158 Одно из выдающихся произведений русской средневековой историографии, созданное в 1560-1563 гг. под руководством митрополита всея Руси Макария и его преемника Афанасия. Можно сказать, что «Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Её замыслом было представление фундаментальной картины истории Российского государства как воплощения царства Божиего на земле в виде лестницы, ступенями («степенями») которой являлись бы подвиги русских князей-правителей, а высшей её точкой – правление первого богоизбранного царя Иоанна IV Васильевича. Книга разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем – владимирские и московские князья. Эта «августовская легенда» основана на Сказании о князьях Владимирских. Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящён союзу светской и духовной власти. Описания русских князей и правителей носят житийный характер (славословие их «святых подвигов» и «истинного благочестия»). В каждую грань включено и жизнеописание «святейших» из русских митрополитов. Примечателен образ Димитрия Донского в «Книге Степенной царского родословия». Составитель этого памятника благовещенский протопоп Андрей (впоследствии – митрополит Афанасий) повествованию о Димитрии Донском посвятил 12-ю степень, создав объёмное жизнеописание князя. В Степенной книге образ мужественного воителя, каким представляют читателю Димитрия Донского памятники Куликовского цикла (прежде всего – летописная по- «Степенная Книга» («Книга Степенная царского родословия») «Степенная Книга» («Книга Степенная царского родословия»).
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=