 - 1895 годы Малевич жил в Конотопе. По воспоминаниям самого художника первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет.

На картине под названием «Лунная ночь», размером аршин три четверти, была изображена река с лодкой на берегу и отражающая лучами луна. Работа понравилась друзьям Малевича. Один из друзей предложил продать картину и, не спросив художника, отнёс её в магазин, где та была достаточно быстро куплена за 5 рублей. Местонахождение картины так и осталось неизвестным.

В 1896 году семья переехала в Курск​. Казимир Малевич устроился чертежником в Управление Московско-Курской железной дороги, а в свободное время продолжал рисовать. Однако юноше не хватало академического образования, поэтому он решил переехать в Москву​. Летом 1905 года Малевич подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не приняли. Из Курска он приезжал поступать в училище еще два раза, в 1906 и 1907 году, — все безрезультатно.

В 1907 году Казимир Малевич окончательно перебрался из Курска в Москву. Он начал посещать школу-студию Федора Рерберга, где изучал историю живописи и пробовал новые художественные техники. В поисках собственного стиля художник подражал манерам рисования известных мастеров. В это время он создал несколько полотен на религиозные темы: «Эскизы фресковой живописи» и «Плащаница» — и картины в стиле импрессионизма​. В 1910 года Малевич написал свои первые авангардистские​ картины.

В 1910 году принял участие в первой выставке общества художников «Бубновый валет». В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи». 1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника» в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве. Познакомился с М. В. Матюшиным.

В 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями, картины, названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где стал руководителем мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца». К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников - УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников.

Умер Казимир Малевич в 1935 году из-за болезни в Ленинграде. В завещании он указал, чтобы его поместили в гроб в форме креста. Но организаторы проигнорировали этот момент и заказали супрематический гроб прямоугольной формы. Его тело перевезли в Москву и кремировали в Донском крематории. Урну захоронили под любимым дубом Малевича возле Немчиновки. Над могилой был установлен монумент кубической формы с черным квадратом.

Сейчас картины художника собраны в лучших музеях мира - Эрмитаже, Британской галерее Тейт, Национальном музее современного искусства во Франции и т.д. Его работы могут наблюдать посетители крупных городов мира - Нью-Йорка, Парижа, Амстердама, Кёльна, Москвы, Санкт-Петербурга.

«Весна» 1928-1929. Государственный Русский музей, С.-Петербург Теплая, с преобладанием оттенков зеленого и синего цветов, которые символизируют весенний колорит и чистый воздух. «Цветущие яблони» около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург Изображение дарит зрителю ощущение зарождения новой жизни, свежести, воздушного пространства.

«Бульвар» около 1930, Государственный Русский музей, С.-Петербург Характерный пример «возвратного» или «ретроспективного импрессионизма» конца 1920-х – начала 1930-х годов. «На бульваре» около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург Живописец занимается написанием нескольких полотен, посвященных бульварной тематике. Благодаря этим его картинам мы видим, как он выражал свои мысли и чувства.

Букша, Ксения Сергеевна. Малевич / Ксения Букша. - Москва : Молодая гвардия, 2013. - 333 с. : цв. ил. - (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким. Малая подсерия ; вып. 54). – Библиогр.: с. 329-331. - Текст : непосредственный.

Горячева, Татьяна Вадимовна. Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа / Татьяна Горячева. - Москва : Времена : АСТ, 2020. - 237, [3] с. : ил., факс. - (Серия «История и наука Рунета. Лекции»). – Библиогр. в конце кн. и в подстроч. примеч. - Текст : непосредственный.

Малевич, Казимир Северинович. Собрание сочинений : в 5 томах / Казимир Малевич ; общая редакция, вступительная статья, составление, подготовка текстов и комментарии А. С. Шатских. - Москва : Гилея, 1995 - . - (Советский фонд культуры). - Текст : непосредственный.

Малевич, Казимир Северинович. Черный квадрат как точка в искусстве : манифесты, декларации, статьи / Казимир Малевич. - Москва : АСТ : Времена, 2018. - 446, [1] с. - (Библиотека Паолы Волковой). - Текст : непосредственный.

Радин, Олег Михайлович. Казимир Малевич в Курске : [лекция], 14 февраля 2019 года, 15.30-16.50, Курск, Радищева 35, «Дом Знаний», Музей «Рушники соловьиного края» / лектор: Радин Олег Михайлович (художник-авангардист, галерея «АЯ»). - Курск : [б. и.], 2019. - 1 эл. опт. диск (DVDROM) : цв., зв. ; 12 см. - (Курский просветительский лекторий ; лекция 6). - Заглавие с контейнера. - (В кор.). - Изображение. Устная речь : электронные.

Музей «Казимир Малевич в Курске» / [Краеведческий Фонд им. В. Ф. Тихонова галереи «АЯ»]. - Курск : издано Краеведческим Фондом им. В. Ф. Тихонова галереи «АЯ», [202-?]. - [19] с. : ил., цв. ил., портр., факс. - Изображение. Текст : непосредственные.

Сидорина, Елена Викторовна. Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытии» : [монография] / Елена Сидорина. - Москва : БуксМАрт, 2021. - 639 с. : ил., цв. ил., портр., факс. – Библиогр. в примеч. - Текст : непосредственный.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика