Комитет по культуре Курской области Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева Выпуск 3 (48) МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА Информационный бюллетень КУРСК 2021
2 ББК 95 М 54 Составитель: Н. А. Митрошенко Редактор: О. В. Лобатюк Ответственный за выпуск: В. Ю. Рукавицына Методическая копилка : информационный бюллетень. Выпуск 3 (48) / Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева ; составитель Н. А. Митрошенко ; редактор О. В. Лобатюк. – Курск, 2021. – 16 с. – Текст : непосредственный. Знак информационной продукции: 6+ В сорок восьмой выпуск информационного бюллетеня входят статьи из журналов «Deutsch Kreativ», «Иностранные языки в школе», «Русский язык за рубежом». Материал расположен по тематическим разделам, внутри каждого – по алфавиту авторов и заглавий работ.
3 Оглавление Методика преподавания иностранных языков. ........ 5 Лингвистика. ................................................................ 9 Раннее обучение. ....................................................... 10 Информационные технологии в обучении. ............ 10 Контроль в обучении. ............................................... 11 Обучающие игры. ...................................................... 11 Внеклассная работа ................................................... 11 Обучение грамматике. .............................................. 12 Обучение лексике. ..................................................... 12 Обучение речевым навыкам. .................................... 13 Обучение в вузе. ........................................................ 14
4 Предисловие Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние 10-15 лет, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни российского общества. Это проявляется в том, что иностранные языки интенсивно изучаются теперь как взрослыми, так и детьми. Сорок восьмой выпуск информационного бюллетеня «Методическая копилка» знакомит читателей с новинками в области методики преподавания иностранных языков (использование информационных технологий в обучении иностранным языкам, внеклассная работа и др.). При составлении информационного бюллетеня использовались журналы «Deutsch Kreativ», «Русский язык за рубежом», «Иностранные языки в школе». Статьи располагаются по тематическим разделам, внутри каждого – по алфавиту авторов и заглавий работ. Список предназначен учащимся, студентам, преподавателям иностранных языков, библиотечным работникам как дополнительный материал для научной и практической работы.
5 Методика преподавания иностранных языков. Methoden, Techniken, Verfahren : [немецкий язык]. – Текст : непосредственный // Deutsch Kreativ. – 2021. – № 2. – С. 2-7. Tomalin, B. English for Specific Purposes Today. In Conversation with Barry Tomalin : [английский язык] / B. Tomalin, I. P. Tverdokhlebova. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 5-11. Багинская, И. Опыт создания образовательного проекта «О русском по-русски» для обучения РКИ / И. П. Багинская. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 32-41. Боброва, Т. Оксфордские учебные курсы в России : [английский язык] / Т. А. Боброва. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 7. – С. 95-96. Боброва, Т. Учебные наглядные пособия как генератор идей для проектной деятельности / Т. А. Боброва. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 95-96. Буланкина, Н. Интеллектуальная составляющая в концептосфере учителя иностранного языка в свете концепции А. А. Леонтьева / Н. Е. Буланкина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 73-80. Васильева, Е. Учебное пособие по иностранному языку как инструмент трансляции родной культуры / Е. Г. Васильева, М. Н. Горанская, О. А. Дубнякова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 7. – С. 84-90. Воронина, Л. Проблема отбора и организации содержания обучения корейскому языку в школьном учебнике / Л. А. Воронина, С. А. Летун. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 7. – С. 72-77. Гальская, Н. Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева как начало парадигмального сдвига в отечественной методи-
6 ческой науке / Н. Д. Гальская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 15-24. Дмитренко, Т. Технология педагогического общения в условиях обновления языкового образования и поликультурной среды / Т. А. Дмитренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 45-53. Ельжанов, О. О британском парламентском формате и его использовании при формировании дискуссионной культуры средствами иностранного языка / О. Ельжанов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 74-81. Ершова, О. Методические секреты организации проектной деятельности: развитие, обучение, воспитание / О. В. Ершова, С. В. Усольцева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 53-60. Исаева, Т. Психолого-педагогические особенности использования интерактивных методов обучения иностранному языку в условиях дополняющего обучения / Т. Е. Исаева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 25-31. Карсанти, Т. Эмоциональный дискомфорт учащихся на занятиях по иностранному языку и поиск путей его устранения с учетом современных реалий / Т. Карсанти, О. М. Козаренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 31-41. Комочкина, Е. «Чужой язык не должен быть чужим» (А. А. Леонтьев): роль прецедентных текстов в повышении читательской грамотности в старшей школе / Е. А. Комочкина, Т. В. Селезнева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 22-30. Мезит, А. Опыт использования инфографики на уроках РКИ / А. Э. Мезит. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 41-54.
7 Нечаева, Л. Методический потенциал научных работ японоведов (1950-1990) / Л. Т. Нечаева. – Текст : непосредственный // Иностранные язык в школе. – 2021. – № 8. – С. 28-35. Никитенко, З. А. А. Леонтьев и его «деятельностный» вклад в методику раннего обучения иностранным языкам / З. Н. Никитенко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 32-42. Оберемко, О. Соизучение языка и культуры с позиции формирования самоидентичности старшеклассников / О. Г. Оберемко, Е. А. Малютина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 30-38. Орешкова, Н. Методические аспекты включения культурологии в преподавании иностранного языка / Н. Л. Орешкова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 86-92. Печерица, Э. Профессиональные сообщества педагогов в освоении развивающего принципа обучения иностранному языку / Э. И. Печерица. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 80-88. Пирогова, Н. Особенности обучения иностранным языкам учащихся с дислексией / Н. Г. Пирогова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 6775. Сафонова, В. Лингвокультурная педагогика как феномен современного языкового образования / В. В. Сафонова, И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 2-4. Сафонова, В. Лингвокультурная языковая педагогика: спорные и бесспорные вопросы развития личности человека средствами соизучаемых языков / В. В. Сафонова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 4-13. Сафонова, В. Уникальное наследие А. А. Леонтьева в отечественной и мировой методологии обучения языку как сред-
8 ству общения и обобщения / В. В. Сафонова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 415. Слабышева, А. Использование метода кейсов при решении конкретных ситуаций на занятиях по иностранному языку / А. В. Слабышева, Л. А. Белова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 50-58. Сомова, С. Понятие эмоционального интеллекта в иноязычном образовании / С. В. Сомова, М. Р. Сеняева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 88-96. Твердохлебова, И. Актуализация профессиональных компетенций средствами иностранного языка / И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 2-5. Твердохлебова, И. Алексей Алексеевич Леонтьев: к 85летию со дня рождения ученого / И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 2-4. Хитрова, И. III международная конференция имени Е. Н. Солововой «Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения» / И. В. Хитрова, А. Е. Казеичева, А. В. Конобеев. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 92-94. Чернышов, С. Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка / С. В. Чернышов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 41-49. Шипилова, А. Актуальные дефиниции термина «транснациональные корпорации» через призму вербальных особенностей английского и русского языков / А. В. Шипилова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 90-96.
9 Янкаускас, Е. Развитие межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах / Е. С. Янкаускас. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 53-60. Лингвистика. Горлова, Н. Психолингвистические основы обучения иностранным языкам в условиях цифровой трансформации информационного общества / Н. А. Горлова. – Текст : непосредственный // Иностранные язык в школе. – 2021. – № 10. – С. 24-32. Ефремова, М. Сравнительный анализ русской и корейской интонации / М. Ю. Ефремова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 92-99. Калинин, А. Русские фразеологизированные предложения структурного типа / А. Ф. Калинин. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 104-110. Кащук, С. Лингводидактические константы в меняющемся контексте современного иноязычного образования / С. М. Кащук, И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 2-4. Роговнева, Ю. Современный описательный текст с позиций коммуникативно-функциональной грамматики: результаты и перспективы / Ю. В. Роговнева. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 99-104. Чупрынина, О. Футболка с текстовым принтом на английском языке как средство выражения культурной идентичности / О. Г. Чупрынина, А. А. Каменская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 84-91.
10 Раннее обучение. Романовская, Е. Значимость теории общения А. А. Леонтьева для методической организации деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком / Е. И. Романовская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 42-45. Ткаченко, Т. Формирование у младших школьников культуроведческих умений в процессе иноязычного чтения / Т. С. Ткаченко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 38-42. Информационные технологии в обучении. Анохина, Э. Роль интерактивных педагогических технологий в электронном учебнике по РКИ для этапа довузовской подготовки / Э. Н. Анохина, Т. С. Павлова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 62-67. Беляева, Е. Мультимедиа как средство обучения иностранным языкам : психолого-педагогический аспект / Е. Е. Беляева, И. В. Харитонова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 17-25. Кащук, С. Особенности организации образовательного процесса в эпоху глобальной цифровизации : новые технологические вызовы и связанные с ними особенности обучения цифровых аборигенов / С. М. Кащук, Б. Бервьяль. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 4-11. Назаренко, А. Создание «виртуального обучающегося сообщества» как эффективная стратегия тьюторской поддержки дистанционного онлайн-обучения (опыт применения в курсе The World of Britain) / А. Л. Назаренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 49-57.
11 Романова, Т. Аутентичный видеоматериал как средство обучения русской разговорной речи в электронной образовательной системе / Т. Ю. Романова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 54-62. Харитонова, И. Влияние мультимедийных средств обучения на воображение изучающих иностранные языки: философско-дидактический аспект / И. В. Харитонова, Е. Е. Беляева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 17-25. Цифровые инструменты на уроках иностранного языка. – Текст : непосредственный // Deutsch Kreativ. – 2021. – № 11. – С. 11-19. Контроль в обучении. Горобинская, Н. К вопросу о контроле проектной деятельности на английском языке в старшей школе / Н. В. Горобинская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 42-48. Обучающие игры. Филиппова, В. Игры как способ повышения мотивации при обучении РКИ / В. М. Филиппова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 27-32. Внеклассная работа Unterrichtsvorschlag zum Thema "Trudarmee" : [немецкий язык]. – Текст : непосредственный // Deutsch Kreativ. – 2021. – № 2. – С. 19-25.
12 Von dem Fischer und seiner Frau : [немецкий язык]. – Текст : непосредственный // Deutsch Kreativ. – 2021. – № 2. – С. 25-28. Куусела, М. Конкурс рассказов на иностранных языках как форма интеграции урочной и внеурочной деятельности / М. А. Куусела, И. В. Лебедева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 43-50. Обучение грамматике. Роговнева, Ю. Современный описательный текст с позиций коммуникативно-функциональной грамматики: результаты и перспективы / Ю. В. Роговнева. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 99-104. Теремова, Р. Система коммуникативно ориентированного обучения иностранных учащихся русской грамматике: опыт инновационного развития / Р. М. Теремова, Е. С. Штернина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 67-73. Шамов, А. Подготовка учителя иностранного языка к обучению грамматической стороне речи школьников / А. Н. Шамов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 57-67. Обучение лексике. Unterrichtsvorschlag zum Thema "Trudarmee" : [немецкий язык]. – Текст : непосредственный // Deutsch Kreativ. – 2021. – № 2. – С. 19-25. Афанасьева, О. Роль фразеологизмов английского языка на занятиях в средней школе / О. В. Афанасьева, К. М. Баранова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 70-76.
13 Лаврова, Н. Образ женщины в устойчивых выражениях английского и русского языков / Н. А. Лаврова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 13-22. Обучение речевым навыкам. Борзова, Е. Особенности методики проведения занятий по речевой практике у будущих учителей иностранного языка в свете теории деятельности / Е. В. Борзова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 6069. Каданцева, Д. Политологические компоненты иноязычной читательской компетенции студентов-международников и приемы их формирования / Д. С. Каданцева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 8190. Марочкина, Е. Языковая интерференция и ее влияние на письмо школьников-билингвов / Е. Г. Марочкина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 12-19. Плохих, Е. Лингводидактическая ценность понятия «интеллектуальный стиль» для развития умений академической письменной речи в педагогическом вузе / Е. Е. Плохих. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 67-74. Полушкина, Т. Интегративно-контекстная модель обучения студентов иноязычной звучащей речи в курсе научной коммуникации / Т. А. Полушкина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 20-28. Савинская, А. Использование справочных раздаточных материалов при обучении японской иероглифике (вуз, продви-
14 нутый этап) / А. В. Савинская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 76-81. Таликина, Е. Полимодальность в обучении рецептивным видам речевой деятельности / Е. Д. Таликина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 91-96. Ткаченко, Т. Формирование у младших школьников культуроведческих умений в процессе иноязычного чтения / Т. С. Ткаченко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 38-42. Обучение в вузе. Аверьянова, С. УМК Business Result Second Edition как эффективная составляющая курса делового английского языка в экономическом вузе / С. В. Аверьянова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 56-63. Бердичевский, А. Содержание межкультурного иноязычного образования в вузе / А. Л. Бердичевский. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 412. Борзова, Е. Вузовское педагогическое образование учителей иностранного языка в работах Е. И. Пассова и глазами практиков / Е. В. Борзова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 35-43. Борзова, Е. Особенности методики проведения занятий по речевой практике у будущих учителей иностранного языка в свете теории деятельности / Е. В. Борзова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 6069. Ионова, А. Принципы создания учебного пособия по немецкому языку для студентов-международников (начальный
15 этап обучения) / А. М. Ионова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 7. – С. 77-84. Каданцева, Д. Политологические компоненты иноязычной читательской компетенции студентов-международников и приемы их формирования / Д. С. Каданцева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 8190. Казаренко, О. Особенности восприятия Франции и России русскоязычными студентами / О. М. Казаренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 75-84. Колесникова, А. Отношение русскоязычных студентов естественнонаучных специальностей к иноязычному акценту представителей международного академического сообщества / А. Н. Колесникова, Е. Э. Муромцева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 63-70. Мальцева, Е. Применение инклюзивных технологий в обучении иностранным языкам студентов университета неязыковых направлений подготовки / Е. Ю. Мальцева, Э. В. Гафиятова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 10. – С. 69-73. Параккини, Л. Для преподавания русского языка ad personam / Л. Параккини. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 19-27. Плохих, Е. Лингводидактическая ценность понятия «интеллектуальный стиль» для развития умений академической письменной речи в педагогическом вузе / Е. Е. Плохих. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 11. – С. 67-74. Полушкина, Т. Интегративно-контекстная модель обучения студентов иноязычной звучащей речи в курсе научной коммуникации / Т. А. Полушкина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 20-28.
16 Прохорова, А. Мультилингвальный инженер: миф или реальность / А. А. Прохорова, К. Э. Безукладников. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 11-20. Савинская, А. Использование справочных раздаточных материалов при обучении японской иероглифике (вуз, продвинутый этап) / А. В. Савинская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 8. – С. 76-81. Шамов, А. Подготовка учителя иностранного языка к обучению грамматической стороне речи школьников / А. Н. Шамов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2021. – № 9. – С. 57-67.
kurskonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=