87 вение Богородичную просфору и своеручную грамоту, конец которой сохранила для потомства одна из наших летописей. Грамота эта, увещевая великого князя сражаться мужественно за дело Божие и пребывать в несомненном уповании, что Бог увенчает их дело счастливым успехом, оканчивалась следующим изречением: «Чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Троица». Летописцы также упоминают о мощевике с частицей Честного Древа Животворящего Креста Господня: эту великую святыню благоверный князь с молитвой и благоговением хранил возле сердца. По преданию, перед началом Куликовской битвы приближённые просили князя отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, будучи в безопасности, наблюдать за сражением.Князь Димитрий поступил иначе: он решил скрыть свой сан во время боя, возложив великокняжеские знаки отличия на своего любимца, боярина Михаила Андреевича Бренока (или Брянока), с которым имел внешнее сходство. Он отдал Михаилу Андреевичу своего коня, доспехи и облачение, повелел своему рынде (рында – знаменосец, оруженосец-телохранитель) носить перед ним чёрное великокняжеское знамя, с изображением лика Христа Спасителя. А сам, не испугавшись, встал в авангард сторожевого полка, на который в бою всегда приходится главный удар, прекрасно понимая, что там почти все погибнут. Собственно, так и вышло. Князь выжил – один из немногих, хранимый Богом. Монах Варнава (Санин) об этом событии написал так: Русь святая! Стяг со Спасом. Звон кольчуги. Блеск копья. Щит и лук, колчан с запасом. В бой – за отчие края! Позади единым криком Стонет горе на Руси. Столько лет под страшным игом Ну-ка, ношу пронеси! Справа – храм давно сожженный. Слева – обгорелый склон. Помнит он, как шли здесь жены Полонянками в полон... «Что моргаешь, брат?» «Ресница, понимаешь, села в глаз... Правда ль, в бой? Ужель не снится?!» Спас на стяге – русский Спас! Золотой на красном поле. За полком идут полки. И, покорный Божьей воле, Илья Глазунов. Нашли князя... Из цикла «Поле Куликово».
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=