Курский соловей

«Вспоминаю, - пишет Плевицкая, - как приехал в Царицын хор Славянского. Я тогда ходила, как потерянная, заворожѐнная и, слушая его, стала гордиться, что я русская. А сам Славянский казался мне славным богатырѐм из древних бывальщин, какие мне сказывали в детстве. Русская песня не знает рабства… И нет такого музыканта, который бы мог написать музыку русской души… Несметные сокровища там таятся – только ключ знать, чтобы отворить сокровищницу. «Ключ от песни недалѐшенько зарыт – в сердце русское пусть каждый постучит».

Дежка, как певицу ласково называли близкие, родилась в 1884 году в селе Винниково под Курском. Она росла в богобоязненной, трудолюбивой семье отставного военного и полуграмотной крестьянки, создавших довольно крепкое хозяйство. Родители обеспечивали детей всем необходимым – никто из отпрысков не испытывал недостатка ни в еде, ни в одежде. Каждый из домочадцев, кроме матери, был обучен грамоте. В подростковом возрасте Дежку отдали в монастырь на послушание. Там в течение двух с лишним лет девушка работала вместе с остальными монахинями и пела в церковном хоре. По праздникам послушнице разрешалось навещать родных, и в эти дни будущая певица вместе с сестрой посещала сельские ярмарки и различные увеселительные мероприятия.

Через некоторое время Дежка вместе с теткой поехала в один из храмов Киева, для участия в службе. На богомолье выступал женский хор Александры Владимировны Липкиной, и девушка решила попроситься к ним. Однажды юная Надя побывала в цирке, после чего решила уйти из обители и присоединиться к труппе артистов. Талантливую вокалистку взяли без разговоров. Тогда будущая знаменитость даже не знала нотной грамоты, но все же ее приняли. Так началась творческая биография девушки из русской глубинки.

В репертуаре хора Липкиной были по большей части народные песни, которые впоследствии и стали визитной карточкой исполнительницы. Вскоре руководительница коллектива скончалась и Дежка была вынуждена искать новое место для реализации своего таланта. Некоторое время молодая артистка выступала с балетной группой Штейна, где, кстати, познакомилась со своим будущим супругом Эдмундом Плевицким. После труппы Штейна Плевицкая вошла в состав хора Минкевича, где снова показала себя блистательной исполнительницей народных песен.

Вскоре восходящая звезда заключила контракт со знаменитым московским рестораном «Яр», который был излюбленным местом среди интеллигенции и представителей торгового сословия. После выступления на ярмарке в Нижнем Новгороде Надю заметил маэстро Леонид Собинов и пригласил ее поучаствовать в благотворительном мероприятии. Стало очевидно, что только сольные выступления в полной мере раскрывают талант одаренной вокалистки. Она разорвала отношения со всеми коллективами и стала выступать самостоятельно.

Широкую известность певица получила в 1909 году, после выступления в Ялте перед высшими государственными чиновниками. Вернувшись в Москву, Плевицкая организовала свой дебютный большой концерт на сцене Московской консерватории. Из ресторанной исполнительницы Надежда постепенно превращалась в народную певицу, голос которой выражал всю глубину русской души. Успешной карьере певицы поспособствовал не только ее собственный дар, но и мода тех лет на все русское. Это были золотые годы для таких «крестьянских поэтов», как Есенин и Клюев, а также для народных художников Билибина и Васнецова. Интеллигенция вдохновлялась народной культурой, отвергая все западное и неродное.

Надежды пробил, когда ее пригласили на выступление в императорский дворец. Как позже исполнительница вспоминала в мемуарах, государь ее пением остался доволен и даже наградил ее эпитетом «курский соловей». Свидетелем того выступления был и писатель Куприн, который очень эмоционально описал услышанное. Со временем гастрольная деятельность начала приносить не только славу, но и приличные заработки. В 1911 году исполнительница приобрела землю в родном Винниково и постепенно отстроила там просторный летний дом. Местной церкви знаменитость подарила новый колокол, а когда в селе произошел крупный пожар, помогла односельчанам заново построить их сгоревшие дома.

