Созидание - стиль жизни: к 75-летию Н. И. Гребнева

56 для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он, во всяком случае, ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего. В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными. Опубликованные в разные времена в сборниках, газетах и журналах очерки Николая Гребнева разноплановы и содержательно, и стилистически – здесь и лирические зарисовки, мемуарные страницы, произведения публицистического звучания, едкая сатира (и подчас границы между ними весьма размыты). Рассмотрим указанные характеристики очерка на примере текста Николая Гребнева «Запах дуба». Одной из основных тем здесь является эпоха перестройки: ломается один уклад жизни на его место приходит другой, но не все люди готовы принять его, не все люди вписываются в те рамки, которые он предлагает. Рассматривая героев данного произведения, мы видим разные типы характеров. Видим тех, которые готовы на все, ради собственного благополучия, которым неважны нравственные ценности, для которых царящая разруха, словно мать родная. Один из таких героев Борис Павлович Чертов по прозвищу Беспалыч, он способен выжить при любом укладе жизни, как хамелеон, меняя окраску подстраиваясь под те мерки, которые перед ним ставит окружающая его среда. Беспалычу не нужны другие человеческие качества за исключением хитрости. Это человек системы, которая не учила его ломать голову над вопросами совести. Система прежде всего обязывала ломать головы. Сначала, до перестройки, он – районный начальник: «В недавние времена на коллегиальных заседаниях, где вправе были казнить да миловать, Беспалычу отводилась как бы прокурорская роль. Он выступал вначале, всякий раз резво и доказательно домогаясь мер максимально жестких. В сравнении любое иное наказание казалось милостью божьей. Если обстоятельства требовали «вывернуть объект наизнанку», дело поручалось Беспалычу – неглупому, опытному, виртуозному в своем беспощадном псовом деле – вытащить «на ковер»! Былая система умела расставлять кадры... Беспалыч соответствовал роли даже внешне: могучий, как бульдозер, плутоватая улыбка после заготовленной «убийственной» реплики, ничего не выражающие заплывшие глаза... Один из «наковерных» не сдержался и в сердцах ему бросил: — Ну ты ж и бес, Палыч!». Так оно и пошло за ним с тех пор... Времена изменялись, а Беспалыч так и остался на «руководящей» должности. Однажды автор приехал в город и, зайдя

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=