Эльдар Рязанов родился в Самаре. Его отец Александр Рязанов, бывший комиссар дивизии, разведчик, служил в то время в торговом представительстве СССР в Тегеране. Сыну дали восточное имя, которое в переводе с персидского означает «хозяин страны». Вскоре Рязанова - старшего перевели в Москву на должность начальника винного главка. Когда Эльдару едва исполнилось три года, родители расстались, а в 1938 году отца Рязанова осудили. Эльдар Рязанов с матерью
Вторым мужем матери — Софьи Шустерман — стал инженер Лев Копп. Эльдар Рязанов писал в автобиографии: «…меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал». Эльдар Рязанов в детстве
Во время войны семья год провела в эвакуации под Нижним Тагилом. Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу, читал взахлеб и мечтал стать писателем: «Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то, военное, время. Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой черного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку; умение готовить обед почти что из ничего; наука нянчить младшего брата — все это было буднями, прозой. А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я.».
Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. Юноша хотел стать моряком: он считал, что прежде, чем писать книги, надо получить богатый жизненный опыт. Он отправил документы в Одесское мореходное училище, но учебное заведение находилось в эвакуации — ответ не пришел. За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет.
В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер, автор фильмов «С.В.Д.», «Юность Максима», «Возвращение Максима». В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Соавтором выступила его однокурсница и жена Зоя Фомина. После выпуска супруги начали работать на Центральной студии документальных фильмов, вскоре родилась их дочь Ольга. Григорий Моисеевич Козинцев
Рязанов много путешествовал по стране, снимал Сахалин и Кубань, спортивные соревнования и сюжеты для новостных сборников. В книге «Неподведенные итоги» режиссер писал: «Документальное кино тех лет не имело никакого отношения ни к жизни, ни к документу, ни к правде. Обожествлялся великий вождь, воспевалась зажиточная жизнь народа, всячески создавалось на экране ощущение постоянного всенародного праздника». В 1955 году Эльдар Рязанов ушел на «Мосфильм», чтобы снимать игровое кино. Директора «Мосфильма» Ивана Пырьева он позже называл своим третьим учителем после Григория Козинцева и Сергея Эйзенштейна, который читал во ВГИКе теорию кинорежиссуры. Эльдар Рязанов в молодости
В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильмревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»… и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался.
«Я показал маститым мастерам отрывки из «Карнавальной ночи», составляющие примерно половину картины. Среди членов художественного совета, к сожалению, не обнаружилось никого, кто в своей жизни поставил хотя бы одну комедию. Надо отдать должное уважаемым режиссерам — они были единодушны в оценке: снятый и подмонтированный материал сочли серым, скучным и бездарным». Эльдар Рязанов Эльдар Рязанов на съемочной площадке
Деньги, отпущенные на картину, заканчивались, сроки поджимали, съемочная группа испытывала начинающего режиссера на прочность. И все-таки фильм вышел на экраны. После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава. Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения. Кадры из к/ф «Карнавальная ночь»
Вскоре вышли картины «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах.
В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий «Угнали машину». Так родился их многолетний творческий дуэт. Но снимать картину не разрешили: вор Деточкин не мог быть положительным героем. Авторы переработали сценарий в повесть, и журнал «Молодая гвардия» опубликовал ее под названием «Берегись автомобиля». Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский
В 1966 году Рязанов все же снял фильм по написанному ранее сценарию. Главного героя должен был играть Юрий Никулин, но во время съемок он уехал на гастроли с цирком, в котором работал, — и настойчивый режиссер убедил сниматься Иннокентия Смоктуновского. Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов.
Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без зауми, с легкой поступью». С другой стороны, режиссеру были чужды красивость и легковесность. Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. Даже «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, оказалась под угрозой запрета. Роль Кутузова сыграл выдающийся комический актер Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в чем чиновники усмотрели издевательство над отечественной историей.
Работы Рязанова 1970–80-х годов все больше раздвигали рамки комедийного жанра. Появились философская комедия «Старики-разбойники» (1971), захватывающая буффонада «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), лирическая «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), производственная комедия «Служебный роман» (1977) и, наконец, «Гараж» (1979) — фильмсатира о социалистическом обществе, где человек человеку волк. В работе над этими картинами активно участвовала вторая жена режиссера, редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина. Картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» по пьесе Брагинского и Рязанова была удостоена Государственной премии СССР в 1977 году. В 1984 году Эльдар Рязанов стал народным артистом СССР.
В 1982 году Рязанов прочитал пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Трагическую историю о крахе идеологии шестидесятников, к поколению которых принадлежала учительница Елена Сергеевна, удалось перенести на экраны лишь в 1988 году. Еще до перестройки Рязанов обращался к ряду произведений — «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, «Самоубийце» Николая Эрдмана, роману Владимира Войновича об Иване Чонкине, «Дракону» Евгения Шварца. Но разрешений снимать так и не получил.
Тогда его внимание привлекла классика. В 1984 году вышла экранизация «Бесприданницы» Александра Островского — картина «Жестокий романс», удостоенная главного приза кинофестиваля в Дели. Символом новой эпохи стала трагикомедия «Небеса обетованные».
В 1992 году на кинофестивале в Мадриде «Небеса обетованные» получили Гран-при «За лучший фантастический фильм». Рязанов вспоминал об этом казусе: «Картина, с болью и горечью рассказывающая о наших бедах, о тяжелой жизни, о нищих, об обиженных системой людях, была воспринята на Западе как элегантная фантазия русского режиссера». Кадры из к/ф «Небеса обетованные»
В это же время возобновилась работа режиссера на телевидении: в 1980-е Эльдар Рязанов вел передачу «Кинопанорама». В эпоху независимого ТВ он снимал телеинтервью с известными людьми, творческие вечера и авторские программы. Стали издаваться его книги — пьесы, стихи, художественная проза, мемуары и публицистика. В тяжелый для отечественной киноиндустрии период спонсоры вкладывали деньги в его фильмы. После 1991 года режиссер снял около 15 лент для кино и телевидения.
Эльдара Рязанова не стало 30 ноября 2015 года. Его именем названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник кинорежиссеру рядом с домом, где он родился.
•Ведущий телепрограммы «Кинопанорама» (1979—1986). •Ведущий телепрограмм «Восемь девок, один я», «Разговор на свежем воздухе» и «Белоснежка и семь гномов» (1992, 1993); «1-й канал Останкино». •Автор и ведущий фильма «Мужской разговор Эльдара Рязанова с Борисом Ельциным» (1993); «1-й канал Останкино». •Автор и постоянный гость телепрограммы «Клуб „Белый попугай―» (1993—2002); «1-й канал Останкино», «ОРТ», «РТР», «REN-TV». •«Неподведѐнные итоги» (1994); «НТВ». •«Старики-разбойники, или три года спустя» (1994); «1-й канал Останкино». •«Княжеские посиделки» (1995); «1-й канал Останкино». •«Парижские тайны Эльдара Рязанова» (1996—1998); «ОРТ». •«Авторская программа Эльдара Рязанова» (позже — «Старые клячи», «Бабье лето», 1999—2000); «ОРТ». •«Поговорим о странностях любви» (2004); «Первый канал». •«В гостях у Эльдара Рязанова» (2007—2015); «Россия-Культура».
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965) — за заслуги в области советского киноискусства - орден Трудового Красного Знамени (1969) Народный артист РСФСР (28 марта 1974) — за заслуги в области советского киноискусства - Государственная премия СССР (1977) (за фильм «Ирония судьбы, или С лѐгким паром!») - орден Трудового Красного Знамени (28 ноября 1977) — за заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979) (за фильм «Служебный роман») - Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» - Народный артист СССР (25 июля 1984) — за заслуги в развитии советского киноискусства - орден Дружбы народов (17 ноября 1987) — за заслуги в развитии советского киноискусства - орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культуры - орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность
- Именем Эльдара Рязанова в 2017 году названа улица в Обручевском районе ЮЗАО Москвы и улица в микрорайоне «Южный город» Волжского района Самарской области. - В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссѐра исполнил актѐр Андрей Курносов. - В октябре 2017 года в Самаре, на родине кинорежиссѐра в доме, где он родился и провѐл один год в эвакуации, были открыты музей и памятник. На этом доме (дом сам является памятником и ранее принадлежал штабс-капитану Н. И. Залесову) установлена мемориальная доска памяти Рязанова. - В память о Рязанове назван астероид № 4258, открытый Людмилой Карачкиной 1 сентября 1987 года в Крымской астрофизической обсерватории. - В 2012 году в честь празднования 85-летия Эльдара Рязанова в Самаре на привокзальной площади был открыт памятник Юрию Деточкину.
Рязанов, Эльдар Александрович. Андерсен. Жизнь без любви : кинороман / Эльдар Рязанов ; оформление А. Новикова и Е. Ененко. - Москва : Эксмо, 2007. - 253, [2] с., [8] л. ил. : фот. цв. - (Роман - в кино). - Текст : непосредственный. К гениям судьба чаще всего неблагосклонна. Вот и Андерсен, великий сказочник, был некрасив, беден и обделен любовью. Его в детстве до слез доводили мальчишки, женщины не отвечали взаимностью этому неуклюжему долговязому господину, а слава маячила где-то вдали, толком не коснувшись его при жизни своими лучами. Эльдар Рязанов написал кинороман о жизни Андерсена, а издательство приурочило выход книги к широкомасштабному показу одноименного фильма режиссера.
