40 лал к нему доверенных лиц с мирными предположениями, но Олег не хотел и слышать о мире. Тогда Димитрий призвал преподобного Сергия и лично просил его принять на себя труд убедить упрямого князя Рязанского к примирению. Поздней осенью 1385 г., смиренный 70-летний старец отправился, по своему обыкновению пешком, в Рязань. Олег уже много слышал о Радонежском игумене: еще пять лет назад он не решился присоединиться к полчищам Мамая только потому, что Московский князь получил от преподобного Сергия благословение на битву с Мамаем, и теперь рад был видеть святого старца своим гостем и благословиться у него. Кроткие увещания богомудрого Сергия смягчили сердце сурового князя Рязанского, и он чистосердечно открылся преподобному в своих замыслах и «взял с великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род». Этот мир впоследствии скреплен был семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь великого князя Софию. Осенью 1382 г. к Димитрию Иоанновичу прибыл ханский посол, который, очевидно, вызвал великого князя в Орду и сообщил о размерах дани. Весной следующего года князь Димитрий отправил к Тохтамышу своего 11-летнего сына Василия вместе с опытными боярами (в их числе был племянник митрополита Алексия Даниил Феофанович), которые отвезли в Орду дань – «8000 серебра». Хан не решился поддержать претензии правителя Твери, и «великое княжение» осталось за Димитрием Иоанновичем. Однако это стоило великому князю больших затрат. Как отметил летописец, весной 1384 г. «бысть великая дань тяжёлая по всему княженью великому, всякому без отдатка». Тохтамыш стремился держать в Орде в качестве заложников сыновей наиболее значительных русских князей. Задержанному в Орде княжичу Василию лишь осенью 1385 г. удалось бежать в Молдавию, откуда через земли Польши и Литвы он добрался до Москвы. В 1-й половине 80-х гг. XIV в. особое место в политике Димитрия Иоанновича заняли отношения с Литвой, где продолжались раздоры, начавшиеся после смерти Ольгерда. В 1383 г., при посредничестве вдовствующей великой княгини Иулиании Александровны, было заключено соглашение между ее детьми Ягайло, Скиргайло (Иваном) и Корибутом (Димитрием) и Димитрием Иоанновичем. Судя по сохранившемуся его краткому изложению, Литовский великий князь Ягайло обязался жениться на дочери Димитрия Иоанновича и принять Православие. Очевидно, хотя об этом прямо и не сказано, такое соглашение означало и военно-политический союз между двумя странами и помощь Димитрия Иоанновича великому князю Литовскому в борьбе с его врагами. Осуществление такого соглашения означало бы вовлечение Литвы в сферу московского влияния, принятие литовцами Православия способствовало бы усилению влияния «русского» населения Литовского великого княжества на литовское. По-видимому, именно это не устраивало литовское боярство, боявшееся в этом случае утратить господствующее положение в стране. Предпочтение было отдано другому решению – соглашению с соседней Польшей. По этому соглашению Ягайло, женившись на польской королевне Ядвиге, становился одновременно польским королем, он и его подданные-язычники принимали католичество. Объединение сил двух крупных государств не только укрепило власть литовского боярства над «русскими» землями Великого княжества Литовского, но и создало условия для возобновления литовского наступления на восток. 29 апреля 1386 г. в битве с
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=