Алексеева Н. Ю. Русская ода : развитие одической формы в XVII - XVIII вв. / Н. Ю. Алексеева ; РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - СПб. : Наука, 2005.

      Хронологический диапазон предла-гаемого исследования обусловлен поставленной в нем задачей – понять значение оды в русской поэзии. В центре внимания автора находится история русской торжественной оды. Анализируя истоки жанра оды в России на материале русской поэзии XVII-начала XVIII века, автор книги рассказывает о становлении жанра оды в творчестве В.К. Тредиаковского.
      Обозначение «торжественная ода» впервые прозвучало в названии оды Тредиаковского «Ода торжественная о сдаче города Гданьска».
      Обозначение оды «торжественная» подразумевало приуроченье ее к торжеству, имеющему государственное значение. Таким образом, она являлась одой государственной.
      Панегирическая ода – более общий, чем государственная, вид оды.
      В XVIII веке она называлась одой «похвальной», а сам термин принадлежал Тредиаковско-му. Первой похвальной одой в России была ода Тредиаковского «Похвала цвету розе». Однако предложенная Тредиаковским вариантность тематики од в дальнейшем в России использовалась мало.
      Автор книги останавливается на «Рассуждении об оде вообще», написанной Тредиаковским в 1734 году. Значение Тредиаковского заключается не в оригинальности его взглядов, а в том, что он сумел осуществить на рус-ской почве синтез двух филологических направлений, до него факти-чески не соприкасавшихся, а затем признанных взаимоисключающими. Прививка французского классицизма к русской литературе и стала возможной, а вместе с тем плодотворной потому, что делалась она не к дичку, а к сложившейся литературной культуре, и заслугу Тредиаковского как раз и можно увидеть в том, что он опирался на отечественную традицию.