Когда грянула Первая мировая война, Надежда Плевицкая была уже состоятельной дамой с роскошными туалетами и шикарной квартирой в центре столицы. Певица вторично вышла замуж – на этот раз ее избранником стал поручик царской армии Шангин. Вместе с супругом знаменитость отправилась на фронт, где стала работать в госпитале обычной санитаркой. Через руки Надежды Васильевны прошли сотни раненых бойцов, ведь их штаб располагался в самом центре военных действий. Позже за самоотверженный труд по спасению солдат Плевицкую наградили орденом Святой Анны.

Она ездила по расположениям частей красноармейцев и давала концерты для поддержания морального духа бойцов. В 1919 году Надежду Васильевну и ее супруга взяли в плен белогвардейцы. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба певицы, если бы ее не узнал молодой комдив Скоблин, выступавший за Добровольческую армию. Позже между Плевицкой и Скоблиным завязался роман, который привел к тайному венчанию. Это произошло уже на территории Турции. В 1915 году знаменитая вокалистка овдовела – ее муж погиб на поле боя. Через некоторое время Надежда вновь вышла замуж за военнослужащего по фамилии Левицкий. С началом революции и Гражданской войны Левицкий перешел к большевикам, последовала его примеру и Плевицкая.

Прожив около двух лет в Турции, в 1921-м Надежда с мужем смогли наконец переехать в Европу. Генерал Скоблин вступил в Российский общевоинский союз, а его знаменитая супруга возобновила концертную деятельность. Для ностальгирующих эмигрантов, разбросанных волею судьбы по разным европейским странам, ее пение было как глоток свежего воздуха. В середине 1920-х появился портрет исполнительницы кисти Филиппа Малявина, а еще через год скульптор Коненков создал ее изваяние в русском кафтане.

На чужбине сказалось отсутствие образования: Плевицкая не владела иностранными языками, поэтому могла петь лишь русские народные песни. Российский фольклор мало интересовал европейцев, и популярность певицы стала постепенно угасать. Гастроли больше не приносили хороших гонораров, а ведь для выступлений требовались новые туалеты и украшения. Для того, чтобы остаться на плаву, Надежда была вынуждена продать приобретенный в кредит особняк.

В начале 30-х годов в Париж был командирован бывший белогвардеец Ковальский, некогда служивший со Скоблиным в одном полку. Он рассказал легенду о том, что в России чету ожидает благосклонный прием, да к тому же туда давно переехал старший брат супруга исполнительницы. Осенью 1930-го супруги дали письменное обязательство работать на советскую разведку. Плохое финансовое положение еще больше усиливало тоску по родине, и желание вернуться нарастало с каждым днем.

В конце сентября 1937 года певицу арестовали и приговорили французским судом к двадцати годам каторжных работ. Надежда Васильевна скончалась 1 октября 1940 года в Бретани, во время нацистской оккупации.

В 1995 году в Курске прошѐл первый фестиваль народной песни имени Надежды Плевицкой. Следующие фестивали проходили в 2005-м, в 2007-м и 2009-м годах. 13 июня 1998 года в селе Винниково состоялось освящение и торжественное открытие памятника Плевицкой. (Скульптор - Вячеслав Клыков). 3 октября 2009 года в селе Винниково открылся музей, посвящѐнный еѐ жизни. В сентябре 2005 года в доме № 12 по улице Золотой в Курске открылась памятная доска в ее честь.

Драматической судьбе Плевицкой посвящены рассказ Владимира Набокова «Помощник режиссѐра» и фильм Эрика Ромера «Тройной агент». Надежда Плевицкая упоминается в трилогии Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» во второй книге «Страх».

галерея

Бугров, Юрий Александрович. Н. В. Плевицкая / Ю. Бугров. - Курск : КурОКО, 1999. - 60, [2] с., [2] л. портр. : ил., портр. - (Жизнь замечательных курян ; вып. 1). - Текст : непосредственный.

Плевицкая, Надежда Васильевна. Мой путь с песней / Надежда Плевицкая. - Москва : [б. и.], 2000. - 64 с. : портр. - (Романгазета : народный журнал ; № 2 (1368)). - Текст : непосредственный.

Бугров, Юрий Александрович. Надежда Плевицкая. Удаль и печаль / Юрий Бугров. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Курск : Терорган ФСГС по Курской области, 2006. - 76 с. : ил., портр., факс. – Библиогр.: с. 75. - Текст : непосредственный.

Курские мемуары : научно-исторический журнал / [главный редактор Ю. А. Бугров]. - Курск : Издание Курского областного научного краеведческого общества, 2002 - . - Текст : непосредственный.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика