Как для любого человека жизнь начинается с детства, так и знакомство с литературой практически у каждого начинается со сказки. Именно поэтому специалисты в работе с детьми рекомендуют отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Поэтому в последнее время в педагогической и библиотечной практике стало развиваться такое направление библиотерапии как сказкотерапия. Все сказки едины в одном - желании помочь ребенку в первых шагах самопознания. Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность слушать себя и других. Любая сказка - это мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание. Более того, именно благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческого бытия. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми полна наша жизнь. Высочайший духовный смысл сказки в том, что она отвечает на вечные вопросы: "Что такое счастье?", "Что важнее всего на свете - богатство, любовь, слава или что-то еще?", "Неужели в жизни непременно нужны трудности, опасности, страдания, подвиги?" и так далее. Сказка помогает всем, но особенно она нужна детям с проблемами здоровья, негативным жизненным опытом, неустойчивой психикой, подверженным стрессовым состояниям. Именно они, а потом уже другие книги, при умелом использовании взрослого могут спасти раненную детскую душу от отчаяния, страха, одиночества. Главные лекарства сказки - это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, удивление перед красотой мира, вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов и предложены пути их разрешения. Очень часто в сказках обнаруживаются необычные (волшебные) средства, помогающие герою справиться с трудностями и преодолеть их. Иногда уход в сказку - это вполне понятная реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности). Этого не следует бояться, потому что рядом имеется и возможность использования сказки как психотерапевтического средства. Специалисты считают, что выбор литературы для читателей-детей зависит от конкретных целей, чаще всего, библиотерапевтическое направление работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом и, что не менее важно, привлекательного вида. Литература может быть использована для отвлечения от грустных мыслей, борьбы с "самоедством" и ненужными страхами; преодоления равнодушия или нетерпения, повышения управляемости собственным настроением, побуждения к рассмотрению собственных проблем со стороны. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших. Библиотерапевты используют для успокоения детскую юмористическую литературу. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее библиотерапевтического воздействия. Улыбка, радостное настроение помогают противостоять болезням. Недаром, французский гуманист, врач и писатель Франсуа Рабле в предисловии к своему сатирическому роману "Гаргантюа и Пантагрюэль" писал, обращаясь к читателям: "Итак, забавляйтесь друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!". Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным людям. Известно, что свою первую стихотворную сказку для детей "Крокодил" К. Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. "Единственная была у меня забота - отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни", - вспоминал позднее писатель. Таким образом, юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, интеллект. Используя терапевтические возможности популярных у детей книг, надо учитывать, что дети - здоровые и, тем более, больные - ждут от чтения:
Реже составляются индивидуальные списки литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного читателя. В любом случае, главный принцип отбора - герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями. Потребностью сегодняшнего дня является создание на базе отдельных библиотек (районных и городских) центров, координирующих библиотерапевтическую работу. Такие службы могут стать для читателей центрами интеллектуального и информационного здоровья, а также информационной защиты личности. Практика свидетельствует, что попытки такого рода по отдельным направлениям библиотерапевтической работы предпринимаются в ряде городов. Цель такой службы - средствами библиотечной работы способствовать не только социальной реабилитации граждан с ограничениями здоровья, но и в целом - успешному развитию каждой читательской личности. Один из вариантов библиотерапевтической службы был разработан в ЦБС Кировского района города Санкт-Петербурга на базе одного из филиалов. Следует отметить, что работа начиналась не на пустом месте - данная система на протяжении многих лет работает под девизом "К добру - через книгу". Закономерным продолжением такой деятельности и явилась программа, рассчитанная не на один год, где предполагались следующие этапы работы:
Практика показывает, что использование библиотерапии в муниципальных библиотеках, безусловно, содействует повышению их социальной востребованности. Кроме этого, в связи с известными сложностями в общественной и экономической жизни, присущими современным условиям, библиотерапия активно востребована различными реабилитационными и учебными учреждениями и семьей. |