Рязанов, Эльдар Александрович. Поговорим о странностях любви / Эльдар Рязанов. - Москва : Эксмо, 2009. - 460, [2] с. : ил., портр., факс. - (Стихи и биографии). - Содерж.: Любовная драма Герцена ; По ком звонит "Колокол"? ; Три любви Достоевского ; На углу улиц Саввы Морозова и Максима Горького ; Теория относительности применительно к любви ; Последний романтик двадцатого столетия ; Последняя любовь Максима Горького ; "Мело, мело по всей земле..." ; Грешная муза двух гениев ; "...Но без тебя я безоружна и беззащитна как мишень...". - Текст : непосредственный. Какие бурные, невероятные страсти кипели в душах людей, чьи имена у нас порой ассоциируются всего лишь с русским освободительным движением (Герцен и Огарев), с научным гением (Альберт Эйнштейн), с литературой соцреализма (Максим Горький). Истории любви, рассказанные в новеллах Эльдара Рязанова, порой кажутся фантастическими, но они были в реальной жизни. Это книга о любви известных личностей, среди которых Достоевский, Савва Морозов, Александр Грин, Борис Пастернак, Сальвадор Дали, об удивительных женщинах, которых они встретили на своем пути.
Афанасьева, Ольга Владимировна. Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или... / Ольга Афанасьева. - Москва : Алгоритм, 2016. - 238, [1] с. : ил. - (Мужчины, покорившие мир). - Библиогр. в примеч.: с. 234-237. - Текст : непосредственный. Эльдар Рязанов – кинорежиссер и сценарист – создал десятки киношедевров на все времена: «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Служебный роман» и, конечно же, любимый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Великий мастер обожает ставить комедии, хотя жизнь Э. Рязанова вовсе не представляется комедией. В его судьбе много граней: война; документальное кино; любовь, потери и семейные страсти (мэтр женат трижды); развал великой страны и замена отечественного кино на ширпотреб. Он знает, что «самое трудное – делать комедии о хороших и добрых людях». Он боится фразы, озвученной как-то Феллини: «Мой зритель уже умер». Все закрытые страницы жизни знаменитого Эльдара Рязанова – в новой книге Ольги Афанасьевой!
Рязанов, Эльдар Александрович. Встречи и беседы : интервью, статьи, университетские тексты / Эльдар Рязанов ; составитель Э. В. Абайдуллина ; [Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов]. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2017. - 583 c., [7] л. ил., цв. ил., портр. - (Почетные доктора Университета). - Текст : непосредственный. В сборник вошли интервью, статьи, выступления Почетного доктора СПбГУП, выдающегося российского кинорежиссера, народного артиста СССР Э. А. Рязанова. Эльдар Александрович делится своими воспоминаниями о том, как создавались его замечательные фильмы, о друзьях и коллегах, с которыми довелось работать и общаться в течение долгой и насыщенной творческой жизни. Художник размышляет о ситуации в отечественном кинематографе, о роли искусства в современной жизни, о состоянии российского общества. Завершающий раздел книги составляют университетские тексты Э. А. Рязанова — его выступления в СПбГУП, с которым режиссера связывало многолетнее творческое сотрудничество. Издание приурочено к 90-летию Э. А. Рязанова. Адресовано широкому кругу читателей.
Новицкий, Евгений Игоревич. Эльдар Рязанов / Евгений Новицкий. - Москва : Молодая гвардия, 2019. - 403, [2] с., [16] л. ил., портр. - (Жизнь замечательных людей : серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким ; вып. 1990 (1790)). – Библиогр.: с. 403-404. - Текст : непосредственный. Эльдар Рязанов известен в нашей стране прежде всего как выдающийся комедиограф, создатель ряда немеркнущих советских киношедевров лирическоюмористического жанра. Однако палитра его дарования куда более широка: он снял и несколько абсолютно серьезных драматических фильмов, и ряд занимательных телепередач, издал множество книг, писал сценарии, повести, стихи… Изначально документалист, потом режиссер игрового кино, экранный и театральный драматург, прозаик, поэт, телеведущий, просветитель, общественный деятель, Рязанов был личностью решительно ренессансного типа. Автор, писатель и историк кино (известный читателям по жизнеописанию Леонида Гайдая) в своем повествовании создает образ незаурядного, страстного, блистательного человека и режиссера, прожившего долгую плодотворную жизнь и оставившего огромное творческое наследие, осваивать которое - одно удовольствие.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=