Библиотека в эпоху перемен

Существует положительная корреляция между средствами, выделенными на обучение сотрудников и инновациями – чем лучше образованы сотрудники, тем больше вероятность появления инноваций. Инновация это не только «озарение», но ещё и процесс, планируемый и организуемый для успешного претворения творческой идеи в жизнь. Амбициозные инновации, чаще всего, реализуются в виде проекта, что означает целенаправленное планирование деятельности, установление сроков и контроль. Внедрение инновации, как правило, предваряется анализом ситуации, сложившейся в конкретной организации. Подходящим инструментом для этой цели является метод SWOT – анализа, заключающийся в выявлении сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон учреждения, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats). Так как основной целью введения инноваций, как правило, является желание удовлетворить запросы имеющихся и потенциальных пользователей, необходимо выяснить их актуальные потребности и прогнозировать тенденции на будущее. Далее автор статьи делит инновационный процесс на три фазы и даёт подробную характеристику каждой из них. В фазе «А» большую роль играет творчество. В библиотеке, где всегда царил незыблемый порядок и педантично соблюдались установленные правила и нормы, внедрение творческого подхода требует немалых усилий. Создание в ней творческой атмосферы является одной из важнейших задач её руководства. Генерирование идей должно осуществляться в соответствии с целью инновации, которая может быть направлена на: Ø повышение уровня удовлетворённости библиотечными услугами; Ø решение какой-либо проблемной ситуации; Ø повышение эффективности труда; Ø привлечение новых и сохранение имеющихся читателей; Ø улучшение имиджа библиотеки; Ø получение поддержки общественности, муниципалитета и т. д. Хотя чаще всего инициативу берёт на себя отдельная творческая личность, гораздо эффективнее считается вовлечение в процесс генерирования идей и принятия решений всех сотрудников организации, которые таким образом получают знания, опыт и творческий потенциал. Фаза «В» представляет собой тестирование и развитие идей и концепций их реализации. В этой фазе часто принимают стратегические решения, связанные с риском. Вводя инновации, следует считаться с возможностью неудачи. Из-за непредсказуемости результата многие склонны отказываться от их внедрения, особенно в общественном секторе, где нет стимула идти на риск, в отличие от коммерческих организаций, рассчитывающих на увеличение прибыли. Однако стоять на месте – ещё более опасно. Следует учиться выявлять риски, оценивать (какова вероятность реализации, каковы возможные потери) и управлять ими.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=