Его имя - бессмертно, его музыка - вечна

Российский виолончелист, пианист, дирижёр, ко мпозитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии II степени, Государственной премии РФ, Государственной премии РСФСР им. М. Глинки, пятикратный лауреат премии Грэмми. (27 марта1927, Баку — 27 апреля 2007, Москва)

Родился в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой, в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского. В1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав поступил в музыкальное училище, в котором преподавал его отец.

Позже в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Именно в то время он начал разрабатывать свои первые концерты. Спустя немного времени Мстислава приняли на службу в оперный театр. Там и родились его первые произведения для виолончели и фортепиано, которые он написал под непосредственным руководством Михаила Чулаки. В 1942 году, Ростропович принял участие в отчетном концерте. Его представили, как композитора и исполнителя собственных произведений. Выступление юного музыканта прошло с невероятным успехом.

Он получил высокую оценку критиков, публики, журналистов, которые восторженно отзывались о его музыкальном вкусе, чувстве гармонии и невероятном таланте. В 1946 году Мстиславу вручили красный диплом училища, он приобрел сразу две специальности, виолончелиста и композитора. Далее была аспирантура, после окончания которой, Ростропович преподавал в консерваториях Москвы и Ленинграда. Общий стаж педагогической деятельности Ростроповича – 26 лет, за которые он воспитал множество известных музыкантов. Среди них Наталья Шаховская, Иван Монигетти, Давид Герингас, Наталья Гутман.

К концу 40-х годов музыкант давал концерты в самых разных городах. Ему аплодировали Москва, Киев, Минск. Мстислав стал участником многих международных конкурсов, откуда непременно возвращался победителем. Его популярность росла день ото дня. Этому способствовали и гастроли за рубежом, принесшие молодому дарованию международное признание и успех. Музыкант уже тогда мог гордиться достигнутым, но этого ему казалось мало, он стремился к постоянному совершенствованию.

В одном из своих интервью Ростропович сказал, что в те годы у него был период, когда очень хотелось играть хорошо. Мстислав занимался изучением партитур, анализировал трактовки партий виолончели другими композиторами, слушал, как их исполняют другие музыканты.

С ростом славы и популярности, росла и востребованность музыканта. Мстислав так энергично воплощал свои задумки в жизнь, что ему было мало времени в сутках. Он постоянно гастролировал, давал концерты, сочинял собственную музыку. У Ростроповича имелась собственная точка зрения на все происходящее в мире музыки, он следил также за общественно-политической ситуацией в СССР. Если Ростроповича что-то волновало, никогда не молчал, смело и открыто высказывал свою точку зрения, даже тогда, когда его мнение шло вразрез с мнением окружающих.

Практически невозможно вспомнить весь репертуар музыканта, он действительно огромный. Он давал сольные выступления, и выходил на сцену вместе с ансамблем, сотрудничал с симфоническими ансамблями и дирижировал. Ростропович стал ориентиром для всего музыкального мира. Известно, что почти шестьдесят известных композиторов писали для него музыку, в надежде, что когда-нибудь их произведение прозвучит в исполнении знаменитого маэстро. Мстислав стал первым, кто сыграл свыше сотни произведений для виолончели и выступил семьдесят раз в сопровождении оркестра. Со своей виолончелью Ростропович объездил все страны мира, он покорил лучшие сцены.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения музыканту посвятили около 60 композиторов, в том числе С. Прокофьев, Д. Шостакович, Т. Хренников, Б. Чайковский, А. Хачатурян, Б. Бриттен, Л. Берио, А. Шнитке, Л. Бернстайн, А. Дютийе, О. Мессиан, В. Лютославский, К. Пендерецкий и др.

Отец — Леопольд Витольдович Ростропович, виолончелист, педагог и дирижёр. Мать — Софья Николаевна Федотова, пианистка. С дочерью Вероникой и сыном Мстиславом

Вероника и Мстислав Ростроповичи

В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Ростропович встретил оперную певицу Галину Вишневскую. Позже они много раз выходили на сцену вместе – Ростропович аккомпанировал, Галина пела.

Они поженились, а потом с разницей в два года появились на свет дети Ольга и Елена.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская с дочерью Ольгой Семья Ростроповичей

Супруга Мстислава Ростроповича Галина Павловна Вишневская, оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог, народная артистка СССР .

Ольга и Елена Ростроповичи Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Ольга и Елена Ростроповичи

Сердце «гения России» остановилось 27апреля2007 года. Он умер от перенесенного заболевания и его последствий. До самого последнего дыхания Ростроповича окружали родные люди. Похоронили Мстислава Ростроповича на Новодевичьем кладбище.

После преобразования оренбургского музыкального училища в институт искусств ему было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей. Открыт Дом-музей семьи Ростропович в Баку, на улице Ростроповичей, в 2001 году — доммузей семьи Ростроповичей в Оренбурге, филиал Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Нижегородской государственной академической филармонии было присвоено имя Мстислава Ростроповича. В Баку в честь 100-летия со дня рождения Д. Д. Шостаковича Междунар одный фестиваль его имени. Ольга Ростропович посвятила Бакинский международный фестиваль памяти своего отца.

Ростропович, в период отсутствия работы, увлекся коллекционированием русского фарфора и икон. Начал ездить по деревням, по коллекционерам. Пока он научился разбираться, была масса конфузов и обманов. Вишневская радовалась такому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм. Так началась знаменитая коллекция, которую в последствии выкупил на аукционе миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.

Гликман и Нельсон Шэнкс запечатлели виолнчель"Дюпор" с его хозяином Вдова Джерри Ворбурга (банкира и любителя виолончельной музыки) подарила Ростроповичу виолончель «Дюпор». История: Банкир Джерри Ворбург перед смертью завещал своей супруге: «Предложи нашу виолончель Ростроповичу. Если он ее не купит, пусть она навсегда останется в нашей семье». Вдова Ворбурга позвонила Ростроповичу с предложением купить виолончель: «Я знаю, купить ее вы не сможете, но звоню, выполняя последнюю волю мужа». Ответ Ростроповича последовал незамедлительно: «У вас единственный шанс безукоризненно выполнить волю вашего покойного мужа- немедленно прислать мне эту виолончель».

С 1974 по 2007 год Мстислав Ростропович играл на виолончели Дюпора. Также в его распоряжении были виолончель, изготовленная в 1783 году в Турине Джованни Гваданини, учеником Антонио Страдивари (куплена Ростроповичем в2000году); виолончель, созданная в 1741 году лютьером Санто Серафино.

Также Ростроповичу принадлежал рояль австрийской фирмы Bösendorfer. После смерти музыканта инструменты перешли в собственность Галины Вишневской и их дочерей. Часть инструментов продана на аукционах.

Афанасьева, Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках / Ольга Афанасьева. - Москва : Алгоритм, 2015. - 205, [2] с. : ил., портр. - (Мужчины, покорившие мир). - Библиогр. в примеч.: с. 204-205. - Текст : непосредственный. Мстислав Ростропович – виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой «Таймс» «величайшим из ныне живущих музыкантов». Его талант, блестящее владение инструментом, темпераментная манера игры вдохновляли самых выдающихся композиторов XXвека…

Елагин, Юрий Борисович. Укрощение искусств : *воспоминания+ / Юрий Елагин ; *предисловие М. Ростроповича ; послесловие К. Виллингхэм]. - Москва : Русский путь, 2002. - 379с., [4] л. ил. : ил., портр. - Текст : непосредственный. Воспоминания Юрия Борисовича Елагина, талантливого скрипача и тонкого знатока музыки, волею судеб после Второй мировой войны оказавшегося в Америке, достоверно воссоздают атмосферу Москвы1930–40-х гг. Это рассказ о жизни первого поколения советской интеллигенции, об удачах, странно сопутствовавших судьбам многих артистов, о характерах тех, кто в несколько лет становился классиком советской культуры, вызывая на себя огонь внимания, восторга и зависти. Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников и Исаак Дунаевский, Алексей Толстой и Дмитрий Дорлиак, Давид Ойстрах и многие другие, составлявшие круг знакомств и общения Ю. Елагина, предстают перед читателем в грустных и смешных, экстремальных и житейских ситуациях. Большая часть книги посвящена родному для автора театру им. Евгения Вахтангова, в оркестре которого Юрий Борисович проработал многие годы.

Хентова, Софья Михайловна. Ростропович / Софья Хентова. - Санкт-Петербург : Культ-информ-пресс, 1993. - 300, [2] с. : ил., портр. - Текст : непосредственный. Книга известного музыковеда, профессора С. Хентовой, много и плодотворно работающей в жанре биографической литературы, посвящена всемирно знаменитому виолончелисту и дирижеру Мстиславу Ростроповичу, чья яркая жизнь - пример непоколебимой преданности России.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика