Асеевские литературные чтения

84 Ум, имеющий привычку, притянул сухие крохи. Странноприимный дом для ветра или гостиницы весны – вот что должно рассыпать щедро по рынкам выросшей страны. Заметно, как автор пытается уйти от интонаций Владимира Маяковского, варьируя от строфы к строфе и длину строк (иктов в тоническом стихе), и принципы рифмовки, «откладывая» перекрестную рифмовку Маяковского лишь на финал. В целом автору это удается, однако главное не в этом – «Объявление» Николая Асеева ярко выделяется другими составляющими своей поэтики… Да, ранний период творчества Асеева связан с Маяковским, для которого категория «улицы» и объявлений являлась часто прямым текстопорождающим фактором, ср. игры Маяковского тех лет, вплоть до анаграммы и стиховой палиндромии: У- лица. Лица у догов годов рез че. Че рез железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы (…) (В. Маяковский «Из улицы в улицу», 1913) Показательно свидетельство художника Льва Жегина, который был одним из иллюстраторов первого сборника Маяковского «Я!» (1913): «Была весна. Весело глядело голубое небо, ярко пестрели вывески и витрины магазинов. Маяковский был в несколько приподнятом благодушном настроении и, по своему обыкновению, острил, играя словами. В Леонтьевском переулке (ныне ул. Станиславского) был тогда целый ряд антикварных магазинов. Ковры, картины и фарфор. – Фар– фор, – читает Маяковский, шевеля челюстями. – Фар–фор–роф–раф» [1],

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=