П. А. Столыпин. Программа реформ [Текст] : документы и материалы : в 2 т. / Фонд изуч. наследия П. А. Столыпина ; Федерал. архив. служба России, Рос. гос. ист. архив ; [под общ. ред. П. А. Пожигайло]. - М. : РОССПЭН, 2003
Т. 1. - 763, [1] с., [1] л. портр.
Т. 2. - 798, [1] с., [1] л. портр.


       В двухтомнике впервые опубликован комплекс законодательных документов и материалов, раскрывающий основные направления реформаторского курса крупнейшего государственного и политического деятеля России — П. А. Столыпина. В своей совокупности они позволяют понять замысел, содержание и механизмы реализации преобразований, выводивших Россию в число ведущих стран мира по темпам экономического развития, обеспечивавших укрепление ее целостности и единства, формирование среднего класса — основы гражданского общества и правового государства, повышение уровня образования и улучшение материального положения народа.
     Перед составителями стояла трудная задача отбора документального материала. При формировании первого тома они руководствовались следующими принципами. Во-первых, в публикацию включены наиболее значимые, базовые документы, касавшиеся преобразования наиболее важных сфер жизнедеятельности страны и затрагивавшие интересы подавляющего большинства ее населения. По преимуществу в томе представлены источники нормативного характера. Вместе с тем, составители сочли необходимым включить в книгу и две Записки, подготовленные в Министерстве внутренних дел, поскольку они имеют концептуальное значение, раскрывают широкое видение реформы (в сфере местного управления и самоуправления) в контексте других преобразований.
     Во-вторых, в публикацию включен ряд законодательных актов, формально выходящих за хронологические рамки деятельности П. А Столыпина на посту министра внутренних дел и главы правительства. С одной стороны, это пакет Именных Высочайших указов, изданных до начала деятельности представительных учреждений и ставших правовой основой для выработки Столыпиным внутриполитического правительственного курса. На основе ряда «Временных правил», фактически являвшихся до февраля 1917 г. действующими законами, Столыпиным были разработаны соответствующие законопроекты, предназначенные для внесения в Государственную думу. С другой стороны, поскольку процедура прохождения того или иного законодательного предложения за­нимала подчас не один год, то в публикацию вошли и те проекты, которые получили силу закона уже после трагической кончины Столыпина, но были разработаны в период его премьерства.
      В-третьих, составители должны были считаться с тем фактом, что в фондах Совета министров, отдельных министерств и ведомств, Совета по делам местного хозяйства, а также Государственной думы и Государственного совета отложились огромные массивы документов, отражающие разные стадии и уровни разработки законопроектов. Составители учитывали наличие множества вариантов одних и тех же законопроектов, проходивших различные этапы согласований: разработка в рамках министерств и ведомств, возможная доработка в ходе обсуждения на уровне Совета министров, коррекция в результате работы над проектом в одной из думских комиссий, согласование в Государственном совете; в некоторых случаях проекты изымались из Думы и подвергались дополнительной шлифовке. Не имея возможности представить в данной публикации весь процесс работы над проектами, составители останавливали свой выбор на апробированных итоговых вариантах, принятых на заключительной или промежуточной стадии формирования документа.
     Настоящая публикация состоит из двух частей. В первую вошли выдержки из речей П. А. Столыпина, раскрывающие основные составляющие его концепции преобразований. В ярких и образных выступлениях с трибуны Государственной думы и Государственного совета Столыпину удалось сформулировать исходные общетеоретические положения реформ, раскрыть содержательную часть правительственной программы, предельно четко наметить пути ее реализации. В программных заявлениях премьера в концентрированной форме нашли отражение основные принципы предложенной им национальной идеологии.
     Вторая часть книги состоит из восьми разделов, содержащих пакет базовых законодательных проектов. В первый раздел «Права и свободы граждан» включены как «Временные правила», изданные по 87 ст. Основных законов, так и законопроекты, внесенные на рассмотрение Государственной думы. В своей основе эти проекты предусматривали ликвидацию многочисленных вековых дословных, национальных и конфессиональных ограничений.
      Во второй раздел «Судебная реформа», логически связанный с первым, включены документы и материалы, посвященные реорганизации суда и судопроизводства. В этом плане особого внимания заслуживает основополагающий закон о местном суде, прошедший все стадии согласования и утвержденный царем. Не потерял своего современного звучания ряд проектов, направленных на демократизацию судебной и пенитенциарной системы, часть из которых, к сожалению, так и не обрела силу закона.
     Принципиально важные документы и материалы включены в третий раздел «Реформы местного управления и самоуправления». Они позволяют не только понять суть столыпинской концепции преобразований в данной сфере, но и уяснить причины их неприятия представителями поместного дворянства. Предложенный Столыпиным комплекс мер способствовал укреплению вертикали исполнительной власти сверху донизу, налаживанию прямой и обратной связи между ее центральными и местными учреждениями и, в конечном счете, сохранению целостности и единства России.
      В четвертый раздел «Земельная реформа» вошли документы, всесторонне раскрывающие содержание и методы проведения аграрных преобразований. Публикуемые документы позволяют проследить процесс поэтапной разработки аграрных законопроектов, постепенное расширение диапазона содержательной и технологической сторон в реализации намеченных мер: передача Крестьянскому банку казенных и удельных земель, отмена выкупных платежей, правила выхода из общины, создание хуторов и отрубов, землеустройство, условия получения кредитов и т.п.
     Пятый раздел «Реформа социального законодательства» включает шесть основных законопроектов, раскрывающих позицию Столыпина в области социальных преобразований и затрагивающих непосредственно интересы рабочих, торговых служащих и ремесленников.
     В шестой раздел «Экономика и финансы» включен комплекс документов, посвященных созданию правовой основы для деятельности съездов представителей промышленности и торговли, судовладельцев, мукомолов, биржевых обществ и т.д.
     Седьмой раздел «Начальное образование» включает четыре проекта, касающихся введения в России всеобщего начального обучения и создания необходимой для этого институционной базы - начальных училищ, высших начальных училищ. Составители полагают значимым для нынешней ситуации в деле просвещения проект создания частных училищ.
     Заключительный раздел посвящен военной реформе и состоит из трех базовых документов, в том числе нового Устава о воинской повинности, закона о введении льгот для некоторых категорий призывников.
     Во второй том включено 144 законодательных проекта. Принципы выявления и отбора документов и материалов сохранены те же, что ив первом томе. Особенностью второго тома является: во-первых, значительное расширение ареала законодательных проектов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности страны и, во-вторых, помимо законопроектов концептуального стратегического характера, публикуются документы, которые свидетельствуют об оперативной реакции правительства П. А. Столыпина на уже реализуемые реформы и ставят своей целью их корректировку и совершенствование.
      Данный том состоит из семи разделов, структура которых в целом, соответствует структуре первого тома.