С Богом всё творящий

159 весть и «Задонщина», акцентирующие внимание читателя на храбрости князя в бою), начинает приобретать всё более «мирные» черты. Важно отметить, что в основу рассказа Степенной книги об этом московском князе были положены не памятники Куликовского цикла, а единственное произведение, специально прославляющее его христианские добродетели, – «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского». Следуя общей тенденции в изображении русских князей, составитель Степенной книги обращает внимание на место Димитрия в ряду потомков князя Владимира: «Сии Богомъ препрославленыи и достохвалныи великии князь Димитрии, иже родися отъ благородну и отъ пречестную родителю великаго князя Ивана Ивановичя и отъ матери великиа княгини Александры, внукъ же бысть великаго князя Ивана Даниловичя, събрателя Рускои земли, правнукъ великого князя Данила Александровичя Московьскаго, праправнукъ великаго князя и чудотворьца Александра Ярославичя Невьскаго, от корени святаго и Богомъ насажденнаго саду отрасль благоплодна и цвет прекрасныи царя Владимера». В соответствии со «Словом о житии...» составитель Степенной книги особое внимание читателя обращает на христианские добродетели князя. Так, он отмечает, что он «многими же добродетели подражая уподобитися многотрудному житию преподобныхъ отець … страданиа святыхъ мученикъ съ умилениемъ прочитая, и памяти ихъ любо-мудрено тръжествуя, и ревностию божественою разгараяся, и всегда произволением тщашеся равенъ мученикомъ быти». Отдавая должное мужеству Димитрия Иоанновича, книжник подчёркивает его подобие святым – преподобным и мученикам за веру. Наиболее ранние сохранившиеся списки «Степенной книги» – середины XVII в. Древнейшими списками «Степенной книги» считаются Томский, Чудовский, и также Волковский список. Страница «Степенной книги».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=