Первая дама советской скульптуры

российский скульптор-монументалист, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). ВЕРА ИГНАТЬЕВНА МУХИНА 19 июня [1 июля] 1889, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя - 6 октября 1953, Москва, СССР

Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге (ныне Латвия), в семье коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина. Родительский дом в Риге сохранился — улица Вилхелмса Пурвитиса, дом 23/25. Родители относились к купеческому сословию, предки жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры открылось наследство от деда в 4 миллиона латов .

Детские и девические годы (1892— 1904) провела в Феодосии, куда увез ее отец, опасавшийся за здоровье дочери. В Феодосии будущая художница посещала Феодосийскую женскую гимназию, получила первые уроки рисунка и живописи. Здесь она жила до 1904 года, когда умер ее отец. Веру и ее старшую сестру Марию приютили дяди и тѐти, жившие в Курске, где она с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре. В Москве училась живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. М ашкова.

На Рождество 1912 года, когда она находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошѐл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым.

В 1912—1914 годах жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Рен ессанса. В Москву вернулась летом 1914 года, а через две недели началась Первая мировая война. Окончив курсы медсестѐр, стала работать в военном госпитале. Здесь она в том же 1914 году познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым. В 1918 году вышла за него замуж.

После победы в России Октябрьской революции был принят «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. В 1918 году выполнила проект памятника просветителю и публицисту Н. И. Новикову. Проект получил одобрение Наркомпроса, но макет памятника, выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода, так что проект остался неосуществлѐнным. Кроме этого, в рамках работы по монументальной пропаганде скульптор создала эскизы скульптур «Освобождѐнный труд» и «Революция», а также памятников В. М. Загорскому и Я. М. Свердлову т акже известен как «Пламя революции».

В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешѐвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашеным горохом, а пуговицы - выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный ею «петушиный узор». В 1926—1927 годах преподавала в классе лепки Художественнопромышленного техникума при музее игрушки, в 1927—1930 годах — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН).

Самой знаменитой композицией скульптора стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция венчала советский павильон, проектированный архитектором Б. М. Иофаном. После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Заслуги и работы Веры Игнатьевны можно перечислять бесконечно долго и память о ней сохранится на долгие годы. Академик АХ СССР. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР. Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Мухин Игнатий Кузьмич — отец. Описывая жизнь купца И. К. Мухина, газета «Рижский вестник» в 1892 году показывала благотворительность как венец жизни этого человека. Молодым человеком 15-16 лет он приехал в Ригу в 1850 году, где занялся торговой деятельностью в конторе своего отца, торговый дом которого имел представительства во многих городах. Мухина (дев. Мюде) Надежда Вильгельмовна — мать. Замков, Алексей Андреевич — муж (профессор медицины, один из прототипов профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце») Замков Всеволод Алексеевич — сын (физик)

Заслуженный деятель искусств РСФСР Народный художник СССР Сталинская премия первой степени Сталинская премия второй степени Сталинская премия первой степени Сталинская премия второй степени Сталинская премия первой степени Орден Трудового Красного Знамени Орден «Знак Почѐта» Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», и другие…

Некоторые приписывают В. И. Мухиной авторство дизайна знаменитого граненого стакана советского образца. Никаких документальных свидетельств этому нет. Творчество скульптора связано с Ленинградским заводом художественного стекла, где она была художественным руководителем.

Существует версия, что прообразом монумента «Рабочий и колхозница» является не античная статуя «Тираноборцы», а это своего рода автопортрет В. И. Мухиной с еѐ мужем А. А. Замковым. Изначально обе фигуры были обнажены, стояли вполоборота лицом друг к другу и рабочий держал молот в правой руке. Однако, позже скульптор развернула фигуры лицом в одну сторону, и, по требованиям конкурсной комиссии, «одела» фигуры, добавив, по собственной инициативе, драпировку декоративным шарфом.

В Риге на улице Вилхелмса Пурвитиса, д. 23/25, в доме, где родилась В. Мухина, открыт музей. Народный «Музей Веры Игнатьевны Мухиной» работает в Феодосии. В Москве, в районе НовоПеределкино, в честь скульптора названа улица. «Вера Мухина» — так называется теплоход ОАО «Северного морского пароходства».

В 1953 году имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественнопромышленному училищу. В Москве в Пречистенском переулке установлен памятник В. И. Мухиной; авторы памятника — Народный художник СССР М. К. Аникушин и Заслуженный архитектор РСФСР С. П. Хаджибаронов.

Монумент «Рабочий и колхозница» был создан Верой Игнатьевной в 1937 году специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. «Главные герои» скульптуры – юноша и девушка, которые олицетворяют рабочий класс и крестьянство. Молодые и сильные, они вздымают ввысь эмблему Страны Советов – серп и молот. После триумфа во Франции было принято решение установить скульптуру у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ. В середине 40-х она стала эмблемой киностудии «Мосфильм».

Памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому был открыт уже после смерти Веры Игнатьевны. Он установлен в 1954 году у здания Московской консерватории на Большой Никитской улице. Над созданием образа композитора автор работала ни один год. Ее идеи то принимались высокопоставленными лицами, то отвергались.

Скульптура «Наука» Веры Мухиной хорошо известна всем учащимся МГУ имени М. В. Ломоносова, а также другим представителям студенчества. Она украшает фасад главного здания университета.

Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура «Хлеб», исполненная в большом размере для выставки «Пищевая индустрия» в 1939 году. По мнению искусствоведов, в композиции «звучит» музыка труда, но труда свободного и гармоничного.

Мечтой Мухиной, которую реализовали после ее смерти, стали так же скульптуры «Земля» (на фото) и «Море». Они были установлены на Центральном стадионе имени Ленина, в современных «Лужниках», в 1957 году.

Воронов, Никита Васильевич. Вера Мухина / Н. В. Воронов ; [НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР]. – Москва : Изобразительное искусство, 1989. – 332, [2] с. : ил. - Библиогр. в примеч. в конце глав. – Текст : непосредственный. В ФОНДЕ АСЕЕВКИ

Воронова, Ольга Порфирьевна. Вера Игнатьевна Мухина / О. П. Воронова. – Москва : Искусство, 1976. - 190 с., 25 л. ил. – (Жизнь в искусстве). – Текст : непосредственный.

Суздалев, Петр Кириллович. Вера Игнатьевна Мухина / П. К. Суздалев. – Москва : Искусство, 1981. - 168 с. : ил. – Текст : непосредственный.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=