Библиотерапия, как уже неоднократно сказано выше, основана на использовании чтения для улучшения психологического состояния человека. Однако, прежде чем ее использовать, следует запомнить, что это не просто случайная рекомендация определенной книги отдельному человеку, а обдуманный курс действий, который требует тщательного планирования. Кто является объектом воздействия при использовании библиотерапевтической техники? Человек, нуждающийся в психологической помощи и поддержке. В принципе, для библиотерапии подойдет любая книга, содержание которой соответствует конкретной задаче, поставленной библиотерапевтом, и конкретной проблеме человека. Терапевтический эффект книги может основываться, например, на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. При этом, чем более похожа ситуация, описанная в книге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, выражен эффект. Кроме того, терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей конкретной травмирующей ситуации и типа эмоциональной реакции, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя. Обращаясь к самой глубине личности, ее ценностям, внутреннему "я" человека, библиотерапия смыкается (а часто и совпадает) по своим преобразующим задачам с педагогикой. Её действия, так или иначе, направлены на формирование личности читателя. Таким образом, библиотерапевтический процесс, все его этапы, в том числе, и выбор книг, становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Книги, выбранные с библиотерапевтической целью, должны быть качественными во всех отношениях. Ведь плохо написанный, слабый роман с шаблонными характерами и упрощенными ответами на сложные вопросы - хуже, чем полное отсутствие чтения, и может вызвать отвращение к этому варианту терапии. Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Необходимым условием для библиотерапии является и дифференцированный подход к читателям. При подборе книг, конечно же, необходим тщательный учет личностных особенностей пользователя, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Правильно рекомендованная книга, как инструмент библиотерапии, обладает мощным, общедоступным читателю средством, способствующим формированию у него навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укрепляет силу воли, наращивает интеллектуальный и образовательный уровень. Такая книга оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу человека. Одни книги успокаивают, другие тонизируют, придают бодрость и хорошее настроение. Тем более это важно для людей с различными ограничениями здоровья. Библиотерапия - мощное средство помощи всем людям в их попытках справиться с физическими и эмоциональными расстройствами. Однако ее приоритет - в области помощи социально незащищённым группам граждан. Для людей пожилого возраста, пенсионеров, одиноких, инвалидов, сирот-детей, детей-инвалидов очень важно, чтобы в их руки попала книга, с помощью которой он найдёт в себе силы противостоять трудностям. Целебно действуют на таких людей остроумные книги, юмористическая и сатирическая литература. Чтение таких книг вызывает у людей смех и радость. Чтение классической литературы даёт людям надежду на лучшую жизнь. Для детей-инвалидов книги могут быть использованы в целях преодоления различных страхов, нервных срывов, проблем адаптации к одиночеству. Им необходимы сказки, рассказы о животных, для подросткового периода - литература, где ярко выражена нравственная проблематика. Пожилым людям необходима литература жизнеутверждающего характера. Большинству из них нравится читать "правдивые" книги, "жизненные" книги, исторические романы, при этом у них укрепляется чувство самоуважения, осознания правильности пройденного пути, появляется желание бороться со старческими недугами и радоваться жизни. Большинство таких пользователей имеет те или иные проблемы со здоровьем, жизненные неурядицы побуждают обращаться к чтению как к средству преодоления душевного дискомфорта, депрессии. Библиотеку они нередко воспринимают как "оазис", "убежище", и от умения библиотекаря общаться зависит появление у них чувства удовлетворения, уверенности в своих силах. Библиотерапия для таких читателей осуществляется не только с помощью книги, но и с помощью устного слова (рекомендация, информация), наглядных средств (картины, кино). Для инвалидов, у которых наблюдается потеря интереса к жизни, апатия, подавленное настроение, в процессе библиотерапии важно найти правильный подбор книг, который поможет отвлечься от мыслей о болезни, избавиться от депрессии. Очень важно научиться понимать состояние таких читателей и уметь выразить намерение им помочь. Классическая литература учит человеколюбию, развивает любовь к чтению. Фольклор, сказки повышают интерес к окружающему миру, уводят от проблем, приглушают чувство неполноценности. Детективная литература побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Драматургия учит диалогу, правилам общения. Специальная (медицинская, педагогическая, юридическая и др.) литература даёт читателю конкретные знания, стимулирует активности читателя. Явно негативное воздействие на психику оказывают произведения, в которых обрисованы безысходные, тупиковые жизненные ситуации, неразрешимые конфликты, обреченность персонажей на несчастную жизнь и бессмысленную смерть. А. Е. Алексейчик в "Руководстве по психотерапии" предлагает перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии, и дает им краткие характеристики:
Библиотекарь (психолог, библиотерапевт) подбирает для человека литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. Это происходит в процессе общения. Специалист определяет характер проблемы человека, конфликтную ситуацию и возможные методы ее решения. В зависимости от проблемы, человеку рекомендуется та или иная литература (предпочтительно художественная), способная и призванная помочь ему в разрешении сложившейся ситуации. Техника оказания помощи может быть предельно разнообразной, вернее, ее должен выбирать сам специалист на свой вкус и профессиональный опыт, в зависимости от ситуации. При рекомендации можно сделать акцент на свои личные привязанности, на свой читательский опыт. С читателем необходимо общаться на равных, нужно сделать так, чтобы он забыл о том, зачем он сюда пришел, то есть, чтобы у него не было ощущения того, что он “пациент” и что его “лечат”. Наоборот, беседа должна быть непринужденной и ненавязчивой. Это должно быть отвлеченным разговором друзей о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме. Так, например, библиотекарь должен “зацепиться” за читательские привязанности того, с кем он разговаривает и работать “вокруг” них. При этом, естественно, он должен достойно владеть предметом разговора, другими словами, ему должна быть знакома эта литература не “понаслышке” и не по рецензиям. При этом актуализируется роль библиотекаря не только как информационного посредника. Одна из методик библиотерапии предполагает, что после прочтения пользователем рекомендованной ему книги происходит совместный разбор содержания. По сути, читая художественную книгу, человек получает жизненный опыт, хотя и основанный на чужих ошибках и победах, но все же прочувствованный им, что делает этот метод безопасным для психики и вместе с тем довольно действенным. Разбираясь в личности героя, он начинает понимать лучше и себя. Выводы, сделанные им, откладываются в нашей памяти. Со временем он забывает, откуда они пришли, и начинает воспринимать их как сделанные самостоятельно. К тому же, читая, человек как бы отделяется от окружающего нас мира, отправляется в путешествие по неизведанным местам, что отлично помогает в борьбе со стрессом. Совместный разбор содержания литературного произведения помогает читателю в его исканиях. Конечно же, такой беседе предстоит довольно длительная подготовка библиотекаря, который должен сам хорошо знать особенности сюжета, разобраться в характере и поступках главных героев. Он должен ненавязчиво помочь читателю, направить его в нужном направлении. Читатель, при его участии и поддержке, совершает необходимую интеллектуальную и эмоциональную работу, итогом которой становится осмысление и, в идеале, решение каких-либо психологических проблем, изменение ценностных ориентиров и т.п. Прежде чем приступить к осуществлению совместного разбора произведения, библиотекарь должен освежить в своей памяти биографию автора, понять, что подвигло его на освещение магистральных тем и конфликтов, описанных в произведении. Это необходимо потому, что при осуществлении подобного мероприятия (разбора произведения) личность автора, творца в большей или меньшей степени, но выступает в качестве третьего собеседника. Библиотекарю необходимо перечесть или познакомиться с основными критическими отзывами на произведение (пусть и не в первый, а в очередной). И, конечно же, он должен представлять себе проблемы и трудности читателя, а читатель должен доверять библиотекарю. Осуществляя совместный разбор произведения, библиотекарю следует избегать высказывать или, тем более, навязывать свое мнение, выступать в качестве ментора. Прежде всего, свое мнение и суждения должен высказать пользователь. Библиотекарь, осуществляющий библиотерапевтические мероприятия, должен научиться внимательно слушать, улавливая оттенки настроения своего собеседника. Следует уметь вовремя остановиться, а порой и временно переключить собеседника на другую тему. Это не означает, что нельзя пытаться в чем-то переубедить читателя. Можно, а иногда и нужно. Только делать это необходимо крайне бережно, продуманно, ни в коем случае не задевая самолюбия собеседника. И не следует ожидать каких-либо немедленных итогов. Нередко случается, что к разговору придется возвращаться вновь и вновь. В библиотерапии существует и такая форма работы как разбор литературного произведения, осуществляемый в группе. Такую методику также можно рассмотреть и внедрить в практику работы библиотеки. Подобная работа, конечно же, весьма нелегка и требует от библиотекаря знаний, немало времени и эмоциональных затрат. Её нельзя поставить "на поток". Библиотекарь должен сам многому научиться, в том числе, правильно общаться с особыми категориями пользователей, накопить необходимый опыт. Вместе с тем, правильно организованные библиотерапевтические мероприятия, могут принести очень ценные плоды. Необходимо помнить, что у людей с ограничениями здоровья порой весьма узок круг общения. А также то, что для человека, подверженного стрессу, больного человека, чтение художественной литературы - порой единственный спасательный круг. Умело подобранная книга может оказать большую помощь. Упавший духом человек почерпнёт в ней силу и мужество, уверенность в себе и бодрость. Искусство слова способно, пусть порой и не сразу, а медленно, исподволь, вызвать душевный переворот в человеке, изменить его взгляды, а порой и его жизнь. Книгу необходимо призывать лечить и делать это должны библиотекари. А иногда даже и простого дружеского слова библиотекаря бывает достаточно, чтобы поднять человеку настроение, придать ему мужества и сил. Поэтому не случайно многие библиотековеды в последнее время приходят к выводу, что целесообразнее было бы даже говорить о лечении всей библиотекой в целом. Преимущества терапии чтением: |