Савва Морозов

Морозовы – одна из самых знаменитых династий предпринимателей, меценатов и благотворителей Москвы. Ее основатель Савва Васильевич совершил почти невозможное. Будучи крепостным крестьянином, он открыл свое дело, преуспел и вскоре смог выкупить себя и семью. Начав с маленькой шелкоткацкой мастерской, к концу жизни Савва Морозов был купцом первой гильдии и владельцем множества фабрик. Его потомки стали богатейшими людьми страны, проявившими себя не только в области промышленности.

Савва Тимофеевич Морозов происходил из старообрядческой купеческой династии Морозовых, обосновавшейся на Патриаршине в XVI веке. Предок династии, старейший из рода Морозовых — Василий Фѐдорович (1749—1825 гг.) — был рыбаком и происходил из старообрядцев поморского согласия.

Савва Тимофеевич Морозов являлся потомственным почѐтным гражданином, его детство прошло в усадьбе в Трѐхсвятительском переулке. Окончил 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот (1881). В 1881 году поступил на естественное отделение физикоматематического факультета Императорского Московского университета, который закончил в 1887 году с дипломом химика. В эти годы написал значительную работу — исследование о красителях, а позднее общался с Менделеевым.

В 1883 году стал одним из учредителей Русского гимнастического общества. В 1885—1887 годах изучал химию в Кембриджском университете (Великобритания), одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках (в Манчестере). С 1886 года — директорраспорядитель Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°».

Савва Морозов очень любил работу и не раз говорил, оспаривая известный афоризм «мыслю, следовательно, существую»: «Не согласен я с Декартом в этой формулировке. Мышление — процесс, замкнутый в самом себе. Он может не прейти вовне, оставаясь бесплодным и неведомым для людей. Мы не знаем, что такое мышление в таинственной своей сущности, но знаем, где его границы… Я говорю: работаю, значит, существую. Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и моѐ сознание».

Летом 1895 года Савва Морозов познакомился с Зинаидой Григорьевной Зиминой, дочерью купца второй гильдии Г. Е. Зимина. Она ответила взаимностью. Выбор не был одобрен, так как противоречил вероисповеданию Морозовых, но он пошел против воли родителей. В 1888 году Савва Морозов женился на Зинаиде Григорьевне. У молодых родился первенец Тимофей. Через два года Зинаида Григорьевна подарила супругу дочь Марию, в 1895 году родилась Елена, в 1903 году – сын Савва.

Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой с дочерью Марией и сыном Саввой. 1903 год. Неизвестный автор.

Савва Тимофеевич по сложившейся семейной традиции династии Морозовых участвовал в делах благотворительности. При участии предпринимателя регулярно создавались приюты, богадельни и лечебницы. Знаменитая Морозовская детская больница

В 1900 году Морозов решил построить собственную больницу. На строительство он пожертвовал отцовское наследство – 400 тысяч рублей.

Для коллекции икон, фарфора и гравюр – Савва Морозов отвел, целый особняк во Введенском переулке, специально перестроенный. Кстати, на этом проекте снова встретились архитектор Федор Шехтель и художник Михаил Врубель. После революции в этом доме открылся Музей фарфора (сегодня – Музей керамики в Кускове), а Алексей Морозов стал его хранителем.

Предприниматель был другом Станиславского и НемировичаДанченко. В 1898 году фабрикант курировал создание Общедоступного театра в Москве, спонсировал строительство МХТ в Камергерском переулке с большим залом на 1300 мест, с 1901 года возглавил финансовую часть театра. В общей сложности Савва Морозов потратил на нужды МХТ 500 тысяч рублей.

Это было одним из самых щедрых поступков Саввы было создание в Москве общедоступного театра, на спектакли которого могли бы ходить мещане средней руки и даже небогатые рабочие. Существует версия, что идея создания общедоступного театра пришла Морозову после просмотра им спектакля «Царь Федор Иоаннович» Константина Станиславского. Впечатлительный человек, после двух часов спектакля промышленник вышел на Тверскую улицу и загорелся идеей сделать здание Художественного театра в Камергерском более доступным и вместительным. Архитектор театра А.А. Галецкий

Но настоящей любовью стала живопись. Его приводили в восторг работы французских импрессионистов. Собрание составляло более 600 произведений – одно из самых больших собраний в мире.

Морозова не волновала цена шедевров – главное, что он мог любоваться ими тогда, когда хотел. Картины располагались в его эклектичном особняке на Пречистенке, чудом уцелевшем после пожара 1812 года и позже перестроенном.

После революции собрание национализировали. Чуть позже коллекция попала в Музей нового западного искусства, а сегодня ее можно увидеть в ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитаже.

Товарищество Никольской Мануфактуры, Саввы Морозова Сын и Ко. Группа V. 1 июня – 13 октября 1882 года. Автор: «Шерер, Набгольц и Кº».

Подъезд здания Московского Художественного театра в Камергерском переулке. 1902 год. Неизвестный автор.

В четырехсерийном фильме речь пойдет о действительно уникальном историческом материале рубежа эпох (XIX-XX век), когда призрак революции бродил по всей Европе, а миром и войной, цивилизацией и культурой распоряжалось всего десятка два олигархов. Савва Морозов - как раз один из них. Есть множество версий его биографии, но все они вариации одной легенды.

«Роковая любовь Саввы Морозова» – новый двухсерийный документальный фильм, созданный Первым каналом в 2012 году. Картина создана телекомпанией «Останкино» по заказу Первого канала. Проект «Роковая любовь Саввы Морозова» сочетает в себе элементы документального и игрового кино. Автор фильма подвергает сомнению официальную версию гибели известного российского мецената и проводит собственное расследование на территории России и Франции. Он досконально исследует обстоятельства смерти Саввы Морозова и приходит к выводу, что виной всему стала роковая любовь.

02-я серия. «1902 год — Савва Морозов» «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» — цикл документальных передач про историю России, выходивший на телеканале «Россия» с 4 октября 2003 по 25 апреля 2013 года. Ведущий — Николай Сванидзе. Каждая серия посвящена одному году XX века в России (за исключением 1917, 1941 и 1993 гг., которым посвящены по две серии), одновременно являясь и «портретом года», и «портретом человека года». В центре повествования видные деятели политики, науки и культуры тех лет. Программа является лауреатом премии «ТЭФИ 2005» в номинации «Лучшая историческая программа».

Морозов стал прототипом персонажей во многих произведениях Горького, среди которых — «Егор Булычов и другие», «Дело Артамоновых». Их герои тоже занимались меценатством и помогали революционерам.

В усадьбе Покровское-Рубцово Морозов содержал конный двор. Ему принадлежали лучшие в России лошади: вороной рысак Ташкент и гнедая Наяда. Они участвовали в московских скачках и выигрывали призовые места.

Он очень любил работу и не раз говорил, оспаривая известный афоризм «мыслю, следовательно, существую»: «Не согласен я с Декартом в этой формулировке. Мышление — процесс, замкнутый в самом себе. Он может не прейти вовне, оставаясь бесплодным и неведомым для людей. Мы не знаем, что такое мышление в таинственной своей сущности, но знаем, где его границы… Я говорю: работаю, значит, существую. Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и моѐ сознание». На своих фабриках Морозов ввѐл оплату по беременности женщинам-работницам. Имел своих стипендиатов в технических вузах страны, а некоторые из его стипендиатов обучались за границей. Морозовские рабочие были более грамотны, чем рабочие других российских промышленных предприятий

Поль Сезанн «Девушка у пианино» («Увертюра к „Тангейзеру―»), ок. 1869 года, Государственный Эрмитаж

Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари», 1878 год, Государственный Эрмитаж

Альфред Сислей «Мороз в Лувесьенне», 1873 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина

Поль Сезанн «Персики и груши», 1890–1895 годы, ГМИИ имени А. С. Пушкина

Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара», 1910 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина

Борис Кустодиев, 1917 год, Государственная Третьяковская галерея

Федорец, А. И. Савва Морозов / Анна Федорец. - Москва : Молодая гвардия, 2013. - 348, [2] с., [16] л. ил., портр., факс. - (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1623 (1423)). - Текст : непосредственный. Имя Саввы Тимофеевича Морозова — символ загадочности русской души. Что может быть непонятнее для иностранца, чем расчетливый коммерсант, оказывающий бескорыстную помощь частному театру? Или богатейший капиталист, который поддерживает революционное движение, тем самым подписывая себе и своему сословию смертный приговор, срок исполнения которого заранее не известен? Самый загадочный эпизод в биографии Морозова — его безвременная кончина в возрасте 43 лет — еще долго будет привлекать внимание любителей исторических тайн. Сегодня фигура известнейшего купца-мецената окружена непроницаемым ореолом таинственности…

Сто великих меценатов и филантропов / [автор-составитель Ломов В. М.]. - Москва : Вече, 2013. - 413 с. : портр. - (100 великих). - Текст : непосредственный. Любовь к людям, доброжелательное отношение к человеку вообще, жертвование своим временем, деньгами, репутацией ради благотворительности. Помощь нуждающимся, человеколюбие. Широкая поддержка и покровительство наукам, искусству и образованию. Таковы основные черты филантропии и меценатства. Очередная книга серии рассказывает о самых знаменитых меценатах и филантропах -- от древности и до наших дней. Среди них были Птолемеи, Меценат, Акбар Великий, Рудольф II, Людовик XIV, Ф. П. Гааз, И. В. Цветаев, Бахрушины, П. М. Третьяков, Людвиг II Баварский, С. Т. Морозов, мать Мария, мать Тереза и многие другие.

Жадько, Е. Г. Сто великих династий / Е. Г. Жадько. – Москва : Вече, 2008. - 479 с. : ил., портр. - (100 великих). - Текст : непосредственный. Новая книга популярной серии "100 великих" посвящена самым знаменитым династиям в истории человечества: императорским и королевским, аристократическим и дворянским, промышленным и артистическим. Достаточно назвать только несколько звонких фамилий: Селевкиды и Борджиа, Рюриковичи и Романовы, Габсбурги и Ланкастеры, Медичи и Стюарты, Кеннеди и Морозовы, Форды и Михалковы.

Меценатство и благотворительность в России : биобиблиографический указатель / Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Информационнобиблиографический отдел ; [составитель К. Н. Шапошникова]. - Белгород : Константа, 2009. - 766 с., [24] л. ил., портр. : портр. - Текст : непосредственный. Биобиблиографический указатель «Меценатство и благотворительность в России» включает имена меценатов и благотворителей со второй половины XVII и до начала XX века. Представленная в указателе литература широко освещает вклад не только отдельных лиц, но и пожертвования целых династий, родовых кланов, купеческих сословий, владевших крупным капиталом и имевших возможность вкладывать средства в благотворительность и меценатство. В биобиблиографический указатель включены сведения о книгах, авторефератах диссертаций, публикации из сборников и журналов. Статьи из центральных и региональных газет отражают только краеведческие материалы. Хронологические рамки представленных материалов с 1954 по июль 2008 года. Исключение составляют отдельные издания краеведческого характера (1872, 1882, 1886, 1911 гг.).

Шабалина, Л. Н. Русские меценаты, предприниматели и благотворители : учебное пособие : [для иностранцев, изучающих русский язык] / Л. Н. Шабалина. - Москва : Флинта : Наука, 2009. - 163, [1] с. : ил., портр. - (Русский язык как иностранный). - Текст : непосредственный. Материалы пособия знакомят с национальной спецификой формирования русского предпринимательства пореформенной России, с характерными свойствами того совершенно особого типа русского предпринимателя, который был сформирован русской историей, наконец, с традициями русского купечества и предпринимательства на фоне такого уникального и широкомасштабного явления, как русское меценатство. Пособие адресовано студентамгуманитариям, как русским, так и иностранным, а также все, кто интересуется историей русской культуры.

Полунина, Н. М. Коллекционеры старой Москвы : иллюстрированный биографический словарь / Надежда Полунина, Александр Фролов. - Москва : Независимая газета, 1997. - 526, [1] с. : ил., портр. - (Энциклопедии). - Текст : непосредственный. Иллюстрированный биографический словарь "Коллекционеры старой Москвы" - книга уникальная как по содержанию, так и по своей структуре. Она не имеет аналогов в отечественной и зарубежной литературе. Биографии собирателей (XVII-XX вв.), представленные в алфавитном порядке, отражают историю создания коллекций и их судьбу. Прошлое перетекает в настоящее и становится будущим, когда вглядываешься в портреты тех, кто отдал делу собирательства всю свою жизнь. Известно, что только благодаря их неустанной подвижнической деятельности сложился богатейший музейный фонд России. Известно также, что большинство из них незаслуженно забыто. Эта книга - благодарная дань их памяти. В книгу включены очерки о ста коллекционерах Москвы. Среди них - члены царской семьи, аристократы, дворяне, купцы, предприниматели, банкиры, чиновники, представители интеллигенции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика