289 Не достигли до насъ памятники просвѣщенія сего времени: варвары Татары, сокрушивъ въ 1383 году Москву, въ неистовствѣ своемъ, собравъ всѣ обрѣтенныя ими книги и рукописи, предали ихъ огню81. Собственные Россійскіе художники украшали рѣзьбою, позолотою, живописью, иконостасы въ церквахъ, выливали изъ мѣди огромные колокола. Даже повѣствуютъ о сдѣланномъ однимъ нашимъ художникомъ удивительной работы престолѣ изъ слоновой кости, осыпанномъ драгоцѣнными каменьями, и о вырѣзаніи печатей82. Все сіе показываетъ уже познаніе художествъ, наукъ и нѣкоторую степень просвѣщенія. Добрые нравы ограждаютъ цѣлость Государствъ, умножаютъ блескъ и сіяніе оныхъ, содѣлываютъ честь и славу народовъ. Димитріи, поставленный Провидѣніемъ на степень величества, сопутствуемый успѣхами и торжествомъ, никогда не ослѣплялся суетнымъ блескомъ, никогда не уклонялся отъ прекрасныхъ путей добродѣтели, никогда во дни величайшаго счастія, не заразилъ чувствъ своихъ гордостію, оскорбляющею человѣчество. Напитавъ душу истинною добродѣтелію, воспламеняющею великія сердца, постоянно побуждающею ихъ къ содѣланію добра, Димитрій съ отеческою заботливостію простиралъ попечительное вниманіе на нравы Россіянъ. Благонравіе и добродѣтели, украшавшія сего изящнаго Государя, властвовавшаго надъ умами, переливались въ души подданныхъ: лѣтописцы описываютъ намъ гражданъ Московскаго владѣнія смиренными, кроткими. Вѣра, сопрягающая человѣка со Всевышнимъ Существомъ, по благости коего онъ имѣетъ все; Вѣра Христіанская сущность которой составляютъ истинное величіе, возвышенность духа, человѣколюбіе, постоянство, твердость. Вѣра, покоряющая непреоборимымъ своимъ уставомъ тѣхъ, которые судьбою вознесены на ту степень, на коей законъ волею, а воля закономъ ихъ быть можетъ; Вѣра дающая властелина неимѣющимъ онаго; поставляющая страхъ у Царскихъ престоловъ; Святая Вѣра нагрѣвала, укрѣпляла и питала душу Димитрія: она была посредницею Между нимъ и народомъ; она поселила въ сердцѣ его кротость, милосердіе, правосудіе, твердость, коими сіяло все царствованіе его. Напоенный Вѣрою, добродѣтельный Димитрій спѣшилъ отереть слезу несчастнаго, утолить гладъ бѣднаго, спасти притѣсненнаго; облегчить вздохъ страждущаго. Помышлявшій о правосудіи Предвѣчнаго, долженствовалъ самъ быть правосуденъ; помышлявшій о Всеблагомъ, долженствовалъ быть благъ. — Священная и возвышенная любовь къ Творцу громадъ вселенной, обитай въ душахъ всѣхъ Царей, и, для блага человѣчества, храни въ сердцахъ ихъ сѣмена благочестія! Государь, сіявшій доблестями на престолѣ, добродѣтеленъ былъ и въ нѣдрахъ семейства своего. Двадесять три года нѣжнѣйшая любовь соединяла порфироносныхъ супруговъ; двадесять три года Димитрій и Евдокія являли свѣту образецъ дружбы, постоянства и вѣрности супружеской. Послѣ великихъ упражненій царскихъ, посвятивъ многіе часы каждаго дня на устроеніе благоденствія подданныхъ, Димитрій обрѣталъ
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=