Пречестная великая обитель

500 лет со дня основания Новодевичьего женского монастыря в г. Москве

Новодевичий монастырь. Фотография 1890-1898 гг. и современное фото

Краткая справка: Новодевичий Ставропигиальный Женский Монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви — православный женский монастырь в Москве на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время — Большой Пироговской улицы). Основан великим князем Василием III 13 мая 1524 г. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни г. Смоленска, в благодарность за овладение городом в 1514 г. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII вв., с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества. Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской Православной Церкви и Государственного исторического музея. С 2010 г. здесь действует церковный музей Московской епархии. В монастыре до 2021 г. находилась резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

История создания Новодевичьей обители началась еще за десять лет до ее основания. В 1514 г., в связи с крупным военным успехом, — взятием г. Смоленска в очередной кампании — великий князь Московский Василий III дал обет основать в честь этого значимого события монастырь. Согласно летописи, «лета 7032-го майя в 8 день поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом». Новым монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому монастырю, именовавшемуся тогда Стародевичьим, и Вознесенскому монастырю в Московском Кремле. По патриаршей грамоте 1598 г. полным названием монастыря было: «Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь». Новодевичий монастырь. Ночной вид (вид с северовостока), открытка 1848 г.

Новодевичий монастырь посвящѐн образу Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (с греч. — «Путеводительница», «Наставница»). Так назывался древний образ Богоматери, по преданию, написанный апостолом и евангелистом Лукой и хранившийся в храме Одигон (монастырь Панагии Одигитрии) - главном женском монастыре средневекового Константинополя. Предание гласит, что в Россию икона попала в 1046 г., когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII в. (по другим данным, в 1097 г.) князь Владимир Мономах перенѐс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 г. от нашествия Батыя. В XV в. икона оказалась в Москве. В 1456 г. по просьбе посольства епископа Смоленского Мисаила великий князь Василий II Тѐмный вернул икону в Смоленск. С неѐ был снят точный список «мера в меру» и поставлен в Благовещенском соборе. Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Дионисий, 1482 г.

В 1449 г. между великим князем Казимиром и московским великим князем Василием Тѐмным был заключѐн договор, по которому Москва отказывалась «на вечные года» от Смоленска и Смоленской земли. В 1508 г. Смоленск становится центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского. Однако, при Великом князе Василии III спор за западнорусские земли возобновился. В 1510 г. к Москве был присоединѐн Псков, а с 1512 г., после того, как началась очередная русско-литовская война, стали предприниматься попытки присоединить Смоленск. В 1514 г., стоя под стенами Смоленска, Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нѐм – храм во имя Пречистыя». Осада Смоленска началась 11 августа 1514 г., а уже на следующий день литовский гарнизон сдался. Великий князь Василий III не забыл свой обет, и через десять лет – 13 мая 1524 г. – в благодарность за овладение Смоленском им был основан Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Одигитрия в Новодевичьем монастыре. Современное фото.

Место для обители было выбрано в излучине Москвы-реки, в трѐх верстах от Московского Кремля на Девичьем поле, где в 1456 г. москвичи прощались со Смоленской иконой. На устроение обители князь пожаловал 3000 рублей серебром, дворцовые сѐла, земельные угодья и даровал ей «несудимые грамоты», которые освобождали монастырь от податей в казну. По его повелению 28 июля 1525 г. из Кремля в «Дом Пречистыя Одигитрии Новый Девичий монастырь» крестным ходом, во главе которого шли сам Василий III и митрополит Даниил, была перенесена Смоленская икона. В память перенесения чудотворного образа был установлен ежегодный праздник с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь. С момента своего основания монастырь становится одним из центров духовной жизни Москвы, и уже с XVII в. у московских государей появился обычай ежегодно 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии, приезжать сюда на богомолье. Строительство Новодевичьего монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI в.

Как отмечает исследователь русских храмов и монастырей Андрей Юрьевич Низовский, государи, останавливаясь перед самыми стенами обители шатром, «стояли вечерню, всенощную, на следующий день — обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощенье. Отсюда пошел обычай ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесенного в район Пресни, в Новинское». Крестный ход у Новодевичьего монастыря. 1902-1910 гг. Фото Петра Павлова

Богослужение главного престольного праздника совершалось Московскими первоиерархами: митрополитами Макарием и Филиппом, патриархами Иовом и Гермогеном и последующими. После богослужений устраивалась обильная трапеза с угощением и наделением щедрой милостыней монастырских стариц, устраивались народные гулянья на Девичьем поле. Подобные богомолья совершались также после Пасхи, когда отмечался день основания обители, сопровождавшийся ещѐ и крестным ходом на колодец Вавилон, находящийся в версте от обители. По преданию, он появился на месте ключа, забившего при закладке Новодевичьего монастыря, и тогда строительство перенесли на версту в сторону. Как Вавилонская башня оказалась недостроенной, так и монастырь на этом месте не состоялся. Отсюда и родилось народное название источника – Вавилон. Константин Юон. Фрагмент картины «Гулянье на Девичьем поле», 1947 г.

Соломония Сабурова Одной из особенностей обители стало то, что здесь часто постригали в монахини представительниц знатных боярских родов. Иногда это происходило против воли постригаемых. Основание монастыря Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, поэтому некоторые историки полагают, что князь «вспомнил» о своѐм обете именно с этой целью и монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой. 4 сентября 1505 г. Василий Иоаннович женился на Соломонии, выбранной на смотре невест из 500 девиц. Но после 20 лет брака Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. В 1523 г. Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 г. Соломонию постригли в Рождественском монастыре с именем София. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причѐм митрополит впервые в русской истории был лишѐн сана. «Ты мне, недостойному, даѐшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 г. Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой. Василий III на гравюре западноевропейского мастера

В начале следующего года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Глинского, от коего брака родился Иван Грозный. Развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал большое неодобрение в обществе. Псковская летопись гласит: «В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит». Поселиться в Новодевичьем монастыре Софии, правда, так и не пришлось, она закончила свою земную жизнь в Покровском монастыре Суздаля. За праведную жизнь княгиня-инокиня была канонизирована как преподобная София Суздальская. Южный придел Смоленского собора Новодевичьего монастыря посвящѐн мученице Софии, тезоименной святой княгини-инокини Софии, как бы напоминая о семейной драме Василия III. Преподобная София Суздальская. Икона XVII в. из Покровского собора, Суздаль

Преподобная Елена (Девочкина) На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу еѐ молитв за княжеский род. Вместе с ней прибыло 18 суздальских стариц: «Великий князь Василий Иоаннович собра ту инокинь девического чина множество в дому Пресвятыя Богородицы, Еже есть Стена дев». Преподобная Елена прославилась как «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» и управляла монастырѐм до старости. В духовном завещании Елена пишет о постигших еѐ болезнях — слепоте и глухоте — и игуменьей монастыря называет уже свою преемницу Евникею. Составленная Еленой духовная грамота стала своеобразным уставом, оставленным ею монастырю. Она также содержит важные данные о первых годах существования аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая родных, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы), против которого и высказывается Елена. Преподобная Елена Московская. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в.

Скончалась игуменья Елена 18 ноября 1547 г. и была погребена в монастыре. Почитание преподобной Елены как святой было установлено при царе Алексее Михайловиче. 10 августа 1999 г. после литургии в Смоленском соборе монастыря Патриарх Алексий II возобновил почитание преподобной. На службе прозвучали специально написанные тропарь и кондак святой, а в монастырской мастерской иконописцами была написана икона преподобной. Место упокоения преподобной Елены (Девочкиной)

Первые царственные инокини При Иване Грозном в Новодевичьем монастыре поселились его ближайшие родственницы, и за обителью закрепился статус придворной. 30 апреля 1564 г. в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Димитриевна Палецкая (Удельная), вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного. Княгиня Палецкая жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. Позднее Иулиания переселилась в Воскресенский Горицкий монастырь на Шексне. В 1569 г. во время опричного террора Иулиания была утоплена по приказу царя в реке вместе с Евфросинией Старицкой, матерью князя Владимира Андреевича Старицкого. Историк Николай Карамзин пишет, что она была виновна «может быть, слезами о жертвах Царского гнева». В 1582 г. в монастыре поселяется царевна Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова сына Ивана Грозного — царевича Ивана Ивановича. В отличие от Евдокии Сабуровой и Параскевы Соловой, сосланных в далѐкий суздальский монастырь, Елена Шереметьева находилась в московском монастыре в более почѐтных условиях, как вдовствующая царица. Иоанн Грозный с боярами и народом провожает невестку Иулианию в монастырь

Годуновы В январе 1598 г., на девятый день после смерти мужа — царя Фѐдора I Иоанновича – из Кремля в монастырь переселяется его вдова — царица Ирина Фѐдоровна Годунова (в иночестве Александра), являющаяся в то время единственной наследницей престола. Еѐ уход в монастырь был равносилен отречению, но на самом деле монастырь на несколько месяцев становится резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжает принимать доклады бояр и подписывать указы. Вместе с ней за стенами монастыря укрывается и еѐ брат — Борис Годунов. Трижды на Девичье поле приходили бояре и народ под предводительством святителя Иова просить Годунова на царство. 22 февраля 1598 г., после благословения сестры, в Смоленском соборе монастыря Борис Годунов принял избрание на царство. После торжественного въезда в Москву царь вернулся в монастырь, где провѐл Великий пост и встретил Пасху. Гравюрные портрет Фѐдора и Ирины из итальянского издания «Effiggie naturali dei maggiori prencipi et piu' valorosi capitani di questa era con l’arme loro», 1596 г.

Интерьер Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Фото до 1880 г. (слева) и современное фото.

Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением: был полностью обновлѐн Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя св. Иоанна Предтечи (в конце XVIII в. переименованы в честь святителя Амвросия Медиоланского). После смерти Годуновой монастырю отошла почти вся еѐ собственность. С XVI в. монастырь стоял на страже западных подступов к Москве, но т. к. не был приспособлен для выполнения оборонительных функций, в 1571 г. был сожжѐн ханом Девлетом I Гереем, а в 1591 г. от разорения его спасло лишь то, что войско крымских татар во главе с Газы II Гереем удалось остановить далеко на подступах у Донского монастыря. Желая превратить монастырь в крепость-заставу, Годунов возвѐл каменные стены с зубцами, бойницами и множеством башен. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов. Для несения караульной службы в обитель был прислан гарнизон стрельцов. Портрет Бориса Годунова 1691 г. из Царского Титулярника

В конце XVI — начале XVII вв. в монастыре проживали 122 старицы, из которых 20 были княгинями и боярынями знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Беклемишевы, причѐм всем насельницам выплачивалось содержание из царской казны. Кроме этого, Дворец и Большой Приказ покрывали монастырские расходы на дрова, просфоры, воск, бочечную рыбу и соль. Принадлежащие монастырю сѐла находились в Дмитровском, Рузском, Клинском, Бежецком, Кашинском, Ростовском, Владимирском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Углическом, Московском, Волоцком и Оболенском уездах. Старшими в монастыре были игуменья, келарь, старицы из боярынь и певчие - «большие крылошанки», второй чин составляли «меньшие крылошанки» и рядовые старицы. Монахини Новодевичьего монастыря. Фото Ивана Страхова, конец XIX- начало XX в.

Смутные времена В Смутное время монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол, и важным стратегическим объектом для различных военных и политических сил. В 1605 г. Лжедмитрий I изъял монастырскую казну. В 1606 г. призванные Василием Шуйским смоленские ратники обороняли обитель от отрядов Ивана Болотникова. В 1610 г. на Девичьем поле бояре вели с поляками переговоры о призвании на царство 15летнего королевича Владислава IV. В 1610 г., после отхода поляков от ТроицеСергиевой лавры, в монастыре обосновались царевна Ксения Борисовна Годунова (в иночестве Ольга), дочь царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, постриженная в Горицком монастыре, и Мария Старицкая (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя Ивана Грозного, считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. Николай Неврев. Ксения Борисовна Годунова, приведѐнная к самозванцу

Однако через некоторое время, монастырь был взят казаками бояр-изменников под предводительством Ивана Заруцкого: «А когда Ивашка Зарудный с товарищами Девичий монастырь взяли, то они церковь Божию разорили донагу, а других бедных черниц королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели — ограбили донага. А как пошли из монастыря, то церковь и монастырь выжгли; это ли Христианство? ... Прииде Понизовая сила под Москву и Новый Девичь монастырь взяша и инокинь из монастыря выведоша в таборы и монастырь разориша и выжгоша весь, старицы же послаша в монастырь во Владимир. Многие же под тем монастырѐм дворяне и стольники испиху сами смерти от казачья насилия и позору». С 1610 года по 1612 гг. монастырь переходил из рук в руки. Лишь 24 августа 1612 г. произошло решающее сражение между народным ополчением под предводительством князя Пожарского и войсками Яна Ходкевича. Войска Ходкевича потерпели поражение и 25 августа покинули Москву. Новодевичий монастырь на Несвижском плане Москвы. Фрагмент гравюры Томаша Маковского по рисунку Шимона Смутаньского. 1611 г.

Первые Романовы С воцарением Михаила Фѐдоровича Романова началось восстановление монастыря, обитель освободили от податей в казну. В 1615 г. в монастырь была поселена вдова свергнутого с престола в 1610 г. царя Василия Шуйского — Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елена). К 1650 гг. разорѐнная обитель была восстановлена и укреплена. В 1656 г. патриарх Никон, показывая еѐ Антиохийскому патриарху Макарию III, утверждал, что на Руси не найдѐтся монастыря богаче этого. Сын и спутник Антиохийского патриарха диакон Павел Алеппский вспоминал: «Насельницы, по большей части, – знатного рода, дочери вельмож; лица их блещут, как солнце; одежды — красивого покроя; они носят на лицах длинные покрывала, а мантии волочатся по земле». В XVII — начале XVIII вв. монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сѐлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги, ещѐ со времѐн Ивана Грозного обители принадлежало подворье в Кремле и слобода вдоль Пречистенки, к которой было приписано 127 ремесленников; монастырь содержал штат приказчиков и подьячих для ведения дел. В 1633-1644 гг. игуменья Анфиса приглашалась ко Двору по большим праздникам. В Новодевичьем приняла постриг дочь царя Михаила Феодоровича царевна Татьяна, сѐстры Петра I Екатерина и Евдокия. В 1680 г. был выполнен новый иконостас Смоленского собора под руководством Клима Михайлова и Симона Ушакова, вместе с которым работали его ученик Никита Павловец и мастера Оружейной палаты.

Иверская икона Божией Матери В 1654 г. Алексей Михайлович, решив вернуть Русскому царству западные земли, объявил войну Речи Посполитой, лично возглавив военный поход, в котором его сопровождал афонский список Иверской иконы Божией Матери, ранее хранившийся в Успенском соборе Московского Кремля. 10 сентября 1654 г. прошли переговоры с поляками о сдаче Смоленска, и 23 сентября город сдался. 2 октября того же года царским указом город был окончательно присоединѐн к Московскому царству. Алексей Михайлович, подражая Василию III Иоанновичу, в благодарность за дарованную победу сделал в Новодевичий монастырь богатые вклады и поставил в соборном храме чудотворную Иверскую икону Божией Матери, где она помещалась, по-видимому, на южной стене. Лишь один раз, в 1913 г., икона покидала стены монастыря во время празднования 300-летия дома Романовых, когда образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в митрополичьих палатах Чудова монастыря. Однако после закрытия монастыря большевиками Иверская икона вместе с другими ценностями монастырской ризницы была изъята и хранилась в фондах Государственного исторического музея. Лишь 25 января 2009 г. древнейший в России список Иверской иконы Божией Матери был возвращѐн в монастырь. Икона была установлена в Успенском храме обители. Иверская икона из монастыря

Для многих Новодевичий стал темницей. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была заточена царевна Софья — насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны после стрелецкого бунта. Позже в монастырь были заточены и еѐ сѐстры. По приказу Петра I в этом же году перед окнами кельи Софьи были повешены еѐ сторонники — участники восстания. Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 г. «История Петра I», сочинение Петра Крѐкшина.

