Королева курской сцены

• Лауреат II Всероссийского конкурса исполнителей русского романса (1997) Заслуженная артистка России (2001) • Лауреат премии общественного признания «ЧЕЛОВЕК ГОДА – 2009» • Лауреат Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства» (2010)

Родилась 29 сентября 1962 года в Курске. В 1982 г. поступила в Курское музыкальное училище на теоретическое отделение. Параллельно посещала уроки вокала по классу преподавателя Л. С. Переверзевой. В 1986 году окончила музыковедческий, а затем в 1990 вокальный факультет Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Первое творческое достижение, отмеченное в прессе — это исполненное ею в одном из отчетных концертов училища, впервые в Курске, одно из самых трудных и редко исполняемых произведений сопранового репертуара Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра. Систематические сольные концертные выступления начинаются с середины 80-х гг. в ансамбле с пианисткой, а ныне лауреатом международных конкурсов Жанной Сбитневой. Ирина Стародубцева быстро завоевала любовь публики, которая назвала еѐ «Курский соловей».

В 1994 г. она проходит стажировку в Московской консерватории им. П. И. Чайковского у профессора В. Н. Кудрявцевой-Лемешевой и профессора В. Н. Чачавы, совершенствуя голос и познавая тонкости исполнения русской вокальной классики. С 1995 г. — ведущая солистка Курской областной государственной филармонии.

На протяжении многих лет «курский соловей», как величают ее поклонники, пропагандирует лучшие образцы русской и зарубежной вокальной музыки. «Королева сцены» – такую оценку дают профессионалы. Ее уникальным голосом наслаждались слушатели Болгарии, Германии, Египта, Испании, Мальты, Польши, США, Туниса, Франции, Швейцарии, Китая. Ей посвящали свои произведения и писали специально для еѐ голоса Драгомир Ненов (Болгария), Николя Брошет (Франция), Роман Леденѐв, Александр Мозалевский и Юрий Пятковский (Россия) и другие.

Ирина Стародубцева как преподаватель на кафедре вокального искусства ЮЗГУ кропотливо работает с одаренными студентами. Есть такое глубокое высказывание: «Учитель, воспитай ученика, чтобы потом было у кого учиться». Ирина Филипповна признается, что ей судьба не единожды дарила встречи с замечательными людьми, общаясь с которыми, она впитывала профессиональные знания и набиралась жизненной мудрости. Родители, педагоги в гимназии №44, музыкальной школе и Курском музыкальном училище, в Саратовской государственной консерватории…

Ирина Стародубцева называет множество имен и о каждом говорит с необыкновенной теплотой в голосе: преподаватель фортепиано Тамара Николаевна Лазарева, пропагандист курской культуры, музыковед Ида Юрьевна Татарская, преподаватели по вокалу Людмила Сергеевна Переверзева и Леонид Григорьевич Зотов, замечательный дирижер, композитор, великий педагог Федор Васильевич Гольцев…

Выпускники и преподаватели, среди которых Ирина Стародубцева кафедры вокального искусства ЮЗГУ с председателем госкомиссии, профессором МГК им. П. И. Чайковского, народным артистом России П. С. Глубоким, 2017 г.

«Мы расширяем границы: интерес к академическому вокалу проявляют иностранные студенты. У нас учатся ребята из Эквадора, Китая.» Ирина Стародубцева

Ирина Стародубцева с учениками после концерта

Творческий диапазон Стародубцевой разнообразен. Ею накоплен богатый оперноконцертный репертуар, включающий арии и сцены из опер Глинки, РимскогоКорсакова, Мусоргского, Чайковского, Донице тти, Беллини, Верди, Пуччини, Гуно и т. д. В еѐ репертуаре присутствуют и сопрановые партии произведений кантатноораториального жанра — «Реквием» Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, «Stabat mater» Перголези, 9-я симфония Бетховена, «Реквием» Форе, «Кармина Бурана» Орфа, «Stabat mater» Россини, Симфония № 2, 4 Малера, «4 последние песни» Р. Штрауса . Отдельный пласт репертуара певицы составляют произведения т. н. «легкого жанра» — вальсы И. Штрауса, арии из классических оперетт, а так же старинные романсы и песни советских композиторов.

Особое место в репертуаре певицы занимает камерный жанр. В еѐ концертные программы входят песни Моцарта и Шуберта, романсы Шумана, Брамса, Х. Вольфа, Грига, Форе, Гранадоса, Дебюсси, Р. Штрауса, арии из опер и кантат композиторов XVI-XVIII вв., Баха, Генделя, Вивальди исполняемые на языке оригинала. Программы из произведений русских композиторов включают романсы Глинки, Даргомыжского, Балакирева Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Метнера, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и др.

https://www.youtube.com/watch?v=R1XDkxyH_UM

https://youtu.be/6GiHfuMniZ4

Из интервью: «Курская земля меня держит. Где бы я ни была, какие бы радужные перспективы передо мной ни открывались, всегда возвращалась на родину. Так, во время стажировки в Германии у американской оперной певицы получила заманчивое предложение остаться, подготовить партии для Мюнхенского и Берлинского оперных театров. Но дома ждали мои любимые мужчины – муж и маленький сын. Они у меня всегда были и будут на первом месте.»

Из интервью: «Часто на гастролях за границей спрашивали, откуда я родом. Некоторые не верили, что я русская, и просили показать паспорт. Очень удивлялись, что я не из Москвы. С гордостью говорила, что я из Курска. А что это, где это? А это ночь до Москвы поездом на север, это великая Курская битва, Коренная пустынь, атомная станция в Курчатове, подводная лодка «Курск», курские соловьи... Город очень люблю и горжусь своей малой родиной. Недаром песня Василия Золотарева и Ивана Цивадица «Курский вальс» долгие годы была моей визитной карточкой, до сих пор ни одно торжественное мероприятие не обходится без ее исполнения. Песня настолько полюбилась слушателям, что молодое поколение артистов включает ее в свой репертуар.»

Ирина Стародубцева плодотворно сотрудничает с творческими коллективами центральной России, возглавляемыми видными мастерами дирижерского искусства — заслуженными деятелями искусств России, В. Сухорословым (Орел), Г. Аганезовым (Липецк), В. Афанасьевым (Москва); народным артистом России А. Меликовским (Ростов); заслуженными артистами России: М. Репка (Орел), Ю. Анисечкиным (Воронеж), Ю. Андросовым (Воронеж); заслуженными работниками культуры России: Б. Белогуровым и Е.Алешниковым (Белгород), В. Осиповым (Брянск); А. Алемпиевым (г. Санкт-Петербург), К. Барковым (г. Саратов). Особое место занимает творческое сотрудничество с зарубежными дирижѐрамипрофессорами Рамоном Торрэльедо (Испания), Диттелем Кауфманом (Германия), Юргеном Бѐме (Германия), Жаком Маро (Франция).

Большое значение в творчестве певицы имеет музыка высокого духовного содержания, что дало ей уникальную возможность участвовать в концертах в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя и в многочисленных духовнопросветительских и творческих проектах Курской Епархии Московского Патриархата; Рождественских архиерейских концертах; I — IV Пасхальных фестивалях «Золотые купола»; концертах, посвященных празднованию Дней памяти Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Дней Жен-Мироносиц; Петра и Февронии.

Благодаря огромному профессиональному опыту, Ирина раскрыла новые грани своего таланта как исполнитель, продюсер новых проектов. Так, в 2006 г. в рамках реализации проекта по поддержке талантливой молодежи при содействии Губернатора Курской области в Курском драмтеатре им. А. С. Пушкина состоялась российская премьера оратории Й. Гайдна «Сотворение мира». В межрегиональном проекте принимали участие молодежный симфонический оркестр (Воронеж, дирижер — заслуженный артист России Ю. Андросов), камерный хор им. С. Рахманинова (Тамбов, дирижер — заслуженный артист России, профессор В. Козляков), солисты Москвы, Белгорода, Воронежа, Курска.

«Я всегда говорю: мне совершенно все равно, какая публика сидит в зале, какой это зал и где. Если зовут, значит нужна. И я должна подарить им хоть три минуты, но праздника. Чтобы они вместе со мной окунулись в другой мир, забыли о своих проблемах, вспомнили, что они люди с большой буквы. Очень благодарна слушателям, всем абсолютно, в своей стране, за рубежом, потому что чувствую, что моя к ним любовь, мое отношение, возвращается во стократ.»

Вебер, И. Э. Ирина Стародубцева. Либретто к опере «Жизнь» / [Игорь Вебер]. – [Б. м.], 2017. – 221 с. – Текст : непосредственный. Автор сборника курский журналист Игорь Вебер. В книге собраны факты биографии, моменты творческих подъемов и взлетов Ирины Стародубцевой.

