БиблиоЭкспо «Собиратель земель Русских» * 970 лет (1053-1125) со времени рождения Владимира ВсеволодовичаМономаха (в крещении Василия), святого великого благоверного князя черниговского , переяславского , киевского и * 910 лет «Уставу» ВладимираМономаха (обнародован в 1113 г.)
Была пора: губительный раздор Везде летал с хоругвию кровавой, За ним вослед летали глад и мор; Разбой, грабеж и мщенье были славой. От русских русских кровь текла. Губил половчанин без страха. Лежали грады кучей праха, И Русь бедоюпоросла, Но Русь в беде крепка была Душой великой Мономаха. Василий Жуковский «Русская слава» Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.
Владимир II Мономах (1053-1125) — государственный деятель из династии Рюриковичей, князь ростовский, смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский. При крещении получил имя Василий (в честь святителя Василия Великого). Правнук Владимира Святославовича (Владимира Красное Солнышко), крестившего Русь. Из плеяды первых русских князей, оставивший «благими нравами» свой след в отечественной истории. Историк Николай Карамзин писал о нем так: «друг отечества», «благолюбивый Мономах», «славный победами за русскую землю». Сохранилось краткое описание внешности князя: «Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен. Храбрый на рати… многи враги победи». Канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых благоверных князей. Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.
Владимир Мономах появился на свет в мае 1053 г. Его отцом был переяславский князь Всеволод Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого. Мать Владимира Мария была, предположительно, дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В дальнейшем Владимир взял себе прозвище рода матери - «Мономах» (в переводе - «единоборец»). Князь Всеволод с ранних лет приучал старшего сына к суровой жизни, воспитывая в мальчике главнейшие для будущего правителя качества: отвагу, целеустремлѐнность, решительность. 13-летний Владимир был уже опытным охотником, вместе с отцом ходил в далѐкие походы, воевал против половцев. В этом же возрасте он приступил к самостоятельному княжению в РостовоСуздальских землях. С 1073 по 1078 гг. Владимир княжил в Смоленске, почти всѐ время проводя в военных походах против половцев. В 1078 г. Всеволод Ярославич стал великим киевским князем, и его старшему сыну достались во владение черниговские земли. Владимир стал правой рукой отца, во всѐм помогая ему. Князь Всеволод Ярославич. Портрет из Царского титулярника. 1672 г.
После смерти отца в 1093 г. Владимир в качестве его преемника мог взойти на киевский престол. Однако в те времена существовало особое правило преемственности, согласно которому править Киевом мог лишь старший из Рюриковичей. Им оказался двоюродный брат Владимира, Святополк Изяславич. Мономах, не желавший проливать кровь ради власти, уступил трон брату, а сам остался княжить в Чернигове. В последующие годы князь Владимир сделал очень многое для защиты Руси от регулярных набегов кочевников. Вместе с сыновьями он без устали сражался с ними, и спустя некоторое время русские земли были освобождены от врага. Усилиями Мономаха были остановлены и братоубийственные войны среди русских князей. Виктор Васнецов. «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты». 1848 г .
Чтобы объединить князей, сплотить их, были проведены два княжеских съезда – Любечский (1097 г.) и Уветичский (1100 г.), призванные решить споры словом, а не мечом. Князь Владимир стал главным вдохновителем знаменитого решения, принятого на Любечском съезде: «Отселе имеемся в едино сердце и блюдем Рускые земли; кождо да держить отчину свою. (Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет вотчиной своей)». Князья признали, что усобицы идут на пользу только половцам, которые «землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны». Они целовали крест на том, что если кто заведет смуту, то идти на него «всем князьям, всей землею». В 1113 г. Святополк умер, и в Киеве вспыхнуло народное восстание. Мономах пользовался большим уважением среди киевлян, поэтому киевские бояре пригласили его на княжение. Так Мономах стал великим князем киевским. Народ встретил его с почестями, беспорядки стихли. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Голицынский том, 1565–1576 гг. Княжение Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха в Киеве, 1114 г.
Правда Руская, или Законы великих князей Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха : найденная в одной древней рукописи в одном составе : С приложением примечаний на древнии обычаи и нравы и объяснений на все древния слова, и названии, вышедшия из употребления / Изданные любителями российскаго слова. - [Санктпетербург] : Печатано при Святейшем Правительствующем синоде, 1792 г. Во избежание смут Владимир принял меры по улучшению положения низов. Одной из этих мер стало написание князем «Устава» - документа, в котором Мономах силе меча предпочѐл силу уступок. Расскажем об этом документе подробнее.
«Устав Владимира Всеволодовича» (др.-рус. «Уставъ Володимѣрь Всеволодича») — древнерусский свод законов Владимира Мономаха, вошедший в «Пространную редакцию «Русской Правды». (Автором «Русской правды» был князь Ярослав Мудрый, дед Владимира Мономаха). Составлял вторую часть «Пространной Правды» и включал 69 статей (с 53 по 121). Устав был принят предположительно в 1113 г., в начале княжения Мономаха в Киеве, на совещании в селе Берестове под Киевом, на котором присутствовали тысяцкие Киева, Белгорода, Переяславля и др. Скорее всего, документ был создан в ответ на Киевское восстание 1113 г., возникшее в качестве реакции на обострение социального неравенства в Древней Руси. Законы, принятые Мономахом, помогли устранить социальнополитическую напряжѐнность в стране. Определение прав закупов, смердов и холопов защищало их от произвола феодалов. Урегулирование финансовокредитных вопросов стабилизировало экономику Руси. Издание Устава можно считать первым документированным ограничением зарождающегося торгового класса со стороны административной власти. Это была и первая попытка юридически ограничить произвол ростовщиков, что приводило к сокращению долгового рабства. Устав применялся в юридической практике Древней Руси вплоть до утверждения татаро-монгольского ига.
Основные положения «Устава» * Определѐн порядок возвращения денежной ссуды. Определены размеры резов (процентов). * Сумма процента стала чѐтко ограниченной: она не должна была превышать 20%. * Запрещалось превращать в раба купца, который не смог вернуть ссуду в результате военных действий, пожара или стихийных бедствий. * Сформулированы права и обязанности закупов (должников, отрабатывающих ссуду), и несколько ограничивался произвол их владельцев. * Определены причины попадания в холопство: самостоятельная продажа в холопство, женитьба на холопке, поступление на службу тиуном (тиун – управляющий из холопов) без договора о последующей свободе. Нельзя было превращать в холопа, взявшего в долг не деньги, а еду, например, хлеб и пр. (т.н. «дачу»). Принятие Устава привело к стабилизации в обществе. Народ принял политику Мономаха, поддержал его. Алексей Кившенко. «Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава Мудрого». 1880 г.
Церковная деятельность Владимира Мономаха По сказанию Киево-Печерского патерика, еще в юности Владимир Всеволодович был свидетелем огненного знамения при постройке Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Будучи болен, он приехал с отцом в Лавру и был исцелен через золотой пояс преподобного Симона варяга. Впоследствии, уже будучи великим князем, Мономах точно по размерам Киево-Печерского собора построил во всем подобную церковь в Ростове. Тот же патерик повествует и о другом чудесном исцелении Мономаха, уже во время его княжения в Чернигове в начале 1090-х гг., которое совершилось по молитве преподобного Агапита. По исцелении благодарный князь приходил в монастырь, чтобы отблагодарить чудотворца. В посмертной похвале Владимиру Всеволодовичу в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, который «не щадяще именья своего... цьркви зижа и украшая». Запись игумена Сильвестра о написании «книги сии Летописець … при князе Володимере, княжащю ему Кыеве». Лаврентьевская летопись. XIV в.
Кроме вышеозначенных Ростовского собора и Киевской Предтеченской церкви, сохранились известия о построении Мономахом в 1117 г. Борисоглебской церкви на реке Льте (Альте) под Переяславлем Русским, на месте гибели святого князя Бориса. Вообще, автор посмертной похвалы вменяет в заслугу Мономаху «велику веру... к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу». Известно о том, что, по повелению Владимира Всеволодовича, в 1102 г. раки святых были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей святых князей в 1115 г. клети, в которых были установлены раки, благодаря Мономаху, были украшены коваными по золоту и серебру изображениями Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и прочим. В киевское княжение Владимира Всеволодовича и, очевидно, не без его влияния, была создана и окончательная редакция «Сказания о святых Борисе и Глебе». «Владимир почитает сродников своих - святых князей Бориса и Глеба». Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.
Возможно, именно Мономаху принадлежал замысел создать епископию в Смоленске. Там в 1101 г. князь заложил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. И, по преданию, передал новому собору семейную реликвию – икону Божией Матери «Одигитрия». Наконец, по археологическим данным, после 1115 г. он, вероятно, построил каменную церковь Спаса на Берестове под Киевом. Крещенный с именем Василий (в честь святителя Василия Великого), своего Небесного покровителя князь очень почитал: на личной печати Мономаха на лицевой стороне был изображен святитель Василий. Владимир Мономах оставил свой след и в литературе. Кроме «Устава», широко известно его «Поучение», написанное для юношества, в котором князь делился собственным жизненным опытом, давал полезные советы отрокам. Расскажем подробнее и о нем. Печать Владимира Мономаха: лицевая сторона (с изображением святителя Василия Великого) и оборотная (с надписью «Господи помоги рабу Твоему Василию»).
«Поучение Владимира Мономаха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII в., который называют первой светской проповедью. Первоначально «Поучение Владимира Мономаха» состояло из трѐх частей: собственно «Поучения», Летописи жизни Мономаха (автобиография князя) и его послания князю Олегу Святославичу Черниговскому. В первой части князь Владимир Мономах обращается к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтѐт его послание. «Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! ... Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться». Страница из «Поучения Владимира Мономаха»
Основа основ для князя: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра». Предвидя, что сомнение может поколебать решимость его потомков жить по заповедям Божиим среди мирских искушений и соблазнов, князь Владимир приводит в ободрение им слова Псалтири: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». Он советует молодым «… при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; … не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу - ввысь, … ни во что ставить всеобщий почет». Напоминает князь и о справедливом рассуждении, необходимом для правителя: «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте». И не только к правым, но и к виновным, князь призывает оказывать милость и снисхождение: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души». И этот «урок» не раз был пройден им самим.
Мономах обращается ко множеству источников: цитирует Псалтирь (36 и 55 псалмы), Житие святителя Василия Великого (о скромности и послушании старшим). Упоминает несколько городов, среди которых – Курск: сообщает, как в 1068 г. его отец Всеволод Ярославич направил своего сына в Ростов, а сам пошел к Курску. Следующая часть «Поучения Мономаха» («Рассказ о путях и ловах») представляет собой перечисление его военных походов и поездок. Князь делится с читателем богатым личным опытом, показывая, как он соблюдает те правила, о которых говорит в первой части. Рассказ повествует о походах Мономаха против полочан, вятичей, поляков и половцев. Всего Мономах помнит 83 похода и 19 соглашений, которые он заключил с половцами. Автор заканчивает повествование выражением надежды на то, что читатели не будут его осуждать, так как он не хотел хвалить «ни себя, ни смелости своей» и прославлял лишь Бога за Его милость: «за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Мономах побуждает делать добрые дела и славить «Бога со святыми Его». «Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 г. по рисунку Бориса Чорикова
Третья часть «Поучения» – послание к черниговскому князю Олегу Святославичу – стало откликом на события в Муроме 6 сентября 1096 г., когда в битве с Олегом был убит один из сыновей Мономаха — Изяслав. В послании Мономах милосердно прощает князю Олегу гибель сына, призывает его к миру, удивляется тому, что Олег не раскаивается в совершенном им тяжком грехе. «Поучение Владимира Мономаха» дошло до нас в пергаментной Лаврентьевской летописи 1377 г. Однако у исследователей возникли сложности при определении границ «Поучения»: летописец не разделил, где заканчивается само произведение и начинается письмо брату Олегу. Именно с «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов. Страница из Лаврентьевской летописи 1377 г.
Следует отметить, что вообще все сохранившиеся писания и переписка Владимира Всеволодовича рисуют его образ как правителя, щедро наделенного достоинствами христианского государя, государственного мыслителя и писателя. Сохранились два послания к нему митрополита Никифора I, содержание которых характеризует их адресата как человека образованного и скромного до аскетизма в быту. В первом послании митрополит излагает князю учение о посте и воздержании и хвалит Мономаха за его равнодушие к мирским благам: Владимир Всеволодович спит на голой земле и «сиротину носит одежку» и только, «в град входя, власти деля», облачается в княжеские одежды; правитель дает своим приближенным богатые пиры «величества ради княжеского», сам же питается хлебом и водой, «седя и позоруя» (т.е. смотря, наблюдая). «Великий князь Владимир Всеволодович Мономах садится на великом княжении в Киеве 20 марта 1114 г.» Лицевой летописный свод Ивана Грозного. 1565 – 1576 гг. Голицынский том.
Говоря о личной жизни князя, следует сказать, что у Владимира было три жены и множество (предположительно – 11) детей. Первой его супругой стала в 1074 г. Гита (Гида) Уэссекская — английская принцесса, одна из дочерей последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II. После гибели отца в битве при Гастингсе она бежала во Фландрию, вместе с двумя братьями поселилась у своего дяди Свена Эстридсена, короля Дании, который и выдал ее замуж за Мономаха. Участвовала в 1-м крестовом походе вместе с Готфридом Бульонским, умерла и погребена в Палестине, скорее всего, в 1098 г., т. к. год спустя Владимир уже женился на другой женщине. Гита родила Мономаху пятерых сыновей, которым дали славянские имена: Мстислав, Изяслав, Святослав, Ярополк и Вячеслав. Второй супругой князя стала около 1099 г. Евфимия, предположительно – гречанка. За восемь лет она родила князю шесть детей: трех дочерей и трех сыновей, каждый из которых носил греческие имена. Девушек звали Марица, Евфимия и Агафия, а сыновей — Юрий, Роман и Андрей. Один из еѐ сыновей, Юрий Долгорукий, сыграл значительную роль в истории Руси. В «Повести временных лет» указана дата ее смерти: май 1107 г. Гита Уэссекская, мозаичное окно в английской церкви
Третьей женой князя Владимира в том же 1107 г. стала половчанка — неизвестная по имени дочь одного из половецких ханов. Детей в браке не имела, умерла через два года после смерти самого Владимира – в 1127 г. Брак этот носил, скорее всего, церемониальный характер – поводом к его заключению стало перемирие с половцами, которое кочевники запросили после поражения в битве на реке Суле. Тогда, кроме Мономаха, взяли в жены дочерей половецких ханов его сын, Юрий Долгорукий, и сын его двоюродного брата Святослав Олегович. С уверенностью можно сказать, что потомки Мономаха оказали существенное влияние на Киевскую Русь: четверо из его сыновей были великими князьями и управляли Киевом, а Юрий Долгорукий считается основателем Москвы и является родоначальником ветви Рюриковичей, правящей впоследствии Московским царством вплоть до Великой Смуты 1598-1613 гг. Сыновья Мономаха Мстислав (слева) и Юрий Долгорукий. Портреты из «Титулярника» 1672 г.
Известно, что Владимир Мономах активно использовал династические браки своих отпрысков для укрепления положения Руси на международной арене. Так, его дочь Евфимия (†1139), вышла замуж за Кальмана I, короля Венгрии. Дети Мономаха оставили свой след и в истории Курска: второй сын Мономаха и Гиты Уэссекской - Изяслав (родился в 1077 или 1078 г.) - правил в Курске до 1095 г., затем стал княжить в Муроме. Именно он был убит князем Олегом Святославичем Черниговским. Скончался Мономах 19 мая 1125 г., оставив после себя сильное государство с развитой экономикой и культурой. Время его княжения стало последним периодом единства и усиления Киевской Руси. После его смерти страна двинулась к ослаблению и распаду. Той же степени консолидации Русь достигла лишь три столетия спустя под скипетром московских князей, прямых потомков Мономаха. «Сражение войск Изяслава Владимировича с войсками Олега Черниговского». Иллюстрация из Летописи.
Почитание, канонизация, иконы Сохранилось очень мало данных о почитании нашими предками князя, как святого. В некоторых богослужебных книгах, например, Прологе XIII в. (это сборник житий и назидательных текстов для чтения в храме) упоминается «святой Владимир, отец князя Мстислава». Более определенно говорят о почитании великого князя Святцы XVII в.: здесь его память приходится на 19 мая - день кончины. К настоящему времени имя князя включено Церковью в Собор всех Святых земли Русской. Дата этого праздника – переходящая, это второй воскресный день после праздника Святой Троицы. А 28 июля князь также чтится вместе с Собором всех святых Киевских. Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг.
Самые древние изображения князя относятся к XIV-XV вв., их можно увидеть на миниатюрах – иллюстрациях к летописным текстам. Изображения большего размера начинают появляться при Иване IV Грозном ввиду того, что в его время распространилось сказание о Царской Шапке – венце, который, по преданию, подарил Мономаху император Византии. Иллюстрацией к этой истории стали не только изображения князя на «Мономаховом троне» Успенского собора, но также – на одной из росписей из так называемой «Золотой палаты» Кремля. «В лето 6626. Ходи Володимир на Ярославця Святополчича к Володимирю...» «Поход Владимира ВсеволодовичаМономаха против Ярослава Святополковича Волынского», 1118 г. Радзивиловская летопись, конец XV в.
Скажем несколько слов о знаменитой Шапке Мономаха. Мономахова шапка — главная царская шапка великих князей и царей, символ самодержавия в России. Относится к числу древнейших регалий Оружейной палаты Московского Кремля. Внешне представляет собой золотой головной убор с соболиной опушкой, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, увенчана крестом. На Руси полусферическая форма шапки с опушкой символизировала небо и солнце. Устремлѐнный ввысь наконечник «соединял» носившего с предками и «узаконивал» его власть через связь с божественным. Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма. Шапка имела особый статус и функцию. Со времѐн первой церемонии венчания на престол Димитрия (внука Ивана III), состоявшейся в 1498 г., регалия использовалась в ритуале венчания всех московских государей на протяжении 178 лет. Каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии еѐ прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Шапка Мономаха в Оружейной палате, современное фото
Последний раз Шапка Мономаха использовалась для венчания в 1682 г. во время уникальной церемонии совместной коронации братьев-соправителей Ивана и Петра Алексеевичей. Старшего брата, Ивана V, венчали оригиналом, а младшего, Петра Алексеевича (Первого и Великого), венчали, используя Шапку второго наряда, более простой дубликат, изготовленный специально для этой цели. В 1721 г. по указу Петра I традиция венчания на царство была заменена обрядом коронации. С 1762 г. место главной династической регалии заняла Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. Более древние инсигнии (внешние знаки власти, статуса, должности), в том числе, и Шапка Мономаха, были перевезены в Успенский собор. При коронациях их выставляли на аналое как «достопамятность Царского достоинства». Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом». Художник Василий Верещагин, 1896 г.
До сих пор нет единого мнения о времени и месте создания Шапки. Некоторые исследователи считают, что она была изготовлена в Византии в XII-XIII вв. Другие утверждают, что это памятник восточного искусства, выполненный или в Средней Азии или в Золотой Орде в конце XIII – первой половине XIV вв. Часть историков считает, что Шапка была даром хана Узбека, правителя Золотой Орды, великому князю Ивану I Даниловичу (Калите) (1288-1340). В двух вариантах завещания великого князя, действительно, упоминается «золотая шапка». Интересно, что она фигурирует и во всех последующих завещаниях — духовных грамотах — московских князей. Согласно другой (современной) версии, шапка была собрана из деталей шлемов сыновей князя Ивана II Красного (сына Ивана I Калиты) — Димитрия Донского и княжича Иоанна. Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII в., единый предмет из них был составлен в 1505-1526 гг. Феодор I Иоаннович, гравѐр Штенглин, Иоганн, литография, XVIII в.
Достоверно о шапке написано в одном из Летописных сводов 1498-1500 гг.: «Князь великий Иван Васильевич всеа Русии... пожаловал великим княжением внука своего князя Дмитрея Ивановича… возложиша на него бармы Манамаховы и шапку». Первое же краткое описание внешнего вида шапки Мономаха сохранилось в записках дипломата, историка и писателя барона Сигизмунда фон Герберштейна. Он приезжал в Москву в 1517 и 1526 гг. и в один из своих визитов увидел в казне Василия III следующий предмет: «Шляпа на их языке называется schapka; еѐ носил Владимир Мономах и оставил еѐ, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (будучи подвешенными на золотых проволочках)». Возникает вопрос: почему шапка связана именно с именем Владимира Мономаха, а не других князей? Можно предположить следующее. Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов. И именно его московские князья и цари из рода Рюриковичей считали своим «сродником и прародителем». Легенда о Мономаховых регалиях имела особенное значение для Ивана III, при котором Русь стала одним из крупнейших государств Восточной Европы. После падения Византии в 1453 г. Русь претендовала на роль ее наследницы. Теперь родовые сокровища московского князя становились зримыми доказательствами древней связи Руси с Византией. Таким образом, удостоверялся переход из Византии на Русь «царского достоинства». Так «Золотая шапка» Ивана Калиты к 1498 г., вероятно, и превратилась в «Шапку Мономаха», стала русской государственной регалией и символом царской власти.
В конце XV в. тверской монах Спиридон-Савва написал «Послание о Мономаховых дарах», известное также как «Послание Спиридона-Саввы». Оно входит в цикл сочинений, посвященных происхождению великих князей Владимирских и Московских и объединяемых, по-видимому, общим названием — «Сказание о князьях владимирских». В этих сочинениях впервые были зафиксированы письменно две легенды, сыгравшие исключительную роль в становлении официальной идеологии Русского государства XVI-XVII вв.: о происхождении рода русских государей от римского императора Августа и о поднесении византийским императором Константином Мономахом царских регалий русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. В числе этих регалий назван и царский венец — знаменитая «шапка Мономаха». Спиридон-Савва рассказывается о получении Владимиром Мономахом регалий из Византии и о том, как его венчали «царьским венцем» императора Константина Мономаха. Начало «Послания о Мономаховых дарах» монаха Спиридона-Саввы в рукописи XVI в.
Крылатой стала фраза «Тяжела ты, шапка Мономаха!» из трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов». Что же она означает? В словарях значение фразеологизма поясняют так: «О неприятных и тяжелых обязанностях, налагающихся на кого-либо». Выражение символизирует не только пышность и богатство царской власти, но и тяжесть принятия решений, тяжесть ответственности за свои деяния. Нельзя не упомянуть и о том, что в 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля появилось царское моленное место – «Мономахов трон», стенки которого были украшены 12-ю барельефами, иллюстрирующими «Сказание о князьях Владимирских». В первой композиции Владимир Мономах показан сидящим на троне в парадных княжеских одеждах и в высокой шапке с навершием, сходной по форме с венцом императора Константина Мономаха на другом барельефе этого трона. «Мономахов трон». Современное фото.
В последней, 12-й, композиции митрополит Неофит венчает Владимира Мономаха на царство венцом в виде высокой шапки с навершием. Князь изображен в парадном царском платье, на груди – крест на толстой цепи, в руке – принятый от митрополита жезл-посох. Владимир был изображен в полном царском облачении, а рядом с ним – император Константин Мономах, что подчеркивало их «равночестность». Разумеется, с исторической действительностью такие изображения никак не соотносились. Тем не менее, именно с этого времени идет традиция писать великого князя как «средовека» (человека средних лет), с короткой раздваивающейся бородой. Барельеф Мономахова трона «Митрополит венчаетВладимира Мономаха на царство».
Присутствует князь Владимир и на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (центральная фигура на коне), написанной по заказу царя Иоанна Грозного в память о его Казанском походе 1552 г. Предполагаемым автором иконы считают протопопа Благовещенского собора Кремля и царского духовника Андрея (с 1564 г. — московский митрополит Афанасий). Современных икон Владимира Мономаха крайне мало. Зачастую его изображение аналогично образу Владимира Святого, крестившего Русь, которому был тезоименит князь. Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», середина 16 в.
Князь Владимир на коне: фрагментиконы «Благословенно воинство Небесного Царя»
«Граффити» на стенахКиевского Софийского собора Несмотря на 1000-летний возраст, собор до сих пор таит в себе множество тайн и загадок. Одним из уникальных источников информации являются фрески и надписи на стенах; специалисты их называют «граффИти». Это своеобразная каменная летопись Киева. Одни из надписей рассказывают о малоизвестных фактах жизни исторических личностей, другие опровергают устоявшиеся взгляды на события прошлого. На сегодняшний день исследователи обнаружили и расшифровали около 5 тысяч граффити. Полагают, что всего в соборе их больше 7 тысяч. Большинство граффити на стенах «Софии» имеют религиозное содержание. В основном, это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. Писали все: от простых смертных – до великих князей. Предположительно, оставил свой автограф и Владимир Мономах. Предполагаемый автограф князя Владимира в Михайловском приделе киевского Софийского собора: «Господи, помози рабу своему Василеви грешнику. Помози ему, Господи».
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=