172 Рассказ о Куликовской битве составляет отдельную главу в «Житии преподобного Сергия Радонежского», в частности – в Троицком лицевом списке 80-х – начале 90-х гг. XVI в. («О победе, еже на Мамая, и о монастыре, иже на Дубенке»). Димитрий Иоаннович показан в многочисленных сюжетах: получение известия о нашествии Мамая, поездка в монастырь к преподобному Сергию, просьба о благословении на битву с татарами, сбор войска, встреча посланца преподобного перед боем, сражение на Куликовом поле, возвращение к преподобному Сергию после победы, основание Успенского монастыря на р. Дубенке. Иконография Димитрия Иоанновича в княжеской одежде, с непокрытой головой или в княжеской шапке восходит к произведениям конца XV – середины XVI вв. (за исключением светлого цвета волос и бороды). В батальных композициях святой князь – на коне, одет в доспехи, с оружием в руке; кроме первой и последней миниатюры, изображён с нимбом. Манера художника, блестяще владеющего рисунком и искусством композиции, близка иллюстрациям Лицевого летописного свода. События Куликовской битвы встречаются в иконописи XVII – начала XX вв., в частности – на иконе «Преподобный Сергий Радонежский, с клеймами жития» середины XVII в., которая в конце столетия (скорее всего, ок. 1680 г.) была дополнена внизу многофигурной композицией с большим числом эпизодов на сюжет «Сказания о Мамаевом побоище». Великий князь Димитрий встречает перед Куликовской битвой посланца от преподобного Сергия с благословением. Миниатюра из «Жития преподобного Сергия Радонежского». Конец XVI в. Преподобный Сергий служит заупокойную литургию после победы на Куликовом поле. Миниатюра из «Жития преподобного Сергия Радонежского». Конец XVI в.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=