Искусство учиться

21 января в России отмечается День аспиранта. Так как его празднуют и в ряде зарубежных стран, где система высшего образования была построена на принципах, заложенных в СССР, то данный праздник приобрѐл международный статус. Дата празднования Международного дня аспиранта связана с выходом в свет документов Совнаркома РСФСР, регламентирующих систему подготовки научных работников. Назывались эти документы «Положения о научных работниках вузов» и «Инструкции о порядке подготовки научных работников при НИИ и вузах по прикладным, точным и естественным наукам». Оба документа увидели свет 21 января 1925 года.

Аспирантура фактически была учреждена этими документами, хотя первый шаг на пути еѐ организации был сделан Наркомпросом ещѐ в 1923 году. Тогда своим Положением Народный комиссариат просвещения регламентировал возможность для отдельных студентов продолжения работы в институтах для подготовки их к дальнейшей научной и преподавательской деятельности в ВУЗах. Эта дата – 21 января 1925 года – и была взята за основу при выборе даты празднования Дня аспиранта.

Аспирантура становится первым шагом на пути становления человека как будущего учѐного. Это – первая ступень научной карьеры, которая закладывает основы научных знаний, формирует специфику мышления будущего учѐного и характер будущей научной деятельности. Отмечать праздник начали не так давно, в 2008 году, и пока он носит неофициальный характер, но в научной среде получает всѐ большее распространение, набирая популярность, как среди аспирантов, так и среди преподавателей вузов и НИИ. Интересным является и то совпадение, что праздник проходит фактически в преддверии Дня студента, отмечаемого 25 января. Ведь аспирант по сути – это недавний студент.

В монографии представлены результаты системного исследования актуальной проблемы высшей школы — профессионального самоопределения студентов в университете. Разработаны методические аспекты психологопедагогического сопровождения и обучения. Книга адресуется широкому кругу читателей, преподавателям высшей школы, психологам, аспирантам и студентам. Козловская, Светлана Николаевна. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов : монография / С. Н. Козловская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 142, [2] с. : ил., табл. – (Научная мысль. Педагогика). – Библиогр.: с. 128-143. – Текст : непосредственный.

Монография посвящена социокультурному анализу развития исследовательской культуры студентов. Выделены факторы ее дифференциации и расширения в образовательном пространстве вуза, показано их противоречивое влияние на культуру присвоения норм познания в студенческой среде. Предложены аспекты, по которым в современном вузе желательно различать исследовательскую и научную культуру. Результаты исследований могут представлять интерес для студентов, аспирантов, преподавателей. Шихова, Ольга Николаевна. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе : монография / О. Н. Шихова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУВО "Уральский государственный педагогический университет". – Москва : ИНФРАМ, 2022. – 124, [1] с. : табл. – (Научная мысль. Исследования). – Библиогр.: с. 112-125 и в подстроч. примеч. – Текст : непосредственный.

Резник, Семен Давыдович. Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза : система и механизмы управления : монография / С. Д. Резник, Д. В. Устинова. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 155, [1] с. : табл. – (Научная мысль. Образование). – Библиогр.: с. 126-139 и в подстроч. примеч. – Текст : непосредственный. В книге рассматриваются теоретические аспекты управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, проанализирована практика подготовки научно-педагогических кадров в вузах России, предложена модель управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, а также механизмы управления этой системой. Пособие предназначено для преподавателей и аспирантов высших учебных заведений.

В книге рассматриваются теоретические аспекты управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, проанализирована практика подготовки научно-педагогических кадров в вузах России, предложена модель системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, а также механизмы управления этой системой. Пособие предназначено для преподавателей и аспирантов высших учебных заведений. Резник, Семен Давыдович. Эффективное научное руководство аспирантами : монография / С. Д. Резник, С. Н. Макарова ; в научной редакции С. Д. Резника. – 2-е изд., перераб. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 151 с. : табл. – (Научная мысль. Образование). – Библиогр.: с. 112-117 и в подстроч. примеч. – Текст : непосредственный.

