С Богом всё творящий

288 леніи. Установивъ порядокъ во Дворѣ своемъ, убѣгалъ раззорительной роскоши, разтлѣвающей нравственность человѣка, нерѣдко повергающей народъ въ нищету. Во всѣхъ случаяхъ подавалъ собою образецъ умѣренности и бережливости, необходимыхъ для счастія Государствъ. Предки наши, послѣдуя достохвальному примѣру повелителя своего, удалялись роскоши и великолѣпія, ограничивали себя соразмѣрнымъ иждивеніемъ, довольствовались тѣмъ, чѣмъ щедрая природа наградила ихъ въ нѣдрахъ благословенной Россіи. Подъ кровомъ побѣдоноснаго героя, цѣлая Россія возвратила утраченное ею могущество, а каждый гражданинъ наслаждался примѣрнымъ благоденствіемъ. Гостепріимство издревле досталось въ удѣлъ Россіянамъ. Дворъ Димитрія, всѣми земными благами преизобилующій, былъ надежнымъ пристанищемъ для многихъ знаменитыхъ Князей чуждыхъ странъ: осыпанные щедрыми благодѣяніями Великаго Князя, въ нѣдрахъ владѣній его раздѣляли они съ Россіянами счастіе, и неоднократно умомъ и мечемъ своимъ показали и дарованія спои отличныя и искреннюю благодарность. Россія во всѣ времена охотно усыновляла полезныхъ иноземцевъ. Міръ физическій слѣпо повинуется свыше учрежденнымъ законамъ естества; человѣкъ, на всей поверхности Земнаго Шара, одинъ токмо надѣленъ важнымъ даромъ: ему предоставлено разпространять, украшать природныя доброты, чувства, мысли свои. Просвѣщеніе и науки ведутъ человѣка къ таковому усовершенствованію; Цари властію своею отверзаютъ пути къ оному. И къ славѣ дней Димитріевыхъ замѣтимъ, что любовь къ наукамъ является въ оныхъ среди мрака невѣжества, въ которое погружено было отечество наше непрестанными вторженіями варваровъ Татаръ, и когда по продолжительномъ усыпленіи всей Европы, послѣ нашествія Сѣверныхъ народовъ, созерцаніе древности едва начинало оживлять человѣческій умъ. Путешествія сановитыхъ нашихъ духовныхъ особъ въ Царьградъ, прибытія въ Москву изъ Палестины отличныхъ Греческихъ духовныхъ, подавали поводъ къ частымъ сношеніямъ съ Греціею, страною нѣкогда превосходною во всѣхъ искусствахъ, наукахъ, и необыкновеннымъ сіяніемъ оружія своего помрачившею прочіе народы: отъ потомковъ сихъ Грековъ приносили къ намъ сѣмена просвѣщенія и образованія, При Донскомъ Рускій языкъ принимаетъ на себя отличный отъ прежняго видъ78. Лѣтописцы наши упоминаютъ о переводѣ на отечественный языкъ похвальнаго слова Богу, Св. Георгія Писида79. Житіе и дѣла Митрополита Алексія, Игумена Троицкой обители Сергія, Стефана Пермскаго, Кирилла Бѣлоозерскаго, Димитрія Прилуцкаго, убѣждаютъ, что Святители сіи съ благочестіемъ сана своего соединяли истинное просвѣщеніе. Лѣтописцы, повѣствуя о скончавшемся въ 1384 году и погребенномъ въ Печерскомъ монастырѣ въ Нижнемъ-Новгородѣ черноризцѣ Павлѣ, съ отличною похвалою превозносятъ житіе, кротость, слово солію Божественнаго ученія разтворенное, всѣмъ полезныя и спасительныя наставленія сего ученаго любомудра80. Митрополитъ Кипріанъ и духовникъ Государевъ Михаилъ также извѣстны ученостію своею. Вездѣ и во всѣ времена Цари служатъ образцемъ для подражанія подданнымъ: ученость, украшавшая духовныхъ особъ по сану своему ближайшихъ къ Престолу, доказываетъ, что науки были любезны Великому Князю Димитрію.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=