Книга «Дочери соловьиного края. Век XX» повествует о женщинах, прославивших Курскую область созидательным трудом, достижениями на ниве культуры, науки, образования, совершивших подвиги в ратном деле, проявивших высокую материнскую самоотверженность. Одна из глав книги посвящена Ирине Стародубцевой. Дочери соловьиного края. Век XX / ответственный редактор Галина Окорокова ; Курск. обл. обществ. орг. Союза женщин России. - Курск : [б.и.], 2008. – Текст : непосредственный.

Имя Ирины Стародубцевой занесено в краеведческий словарьсправочник «Курск». Курск : краеведческий словарь-справочник. / Ю.А. Бугров – Курск, 1997. – 495 с. – (Курская энциклопедия). – Текст : непосредственный.

Кулагина, В. Когда музыка становится судьбой / В. Кулагина. – Текст : непосредственный // Курская антоновка : книга очерков о победителях областного конкурса общественного признания «Человек года» – «Курская антоновка» / А. Балашов, В. Кулагин, В. Кулагина. – Курск, 2010. – С. 374–375. «Голос Ирины Стародубцевой поражает редким сочетанием очень красивого сопрано широкого диапазона (в 2,5 октавы) с прекрасной сценической внешностью, артистичностью от природы». В. Кулагина

Синянская, Н. Излучающая радость : очерк / Н. Синянская. – Текст : непосредственный // Порубежье. – 1997. – № 1. – С. 41–42. «На курской земле рождалось и появлялось немало прекрасных голосов и выдающихся исполнительских талантов. Начиная с Надежды Плевицкой, они делали свою музыкальную карьеру вне провинциального Курска. Так было прежде, такое положение существует отчасти и сегодня…». Н. Синянская, кандидат искусствоведения

Стародубцева, И. Ее Величество Опера / И. Стародубцева ; беседовала Л. Кутыкина. – Текст : непосредственный // Городские известия. – 2012. – 22 мая. – С. 6. Стародубцева, И. Ее Величество Опера / И. Стародубцева ; беседовала Л. Кутыкина. – Текст : непосредственный // Городские известия. – 2014. – 19 июня. – С. 18.

Стародубцева, И. Мне нравится, когда меня не узнают / И. Стародубцева ; беседовала О. Протонина. – Текст : непосредственный // VIP. – 2002. – № 2 (11). – С. 3. «… Мне больше нравится, когда меня не узнают. Блистать в свете — это не мое, я должна блистать на сцене, потому что сцена выбрала меня. Классика сложна для восприятия, и чтобы помочь человеку войти в мир высокого искусства, я должна нести со сцены не только голос, но и определенный образ». И. Стародубцева

Стародубцева, И. Мне нравится, когда меня не узнают / И. Стародубцева ; беседовала О. Протонина. – Текст : непосредственный // VIP. – 2002. – № 2 (11). – С. 3. «Даже когда выступала перед солдатами в Грозном на аэродроме, посчитала необходимым быть в самом красивом концертном платье. Именно потому, что там идет война и люди видят только ужасы и смерть, я должна была напомнить о том, что есть мир и красота». И. Стародубцева

«Зарубежная пресса называла ее концерты «настоящим музыкальным деликатесом», а голос – «серебристым сопрано» или «сопрано с большим русским шармом». Л. Кутыкина Стародубцева, И. Сопрано с большим русским шармом : так курскую певицу Ирину Стародубцеву назвали жители Германии, где она гастролировала много раз / И. Стародубцева ; беседовала Л. Кутыкина. – Текст : непосредственный // Городские известия. – 2009. – 30 дек. – С. 2–3.

Стародубцева, И. Звучала музыка, и таяла душа... / И. Стародубцева ; подготовила В. Юрьева. – Текст : непосредственный // VIP. – 2019. – № 2. – (Красная площадь ; 2019, № 2, с. 16–18).

Кутыкина, Л. Музыка сердца / Л. Кутыкина. – Текст : непосредственный // Городские известия. – 2011. – 26 марта. – С. 7.

Кутыкина, Л. Когда звучит напев старинный / Л. Кутыкина. – Текст : непосредственный // Курская правда. – 2017. – 16 февр. – С. 12. «Почему в России романсы живут дольше, чем популярные песни? Потому, считают музыканты, что в нашей стране романс имеет свои особые национальные черты: он очень близок русской душе, ее особому тонкому складу. Яркая особенность романса – доверительность, задушевная искренность – побуждает к сопереживанию, сочувствию…». Л. Кутыкина

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика