С Богом всё творящий

282 на ратномъ полѣ. Послѣ сей битвы произходили съ обѣихъ сторонъ неважные набѣги. Напослѣдокъ наступаетъ время примиренія враговъ самыхъ раздраженныхъ; прекращаются брани, гибельныя опустошенія коихъ многократно испытали несчастные подданные сихъ владѣтелей. Въ началѣ 1386 года отъ лица Великаго Князя является въ Рязань мужъ, благоразумія и благочестія преисполненный, знаменитый добродѣтелями, преподобный Сергій: и тотъ, котораго не могли укротить благодѣянія и снисхожденіе Государя Россійскаго, котораго не могли привести на путь истины жестокосердіе и свирѣпость Татаръ, покоряется гласу убѣжденія, плѣняется кротостію и благими правами мудраго старца. Пробуждается совѣсть, сія охранительница нравственности смертныхъ, преслѣдующая и Царей на тронѣ; наконецъ раскаяніе трогаетъ развращенную природу: Олегъ внемлетъ наставленіямъ Преподобнаго Сергія. Сладкорѣчіе Святителя даровало миръ: Князь Тверскій погашаетъ въ душѣ своей прежнюю злобу и вражду, смиряется и заключаетъ съ Димитріемъ вѣчный союзъ. Прочность сего мира сильнѣе утверждается брачными узами князя Ѳеодора, Олегова сына, со дщерію Великаго Князя, Софіею. Миръ, любезный миръ! Блаженна та страна, въ коей ты обитаешь; блаженны тѣ человѣки, которые вкушаютъ сладость плодовъ твоихъ; блаженны тѣ Монархи, которые подъ благотворною сѣнію твоею устрояютъ счастіе подвластныхъ имъ народовъ! 1386 годъ ознаменованъ въ лѣтописяхъ нашихъ раболѣпствомъ нѣкоторыхъ Князей Россійскихъ и смѣлою рѣшительностію иныхъ: одни спѣшатъ поклониться Тохтамышу; другіе изторгаютъ себя отъ поноснаго плѣна въ Ордѣ. Въ числѣ первыхъ съ негодованіемъ замѣчаемъ имена Бориса Суздальскаго и Александра Тверскаго; между послѣдними обрѣтаемъ Василія, сына Великаго Князя: сей юный Князь, опасаясь по обыкновенному пути отправиться въ Россію, скрывая санъ свой подъ простою одеждою, пробрался по берегамъ Азовскаго и Чернаго морей въ Валахію, а оттоль чрезъ Подолію благополучно прибылъ въ Нѣмецкую страну къ знаменитому Витовту, который принялъ его и пото̀мъ препроводилъ къ Родителю. Родославъ Рязанскій и Василій Суздальскій такъ же старались спасти себя; послѣдній по несчастію былъ захваченъ на пути и обратно привезенъ въ Орду, гдѣ и томился въ тяжкой неволѣ. Богатство и могущество Новгорода привлекали въ оный иноземцевъ: Князь Литовскій Патрикій, внукъ Гедиминовъ, съ согласія Великаго Князя, въ 1384 году получилъ отъ Новгородцевъ въ удѣлъ Орѣховъ67, Копорье68 и Лужское село. Жители тамошніе, недовольные правленіемъ Патрикія, принесли на него жалобу. Сословіе потребовало его къ отвѣту. Когда ударили на вечи, для собранія народа на Ярославлевъ дворъ, тогда Славянскій конецъ, обольщенный дарами Патрикія, принявъ его сторону, зазвонилъ въ колокола на вечѣ69 Софійской церкви. Народъ стекался въ разныя мѣста; обнаружилось несогласіе, смятеніе ежечастно возрастало, кипѣли раздоръ и ярость. Три конца70 Наревскій, Людинъ и Загородный возстали противу Патрикія. Разрушили на Волховѣ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=