Евдокия Лопухина В 1698 г. опальная царица Евдокия Фѐдоровна Лопухина была пострижена в монахини и сослана в Суздальский Покровский монастырь. В 1727 г. еѐ внук император Пѐтр II разрешил Евдокии вернуться и поселиться в Новодевичьем монастыре в палатах, которые впоследствии получили название Лопухинского корпуса. Указом Верховного Тайного Совета Евдокия была восстановлена в достоинстве царицы, ей было дано большое содержание и особый двор. Евдокия умерла в 1731 г., последними еѐ словами были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Еѐ погребли у южной стены Смоленского собора рядом с гробницами царевен Софьи и еѐ сестры Екатерины Алексеевны. Приют В 1724 г. в Новодевичьем монастыре был открыт приют на 250 человек для девочек-подкидышей, которых обучали плетению голландских кружев. Пѐтр I специально выписывал мастериц для обучения из Брабанта. Евдокия Лопухина в монашеском облачении. Неизвестный художник. Сер. 19 в.

Отечественная война 1812 г. 8 сентября 1812 г. две тысячи французских солдат из корпуса маршала Даву под командованием полковника Мишеля Задера заняли Новодевичий монастырь. Они захватили все кельи и храмы, кроме Смоленского собора. Непрошеные гости не отличались деликатностью: ночевали в алтарях, обедали на престолах, а напротив северных ворот поставили шесть пушек. В Успенской церкви французы разместили раненых. Монахини ухаживали за ними, готовили еду, шили белье. 25 сентября монастырь посетил Наполеон и распорядился, чтобы все помещения монастыря использовали под провиантские склады, а также отдал приказ взорвать располагавшуюся за стеной монастыря церковь Иоанна Предтечи. Она стала единственной в Москве, которая была взорвана по приказу Наполеона. Прожили французы в монастыре месяц. Спасение от взрыва Смоленского собора в 1812 г. Живописная мастерская Новодевичьего монастыря, 1912 г. Монахини заливают водой горящие фитили, подходящие к пороховым бочкам, оставленным армией Наполеона.

Василий Верещагин. В Успенском соборе. 1887-1895 гг.

Перед уходом из Новодевичьего монастыря в ночь с 8 на 9 октября французские солдаты, выполняя приказ Наполеона, оставили много горящих свечей в кельях и храмах, а в подклети Смоленского собора положили бочки с порохом и зажгли фитили. После ухода военных мать-казначея Сара и монахини потушили свечи и фитили, залив водой. Благодаря их мужеству монастырь остался цел. Казначею Сару (Николаеву) в последующие годы называли не иначе как «спасительницей монастыря». Существует предание о том, как Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока не увидит гибели Новодевичьего монастыря. Чтобы спасти обитель, живший рядом москвич поджог свой дом. Именно это зарево и увидел ожидавший на Воробьевых горах Наполеон. Император решил, что Новодевичий горит, и покинул Москву... Этюды к картине «Тушение поджога в Новодевичьем монастыре в 1812 г.». Начало XX в.

Игумения Леонида (Озерова) В апреле 1908 г. настоятельницей монастыря была определена игуменья Серпуховского Владычного монастыря Леонида (Любовь Петровна Озерова), из дворян, тѐтка Сергея Симанского — будущего Патриарха Алексия I. Скончалась в январе 1920 г., на 93-м году; памятник на еѐ могиле был поставлен в 1955 г. еѐ племянником — серый мраморный крест по левую сторону от центральной дорожки, ведущей от монастырских врат к Смоленскому собору. Игуменья Леонида

Советское время В годы Советской власти Новодевичий монастырь закрывался постепенно. Весной 1918 г. в обитель заселили 200 курсантов из Наркомата просвещения, в 1920 г. – 300 рабочих из Петрограда, а в 1925 г. в монастыре проживало 456 человек. В 1920 г. умерла предпоследняя игумения Леонида Озерова, и тогда же была избрана сестрами и утверждена Патриархом Тихоном игумения Вера Победимская. В 1920 г. монастырь был преобразован в Православное братство, в которое вошли около 1000 человек – 200 монахинь и прихожане. Игуменья Вера (Победимская) Фото начала XX в.

В 1922 г. монастырь окончательно закрыли, в его стенах был образован музей «Царевна Софья и стрельцы», первым заведующим которого стала Елизавета Кропоткина. Позже он был переименован в «Музей раскрепощения женщины», просуществовал четыре года. В устном предании сохранился рассказ, что незадолго до закрытия последняя настоятельница, игуменья Вера, предлагала всем сѐстрам покинуть обитель и устроиться у родных и знакомых. Некоторые из молодых монахинь вняли еѐ совету, но старицы остались и были расстреляны большевиками перед входом в Успенский собор. Новодевичий в 1920-е гг.

Монахини–звонари на колокольне Новодевичьего монастыря. Фото 1929 г. Монастырь в 1930-е гг.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре, под руководством игумении Серафимы (Черной), происходящей из потомственного дворянского рода Чичаговых (ее дед – священномученик Серафим Чичагов), началось возрождение монашеской жизни. В 2010 г. решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви. 1 января 2011 г. на территории монастыря был основан Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви, который продолжает традиции Государственного Исторического музея. Новодевичий монастырь сегодня

Архитектурный ансамбль Центр монастыря — монументальный, пятиглавый (первоначально, по-видимому, девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI в. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII в., в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII в., автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пѐтр Потапов — создатель церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего монастыря. Модель ансамбля монастыря

Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 м (конец XVII в.), с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, в то время стала самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены с башнями были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII в. были полностью перестроены. Башни при этом получили ажурные завершения, как у Кутафьей башни Кремля. В 1898-1903 гг. архитектором Сергеем Родионовым были проведены реставрационные работы по восстановлению зданий и сооружений монастыря. Совместно с Иваном Машковым он реставрировал Смоленский собор: раскрыл верхние окна барабана центральной главы, окнам основного объѐма возвратил первоначальные размеры и формы, переделал галерею и крыльца собора, фресковую живопись освободил от позднейшей масляной записи. Храм «иже под колоколы» - колокольня монастыря . Современное фото

В 1926 г. художник Аполлинарий Васнецов изобразил фрагмент стены и башни монастыря на своей картине. Рядом с монастырѐм расположены Новодевичье кладбище, Новодевичьи пруды и сквер, по берегу пруда проложена аллея, ведущая к белокаменному мосту и скверу. Картина Аполлинария Васнецова

Некрополь монастыря Со времени постройки Смоленский собор служил местом упокоения насельниц, знати, позже — лиц других сословий. После издания указа 1771 г., запрещавшего хоронить покойников в городах, на территории монастыря, особенно близкого к черте города, стал формироваться дворянский некрополь. Участок для кладбища создавался еще до революции 1917 г. Под руководством профессора архитектуры Ивана Павловича Машкова и архитектора Сергея Константиновича Родионова были возведены кладбищенские стены и расчерчена территория участков. Официальное открытие Новодевичьего кладбища состоялось в 1904 г. На кладбище погребены все игуменьи обители: от преподобной Елены (Девочкиной) (скончалась 18 ноября 1547 г.) – до Маргариты (Феоктистовой) (скончалась 27 декабря 2007 г.). Некрополь монастыря около алтарных абсид Смоленского собора. Фото 1880–х гг.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика