С Богом всё творящий

51 Второй фрагмент из собрания Голованова. Вторая часть диптиха изображает драматическое столкновение войск в битве на поле Куликовом. Справа – русские воины на конях, слева – татары, на земле – поверженные бойцы. Многочисленные отзывы и воспоминания о пьесе Озерова «Димитрий Донской» широко отразились в высказываниях современников. При этом никто не называл имя сочинителя музыки к трагедии, имя композитора не названо ни в одном из известных исторических источников. Но музыка сохранилась в виде комплекта анонимных оркестровых голосов: «Sinfonia, furia allegro» (до минор, 4/4). Исследователи отмечают новаторское мышление композитора этого произведения, неординарного в русской драматической музыке того времени. Современные музыковеды считают, что автором был известный композитор, специализирующийся на духовной музыке, – Степан Иванович Давыдов (1777–1825), который в военные годы сосредоточился на сочинении музыкального сопровождения к драматическим спектаклям. Они убедительно доказывают авторство Давыдова: «В сформировавшемся стиле С. Давыдова, вступившего в полосу яркой творческой зрелости, имеется много черт и приемов, близких музыкально-образному решению увертюры «Димитрий Донской». Экономное и выразительное оркестровое письмо увертюры к «Димитрию Донскому», драматургия тембров, умение достигнуть яркой образности скупыми и простыми средствами обращают к творчеству С. Давыдова, выдающееся оркестровое мастерство которого на фоне его времени было явлением европейского масштаба».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=