Книга раскрывает структуру научной деятельности. Выделены критерии качественного отличия курсовых работ от выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации. Представлена инновационная технология научной деятельности студентов, включающая следующие этапы: подготовительный этап, поисковый этап, верификационный этап, этап опредмечивания. Книга адресована студентам, магистрантам, преподавателям. Байлук, Владимир Васильевич. Научная деятельность студентов : системный анализ : монография / В. В. Байлук. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 143, [1] с. – (Научная мысль. Образование). – Библиогр.: с. 140-144. – Текст : непосредственный.

Резник, Семен Давыдович. Аспиранты России : отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности : монография / С. Д. Резник, С. Н. Макарова, Е. С. Джевицкая ; под общей редакцией С. Д. Резника. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 234, [1] с. : табл. – (Научная мысль. Образование). – Библиогр.: с. 221-231 и в подстроч. примеч. – Текст : непосредственный. В книге рассматривается система послевузовской подготовки научно-педагогических кадров, нормативноправовое и научно-методическое обеспечение системы формирования и подготовки аспирантов высших учебных заведений. Особое внимание уделено отбору студентов высших учебных заведений в аспирантуру и организации научно-педагогической деятельности аспирантов. Для аспирантов и научных руководителей..

Райзберг, Борис Абрамович. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей / Б. А. Райзберг. – Изд. 10-е, доп. и испр. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 239, [1] с. : табл. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – (Менеджмент в высшей школе). – Библиогр.: с. 220-221. – Текст : непосредственный. В пособии изложены не только формальные процедуры подготовки диссертации и ее защиты, но и подробно освещены содержательные стороны процессов обучения в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, выбора темы диссертации, ее написания, представления к защите, самой защиты. Имеются приложения нормативного и справочного характера, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и защите диссертации. Адресуется соискателям ученых степеней.

Аристер, Николай Иванович. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах / Н. И. Аристер, С. Д. Резник, О. А. Сазыкина ; под общей редакцией Ф. И. Шамхалова. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 255, [1] с. : табл. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – (Менеджмент в науке). – Библиогр.: с. 247-251. – Текст : непосредственный. Приведены ответы на вопросы, наиболее часто возникающие в деятельности диссертационных советов. Они касаются порядка формирования диссертационного совета; планирования и организации его деятельности; предварительной экспертизы диссертационных работ; проведения заседаний диссертационного совета; работы с документами после защиты диссертации, организации личной деятельности руководителей совета. Издание предназначено для всех, кто интересуется вопросами диссертационного менеджмента.

http://www.aspirantura.spb.ru/ Аспирантура. Портал аспирантов Портал в помощь обучающимся в аспирантуре, содержит разделы: руководство для аспирантов; памятка соискателю; файловый архив; полезное; аспирантуры России; книги; диссертации; ссылки; законодательство.

На сайте ВАК представлены справочные материалы и нормативные документы по защите диссертаций, размещены объявления о защите докторских диссертаций в соответствии со специальностями. https://vak.minobrnauki.gov.ru/main ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации создана в целях обеспечения государственной научной аттестации

http://aspirinby.org/ Проект «В помощь аспирантам и соискателям ученых степеней» На сайте собирается информация о поступлении в аспирантуру, процедуре подготовки документов, а также общих моментах написания, оформления и защиты диссертации. Молодым учѐным в помощь

https://phdru.com/ Портал аспирантов и докторантов, где собрано много полезной информации для поступления в аспирантуру, обучения по послевузовским образовательным программам, публикации статьи или доклада и защиты диссертации. Здесь можно узнать про анонсы и каталоги научных конференций, список Перечней ВАК, а также посмотреть каталог академических журналов, аспирантур в СПб и многие другие полезные веб-проекты для молодых ученых. PhD в России Портал аспирантов и докторантов

http://www.aspirantura.ru/ Портал создан с целью обмена опытом, мнениями и рекомендациями по обучению в аспирантуре. Здесь размещены материалы, необходимые аспиранту для обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика