Жемчужина земли Псковской

БиблиоЭкспо «Жемчужина земли Псковской» 550 лет (1473 г.) со дня основания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Гравюра с фотографии 1886 г.

План монастыря

Основание монастыря Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь ведет свою историю уже 550 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х в. княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова. Псково-Печерская обитель — дом Пресвятой Богородицы. Икона конца XVIII в. из Никольского храма

Летопись повествует о том, как в конце ХIV в. изборские охотники, отец и сын Селиши, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом была надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя «начального инока» - преподобного Марка. Преподобный Марк

Общепризнанной датой основания монастыря считается 1473 г., когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней, прежде всего, оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен, а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, - русский военный опорный пункт. Преподобный Иона

Расцвет обители в XVI в. Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е гг. XVI в. была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Михаил (по прозвищу Мисюрь) Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере. Встреча игуменом Корнилием царя Иоанна Грозного

В 1521 г. монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители). В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма. К концу 20-х гг. XVI в., при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. Икона Успения Богоматери «в житии» с клеймами

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия. Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда «убогое место» пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние – Мирожский (1156), Снетогорский (XIII в.), Велико-Пустынский, СпасоЕлеазаровский – уступали первенство ПсковоПечерской обители. Преподобномученик Корнилий

Оборонительное значение монастыря Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI в. усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь стал не только местом спасения христианских душ, миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси. Летом 1581 г. стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерском монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, шедшие к осажденному городу. Но 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. «Стефан Баторий под Псковом». Ян Матейко, 1872 г.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Надежд на военную силу не было, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Богородице, и Та услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все атаки неприятеля были отражены. Принесение образа Пресвятой Богородицы к пролому. Икона Жиглевича, 17 в.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше – ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления». Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» во Псков. В 1998 г. традиция крестного хода была возобновлена. Икона Пресвятой Богородицы «Умиление»

В начале XVII в. монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах. В 1701 г. Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб. В 1703 г., благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря. Никольская башня монастыря. Современное фото

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события, по инициативе героя войны генералфельдмаршала П. Х. Витгенштейна, в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827). Храм Архистратига Божия Михаила

Монастырь в XX в. В XX в. монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель, промыслом Божиим, была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Однако, события 1917-1919 гг. не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 г., а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Несмотря на все трудности, в 1926 г. был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. Братский корпус обители. Фото 1944 г.

В 1927 г. был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора, и он был освещен электричеством, на малой звоннице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 г. древний звон времен Бориса Годунова. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. В 1926 г. архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время, положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов, владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 г. Звонница и главы Успенского собора. Фото 20-х гг. XIX в.

Обитель в годы Великой Отечественной войны. С началом войны все советские организации Печор в спешном порядке были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы. Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому). В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории, но наместник сумел найти ту тонкую и умную линию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. О. Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались советские разведчики. Отец Павел Горшков

Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле - в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, - писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. - Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет». Почти так и случилось. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, Никольский храм, стена Михайловского собора и другие храмы обители. Никольский храм. Фото 1944 г.

Ярким примером самоотверженного жертвенного служения Церкви на оккупированных территориях является Псковская православная миссия, в состав которой входил и ПсковоПечерский монастырь. История Псковской православной миссии остается до сих пор одной из самых загадочных страниц Великой Отечественной войны. Долгие десятилетия она, по идеологическим причинам, оставалась закрытой не только для обычных советских людей, но и для исследователей. И только в последние годы начинает развеиваться облако тайны, а зачастую - и клеветы, над этим сонмом мучеников и подвижников… Глава Миссии протоиерей Кирилл Зайц, клирик одного из храмов Риги.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием - воином и иконописцем (1959-1975). При нем в 1960 г. была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 г. после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь). Архимандрит Пимен

Старчество в обители Прославился монастырь духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает и ныне милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками… В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена (в 1529-1570 гг. ) обители преподобномученика Корнилия. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек, началось активное развитие монастыря. C 1547 г. он стал псковским летописным центром, появилась иконописная и гончарная мастерские, начали лить колокола, была создана книжнолитературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях он строил храмы, оказывал помощь пострадавшим. Преподобномученик Корнилий

Начитанность и образованность Корнилия отмечали уже его современники. Именно он написал в 1531 г. «Повесть о Псково-Печерском монастыре», в которой рассказал об истории открытия пещер и основании монастыря, о первом иноке Ионе, о постройке «ветхого» монастыря при игумене Мисаиле, а также раскрыл подробности монастырского быта того времени. Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников, и большинство историков считают, что он был убит царѐм Иоанном IV Грозным во время его похода на Псков. Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иоанн Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: игумен Корнилий встретил его; царю бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооружѐнные на свой счѐт Корнилием. Это показалось ему подозрительным; закипело сердце, и он … убил Корнилия своим жезлом. Согласно летописи, хранящейся в ТроицеСергиевой лавре, сразу после убийства царь раскаялся и на своих руках перенѐс тело Корнилия в монастырь. Монастырская дорожка к храму Успения, на которую капала кровь преподобного, получила название «Кровавый путь». «Кровавый путь»

Ярким светильником веры Православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII - начале XIX вв. При посещении Печерской обители семьей государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием. Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. 1 апреля 2003 г. иеросхимонах Симеон был прославлен в лике преподобных. Преподобный Симеон (Желнин). Икона и фото.

Наместником обители с 1949 по 1954 гг., стал архимандрит Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Его сменил архимандрит Алипий (Воронов) — коллекционер, меценат, художник и иконописец, фронтовик, прошедший от Москвы до Берлина. Отец Алипий отличался особой решимостью и силой духа. Во времена правления Никиты Хрущева он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах посланцев и сказал им: «Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою». Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику: «Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!» Пришедшие обратились в бегство... Архимандрит Алипий

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг. После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. С 1967 г. в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени архимандрит Иоанн Крестьянкин. Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Монастырь в наши дни Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Сегодня крепостные монастырские стены с девятью башнями и общей длиной около 810 м окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов. Древнейший из них Успенский собор ископан в горе, лишь северная стена его сделана из камня. Здесь, в центральной части храма, помещается главная святыня обители - древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.). В 1759 г. над соборной Успенской церковью был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Современное фото обители

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 г. при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 г. в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня. Напротив Успенского собора построен на рубеже XVIII-XIX вв. небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании – монастырская лечебница. На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор, в котором хранится десница (правая рука) святой мученицы Татианы В 1986 г. на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых. Сретенский храм

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (1523). Она имеет шесть разновеликих - в соответствии с размерами - колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591) - 2 тонны. Большой колокол - дар Петра Великого (1690) - 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел. К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII в. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а «годуновский» колокол отбивает часы. Монастырская звонница

Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 г. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере. Вход в пещеры - рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». В нише, при входе в пещеры - гроб преподобной Вассы. О ней следует сказать особо. Преподобные Васса и Иона

Преподобный Иона — непосредственный основатель обители – в миру носил имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме г. Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). Прозван он был Шестником, т. е. пришельцем, т.к. родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере». Желание с еще большим усердием послужить Богу привело о. Иоанна с семейством в святое место. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженницей обители. Богом зданные пещеры

О. Иоанн, совершив отпевание, похоронил жену при входе в пещеры. На следующий день, обнаружив гроб на поверхности, вновь совершил чин отпевания и закопал гроб. Но на другой день чудо повторилось: гроб опять стоял на поверхности. Отец Иоанн увидел в этом Божию волю, он сделал в стене пещеры нишу и поставил туда гроб, который с этих пор никуда не исчезал и не источал дурного запаха. С тех пор насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей... Продолжим рассказ о пещерах. Сразу у входа покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Предположительно здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. Гроб святой Вассы

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Всего улиц семь: две коротких и пять длинных. Они имеют названия и напоминают древние катакомбы первых христиан. Есть улицы Главная, Братская и Малая Братская, улица Старцев или Кормчая. Улица Церковная приводит к храму в честь Воскресения Христова, построенному незадолго до начала Великой Отечественной войны. В стенах Братских улиц погребены иноки (братья) обители, в других галереях - паломники, благочестивые миряне, «ратные люди» — защитники монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, по сути - надгробные памятники. В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды. Керамиды

В пещерах монастыря сохранилось около 350 керамид и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII вв. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 г., наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 г. В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся и представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Мощи преподобного Ионы - основателя обители

По правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX в. — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Погребение Иоанна Крестьянкина

В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава, благоустройству и украшению обители. Бережно сохраняются ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. было восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Сегодня всей деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Тихон, митрополит Псковский и Порховский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев, благословляя и освящая труды иноков. Митрополит Тихон (Шевкунов)

Современное фото монастыря

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика