ФАКТОРЫ, способствующие возникновению зависимости от ПАВ
 Статистика свидетельствует о том, что Россия безвозвратно теряет поколение своих граждан, которым сегодня от 13 до 25 лет. Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Это особенности возраста, системный кризис общества в целом и института семьи в частности, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, создают общую негативную ситуацию. Однако их одновременное воздействие порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании.
Активнее всего риск употребления наркотиков проявляется в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития, значительно большим, чем в любой другой период их последующей жизни. Они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения (потребление наркотиков и алкоголя - это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач или не может их принять, либо если решение этих задач является для него или кажется ему невозможным.
Первоначальный прием наркотиков в большинстве случаев носит психологически понятный характер. Многие молодые люди хотели бы освободиться от чувства беспокойства, неудовольствия, усталости, душевной пустоты и скуки, которые могут возникнуть у любого человека в силу тех или иных жизненных обстоятельств, но являются особенно характерными для возраста взросления. Таким образом, важным мотивом для того, чтобы попробовать наркотик, может быть желание подростка избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти, таким образом, от проблем, или, наоборот, обрести уверенность и противостоять им. В последние десятилетия в центре внимания врачей и психологов находится проблема эмоционального стресса. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «я».
Наиболее рельефно на фоне остальных причин наркотизации выступает одно из ценнейших качеств личности – любопытство. Подавляющее большинство молодых людей начинают употреблять наркотики просто для того, чтобы узнать - что это такое. Не стоит забывать, что ориентированно-исследовательский рефлекс заложен в природу животных и человека. У детей любопытство проявляется сильнее, чем у взрослых, нередко пытливый ум ведет их к гибели. Молодые люди слышат о приятных эффектах воздействия наркотиков от других людей и хотят пережить такие же ощущения. Если соблазн ощутить необычное состояние преодолевает сознание опасности последствий, то подросток может решиться на эксперимент. Причиной первого употребления наркотика может стать и желание развлечься.
Очень сильным мотивом для первой пробы наркотиков может стать стремление не отставать от друзей. Одной из частых причин превращения подростков в зависимость от ПАВ является и их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников, В таком случае подросток нередко ищет себе соответствующую среду и находит - вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он ищет для этого различные пути и находит, подчас неприемлемые в нравственном и социальном отношении способы «возвысить» себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, «осрамиться» или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть «не хуже других», быть на уровне соответствующего в его окружении стандарта, нередко толкает подростка к спиртному, наркотическим веществам, противоправным поступкам.
Потребность в употреблении наркотиков часто возникает по причине внутренних семейных проблем. Семья является первичным институтом социализации ребенка. Здесь дети учатся основным правилам жизни, деятельности отношениям, опираясь на индивидуальные родительские примеры и на межличностный стиль взаимоотношений членов семьи. Сложность ситуации в кризисный период взросления часто усугубляется тем, что ни родители, ни их дети часто оказываются незнакомы и не готовы к изменениям, развитию родительско-детских отношений, результате чего начинают обвинять во всех конфликтах и непонимании другую сторону. Это, естественно, приводит к усилению протеста со стороны подростков, а со стороны родителей - к попыткам усилить контроль. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем. Нередко эта ситуация обостряется в связи с необходимостью и особенностями решения задачи выбора дальнейшего пути, профориентации. Возрастание напряженности у подростков бывает связано с наличием страха не соответствовать высокому уровню требований со стороны учителей и родителей, не оправдать имеющиеся у взрослых ожидания и представления о себе и своих возможностях.
Вместе с тем на определенном этапе развития личности для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения. Исследования последних лет показывают, что вне зависимости от пола и возраста главными при первой пробе наркотических веществ оказались все же мотивы, связанные с особенностями общения подростков в группе, а основной причиной отказа - не опасение за здоровье, а невозможность достать наркотики. Школьники, не задумываясь, повторяют за взрослыми: «один раз попробуешь - привыкнешь», «наркотики - белая смерть». Однако, в «провоцирующей» ситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов. Безусловно, в большинстве случаев здравый смысл и жизненный опыт позволяют постепенно избавиться от части представлений. Однако не слишком ли дорогую цену - здоровье - платят школьники за получение на практике знания? Конечно, для кого-то первая проба дурманящих веществ остается единичным случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления психоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, среди которых важнейшее место занимает распространение информации о наркомании и токсикомании.
Проведенные специалистами опросы выявили следующие источники информации: художественные и документальные фильмы, телепередачи, книги и брошюры, газетные и журнальные статьи, беседы с взрослыми (родителями, учителями, врачами-наркологами), рассказы старших ребят и сверстников. Разные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. Оказалось, что школьники 10-12 лет, например, под влиянием увиденных фильмов начинают играть в «наркоманов», а у подростков складываются ложные представления о престижности наркомании. По данным опросов, интерес к проблеме может активизироваться и после чтения сенсационных статей в печати. Часто профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами, строится на утрированных оценках, чрезмерном морализировании и запугивании и далеко не всегда эффективна. Параллельно идет другая «работа»: школьники обсуждают проблемы в своем кругу, где есть «знатоки». Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме. Несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники часто не умеют отличать достоверные факты от вымышленных. Это порождает много путаницы. Так, среди подростков распространено мнение о том, что токсикомания представляет собой наркоманию в «легкой форме», о меньшем вреде токсикомании по сравнению с наркоманией. Именно такие заблуждения создают предпосылки для некритичного отношения к токсикоманическим веществам, которые даже при однократном применении могут вызвать катастрофическое поражение головного мозга.
Особого внимания заслуживает анализ причин, по которым некоторые старшеклассники, находясь объективно в равных условиях, все же сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества. Отмечено, что подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях с взрослыми или сверстниками, значительно устойчивее в отношении наркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники. Также подростки различаются фактором стрессоустойчивости. Дети, обладающие умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, отличаются значительно большей устойчивостью к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Особенности переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и молодежи индивидуально проявляются как способ отношения к тупиковым, трудно разрешимым или неразрешимым проблемам. Понятие наркоустойчивости тесно связано с понятием психологической устойчивости личности.
И все же почему человек под угрозой смерти, преодолевая самый сильный инстинкт самосохранения, становится зависимым от наркотиков? От всех веществ, наркотики отличаются именно тем, что воздействуют непосредственно на мозг – сложнейший орган, состоящий из миллионов нервных клеток. Все эти клетки связаны между собой и непрерывно «переговариваются» друг с другом. Для понимания наркотического эффекта ключевое значение имеет дофамин, стимулирующий в головном мозге так называемые центры радости. Все наркотики увеличивают выброс дофамина, хотя они имеют разную химическую структуру и вызывают совершенно разные «побочные явления». Так возникает «кайф» – великая эйфория. Если человек живет в сложной запутанной, зачастую невыносимой обстановке, то наркотик – великий утешитель и самый легкий выход из сложившейся ситуации. Если его жизнь скучна, бедна впечатлениями – к его услугам опять же наркотики. Особенно это относится к духовно незрелым (чаще всего в силу юного возраста) людям. Секрет власти наркотиков заключается в том, что они не сразу показывает свое истинное лицо – лицо смерти, так как поначалу вызывают приятные ощущения. Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в следующей последовательности:
I этап – эксперимент
II этап – периодическое потребление
III этап – регулярное употребление
IV этап – навязчивая идея
V этап – психофизиологическая зависимость.
Наркоманию можно рассматривать как социальное «заразное» заболевание. Невозможно «изолированное» существование наркомана - рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков. В результате систематического употребления наркотиков происходит стремительная девальвация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Поведение становится направленным исключительно на непосредственное удовлетворение потребности в наркотиках. Ценности жизни, закрепленные традиционной моралью, оказываются низвергнутыми. Постепенно формируется наркоманская система ценностей, приобретающая статус основы наркоманского способа жизни.
Личность многолетнего наркомана отличается физическим разрушением и духовным вырождением. Наркоманы являются рабами одних и тех же нравов и навыков, и живут весьма примитивной жизнью. На поздних этапах развития наркомании индивидуальны отличия между личностями наркоманов стираются. Разные наркоманы похожи как в плане внешнего вида, так и в образе мышления, в отношении к жизни. Обычный взрослый наркоман между двумя приемами наркотика демонстрирует инфантилизм в поведении. Все размышления и действия наркомана концентрируются на его собственной личности, поэтому он не способен к полноценному общению с другими людьми. На первый взгляд, его натура кажется сильной и энергичной, но внутри его скрывается неуверенность, отсутствие жизненных целей. Он страдает от отсутствия самоуважения, часто впадает в депрессию. Наркотик для него является заменителем всего того, от чего ему приходится отказаться по причине абсолютной неспособности удовлетворить свои потребности общепринятым способом. Наркоман является безответственным человеком, неспособным к достижению успеха ни в одной из областей деятельности. Как правило, он входит в конфликт с законом еще в юношеском возрасте. Большинство из наркоманов страдает от разного рода фобий – страх перед арестом, перед наказанием, перед утратой последней точки опоры, перед нехваткой наркотика в период абстинентного кризиса, перед нехваткой денег и т.п. Наркоманы никогда не бывают хорошими учениками, а после окончания школы, если им это удается, редко выполняет какую-нибудь постоянную, а тем более ответственную работу, если только в самом начале «наркоманской» карьеры. Наркоман в подавляющем количестве случаев вообще не знает, что такое настоящая работа. Чаще всего, он является безработным, живет на иждивении у своей семьи или на нелегальные доходы. Он редко бывает женат. Его связи с реальным миром нарушены, а защита от неблагоприятных воздействий неэффективна, он не особенно ценит отношения между людьми. «Запрограммированный» исключительно на приобретение и употребление наркотика, он интересуется только собственным удовольствием от действия этих препаратов. Не способные к длительным и глубоким межличностным контактам, наркоманы способны получать удовлетворение только от наркотика. Они ничего не могут дать другим, они способны только брать. Прежде всего, их интересует, где и как достать наркотик. Моральный аспект личности наркоманов выражен слабо. Это является причиной того, что он без особых угрызений совести лжет и совершает поступки, которые у нормальных людей вызвали бы чувство вины. Но у наркоманов чувство вины, а также угрызения совести притупляет химическое действие наркотика. Связи хронического наркомана с обществом обычно ограничиваются контактами с членами наркоманской группы. Наркоман старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего ему мира. По этой причине современные наркоманы, за редким исключением, не принимают наркотики в одиночку. Большинство из них живет в неформальных группах, причем связи внутри группы непрочны, но наперекор всему, наркоманская группа существует, особенно перед лицом опасности извне. Членов наркоманской группы объединяет необходимость добывания наркотиков, а также один образ жизни. В такой группе нет иерархии, все ее члены имеют равные права и никаких обязанностей. Они уважают свободу, понимаемую как анархию и своего рода фетиш. Иногда какая-нибудь сильная личность может подчинить себе всю группу, и тогда наркоманы считают ее своим духовным и идейным лидером, подчиняются беспрекословно, веря, что эта личность является олицетворением всех их чаяний. Наркоманы безоговорочно выполняют любое приказание, даже если оно противоречит их прежним моральным и этическим нормам. В группе наркоманы ищут ничем не стесненных переживаний, которые, так как они вызваны наркотиками, чаще бывают лишь плодом фантазий и полной физической неподвижности, хотя наркоманам кажется, что они участвуют каком-то увлекательном действе. Наркоманская группа не всегда настроена мирно. Иногда они не декларируют принципы свободы, любви и отказа от компромиссов, а демонстрируют гнев, ненависть, ведут себя агрессивно. В семьях наркоманов можно заметить нерешительность родителей и их неспособность воспитывать детей собственным примером. Домашняя атмосфера часто бывает холодной и неприятной для ребенка - он не находит их дома и отправляется искать его на улице или в тех же наркотиках.
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное. Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества; гиперконтроль или отвержение в семье - приводит к тому, что наркоман оказывается в единственной среде, где его принимают без упреков - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков. «Изгнание» наркомана из «нормального» общества приговаривает его к жизни в среде, где господствует культура потребления наркотиков, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать. Формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами. Наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам. Она как бы смягчает восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как на психическое отклонение или криминальное поведение.
Алкогольная зависимость. В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования, которые убедительно показали, что объективной причиной первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи, сформированные в течение многих веков. Субъективные причины - первичные алкогольные установки. В основе их лежат обыденные, антинаучные знания о фармакологических свойствах алкоголя. Противостоять алкоголизации старшеклассников могут лишь трезвенные обычаи и традиции, основанные на научных знаниях и механизме действия алкоголя на организм человека, сформированные в процессе трезвенного воспитания. Поэтому предупреждение алкогольных предрассудков первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков должно иметь преимущественно воспитательный характер. Специалисты отмечают, что до первых значимых опытов знакомства с алкоголем у подростка образуется (в тесной зависимости, прежде всего от семьи, микросреды) определенное представление об этом продукте, о его особом, как принято думать, эйфоризирующем действии. Первое знакомство с алкоголем происходит обычно в 10-12 лет за праздничным столом с родителями либо в компании друзей. И это первое знакомство неожиданно оказывается совершенно не таким, часто резко контрастирующим с имеющимся до того представлением ребенка. Почти всегда первая алкоголизация воспринимается субъективно неприятно. Подростки отмечают «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту даже от однократного приема небольших доз. После такого, чаще дискомфортного знакомства, большинство подростков некоторое время избегает употребления алкоголя. Однако оттого, что субъективные ощущения от спиртных напитков явно не совпадают с усвоенными представлениями, традициями и предрассудками, последние не исчезают, но постоянно - особенно в отягощенной микросреде - представляют повод, становятся соблазном возобновить алкоголизацию. И уже в возрасте 13-14 лет в связи с какими-либо событиями (окончание учебного года, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) алкоголизация возобновляется, причем постепенно она начинает приобретать новое психологическое содержание. Более 90% опрошенных исследователями подростков с двухгодичным и большим «стажем» употребления считали, что опьянение сопровождается у них ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения, т.е. в высказываниях начинают появляться те атрибуты психического состояния, которое обыденное сознание часто приписывает действию алкоголя. Можно ли этим объяснить субъективную тягу к алкоголю, даже если учитывать давление на пьющего человека соответствующих традиций и предрассудков? Очевидно, нет. Постепенно появляющаяся и могущая нарастать привлекательность алкогольного опьянения, на взгляд исследователей, заключается в другом. Она кроется в той - по большей части неосознанной - психологической мотивации обращения к вину, в тех желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью. Первым и наиболее частым является здесь желание повеселиться, создать приподнятое настроение. Обычно праздника ждут, к нему заранее готовятся, определенным образом настраивают себя, принаряжаются, что само по себе создает ту особую атмосферу, которая и без вина делает человека возбужденным, приподнятым, радостным. Последующее принятие алкоголя, изменяя состояние организма и нервной системы, создает лишь особый, необычный психофизиологический фон, на который проецируются психологические ожидания, вся предшествующая психологическая подготовка к данному событию. Для самого же человека этот механизм остается неосознанным, скрытым, что и порождает общепринятое представление об особых свойствах алкоголя. Отсюда начинается крайне опасный по своим жизненным последствиям и кардинальный для генеза пьянства процесс - все большее искажение восприятия - человек начинает видеть главный источник привлекающего его состояния только в алкоголе. Со временем диапазон субъективных причин употребления алкоголя становится все шире - пьют «для храбрости» и «с обиды», чтобы «поговорить по душам» и чтобы «расслабиться», чтобы «взбодриться» и т.д. Фармакологическое воздействие алкоголя снижает способность к восприятию, уменьшает объем воспринимаемой информации, что позволяет пьющему человеку редуцировать комплексность, сложность возникающих проблем, с которыми он сталкивается. Человек ищет в вине значительно большего, чем состояния эйфории; «принцип удовольствия» слишком прост для объяснения столь распространенного и столь грозного по своим последствиям явления. Психологические причины глубже: они кроются, во-первых, в тех возможностях (как уже говорилось, иллюзорных) удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дают состояние опьянения для длительно пьющего человека, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, которые толкают человека на этот путь.
Как правило, подростками выбирается не алкоголь, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпрепровождения является выпивка. Она может быть однородной по возрасту или (чаще) разнородной, с двумя-тремя старшими заводилами. Именно в этих группах и, к сожалению, нигде в другом месте, будущие пациенты наркологических клиник находят реальное поле самоутверждения. Там они могут обрести, наконец, высокий статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо приемлемой внешкольной деятельности. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, спаянности, лишь позднее обнаруживая свою асоциальную направленность. Употребление же алкоголя занимает здесь всегда особое положение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. «Умение» пить символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности, отличающей лидера и достойной уважения. В то же время потребление спиртных напитков требует денег, которых у подростков очень мало, что нередко толкает группу на первые выраженные асоциальные поступки. Прием алкоголя становится более частым. Обычной, само собой разумеющейся нормой поведения становится употребление спиртных напитков перед танцами, в выходные дни, при встрече с друзьями и т.д. Со временем обнаруживается и достаточно жесткая внутренняя структура группы с нередкими тенденциями к асоциальной деятельности, которая происходит под диктовку ее лидирующей части, куда порой входят лица, состоящие на учете в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимые. В результате вновь принятый член такой группы почти обречен на прохождение «обязательной программы», начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения и приводов в милицию и заканчивающейся рецидивами доставки в медвытрезвитель и серьезными правонарушениями. Отмечается нередкая тенденция лидеров и более «опытных» членов малых подростковых групп спаивать в порядке самоутверждения абстинентов и новичков. Тем самым алкоголизация вплетается в ткань асоциального поведения, становится его неизбежной составной частью. С началом злоупотребления у подростков сразу же возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Углубление конфликтных ситуаций приводит к тому, что подростки чаще всего легко и без сожаления прерывают учебу. Впоследствии не удерживаются они долго и на одном месте работы, мотивируя уход (обычно скандальный) тем, что не нравится ранее привлекавшая специальность. Однако если их устраивают на другую работу, история повторяется. Утрачивается сама установка на трудовую деятельность. Работа начинает рассматриваться лишь как средство получения денег на алкоголь, а круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами «алкогольной компании».
Противодействие алкоголизации со стороны окружающих, как правило, ограничивается обычно либо мерами репрессивного характера (подросткам делаются выговоры, порицания, применяются меры административного воздействия), либо их «пугают» последствиями алкоголизма, пагубными перспективами в связи с «дурной компанией». Подобные меры, будучи негативными, не могут оградить подростка от «алкогольной компании», поскольку не сочетаются с психологически обоснованными позитивными решениями, с предложениями такого социально-приемлемого стиля жизни, таких форм деятельности, в которых могли бы быть удовлетворены его эмоциональные запросы и ожидания, потребность в интимно-личностном общении, ощущения собственной значимости, силы и т.п. «Алкогольная» же компания, пусть в извращенной форме, но дает им все это, и в подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии лишь увеличивают внутреннюю сплоченность компании, отрезая или, во всяком случае, крайне затрудняя путь возвращения ее членов к благополучному детству, юности.
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА
Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, имеется в виду следующее. По данным психологов практически во всех случаях подростковой наркомании в период, предшествующий наркотизации, обнаруживаются признаки одного из типов проблемных семей:
- деструктивная семья (автономия отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский конфликт или родительско-детский конфликт);
- неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и, прежде всего, размытые границы между матерью и ребенком);
- псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);
- распавшаяся семья (ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей - при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).
 Характерными особенностями таких семей являются:
-чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, строгая и мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;
-нередкое попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношений с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или « Что еще тебе нужно? У тебя все есть!»;
-использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!);
-непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;
-невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);
-директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;
-спутанные отношения и размытые межпоколенные границы. Дедушки и бабушки активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей (нередко на глазах у внуков), при этом попустительствуя по отношению к внукам. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.
Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации, прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки. Несформированность чувства ответственности у подростков в период до начала наркотизации является общей чертой всех будущих наркоманов. В каждом из типов проблемных семей, помимо общих черт, складываются и специфические особенности отношений, которые будут придавать наркомании подростка особый смысл. Так, в деструктивных семьях наркотики и связанное с ними поведение чаще всего выступает как средство ухода от давления семейных конфликтов. В группе наркоманов подросток находит то, что он отчаялся найти в семье. В неполных семьях наркотизация иногда имеет ярко выраженный демонстративный компонент, наркотик может использоваться подростком, как средство достижения большей независимости. В ригидных семьях наркомания подростка может рассматриваться как крайняя форма протеста против системы отношений, игнорирующей его возросшие возможности, интересы и потребности.
Выделяют три стиля воспитания, наиболее способствующих формированию зависимости:
- Гиперопекающий. При сверхопеке родители стремятся выполнить за ребенка большинство задач, относятся к нему как к «маленькому», контролируют его каждый шаг, игнорируют его взросление, стимулируют наличие таких детских качеств, как наивность, игривость, беспомощность. Тем самым оставляя слишком мало свободного времени для взросления и ответственности. Практически каждый шаг ребенка контролируется взрослыми, они решают его проблемы в школе, утрясают конфликты с друзьями и учителями и т.д.
- Авторитарный стиль воспитания. В семьях, где повиновение и наказание являются высшими правилами воспитания, родители закрыты для постоянного общения с детьми. Они устанавливают жесткие правила и требования, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. В таких семьях с ребенком разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «ты обязан», «слушай, что я говорю», «делай, как тебе говорят». Родители играют роль непререкаемого авторитета, требуют беспрекословного повиновения, при этом добиваются уважения к себе и отказывают в этом ребенку, постоянно подчеркивают свое право, ущемляя права ребенка.
- Попустительский, или все допускающий, безразличный стиль воспитания. В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил, родители заняты решением своих проблем и считают, что ребенок может и должен справиться со своими проблемами самостоятельно. Их не интересует, чем занимается ребенок, какие у него потребности, интересы. Порой родители откупаются от ребенка деньгами, одеждой, сладостями, тем самым формируя у него потребительское отношение к жизни. Приоритетными становятся материальные ценности. Это ведет к безнадзорности, замедлению формирования у ребенка социальных навыков, к склонности детей попадать в дурные компании и скверные истории.
Как только факт наркомании ребенка становится известен родителям, в семье возникает острый семейный кризис. У родителей стремительно развивается синдром родительской реакции на наркоманию, имеющий различную структуру у отцов и матерей. В его структуре ярко выражены чувства вины, страха утраты и стыда. Семья становится все более закрытой. Постепенно накапливаются проблемы, связанные с внешним социальным окружением. Прежние друзья наркомана, не употребляющие наркотики, заменяются членами наркоманской группы, что на социальном уровне выступает как мощный фактор фиксации психологической зависимости от наркотика. Постепенно рушатся связи родителей с друзьями и родственниками. Стремление «не выносить сор из избы» приводит к социальной изоляции семьи, что еще больше усиливает страх и растерянность родителей. Продолжение наркотизации на фоне семейного кризиса приводит к формированию поведенческих проблем у наркомана и членов его семьи. Увеличение стажа употребления наркотиков (а при ранней наркотизации и без продолжительного стажа) приводит к формированию длительных и глубинных нарушений: акцентуации личности, нарушение характера и т.п.
Исследования, проведенные учеными показали - при определении позиции ребенка по отношению к ПАВ на первое место выступает не уровень материального благополучия семьи, а морально-психологический климат, который царит там. Отмечается, что большинство зависимых подростков живет в семьях с удовлетворительными материальными и жилищными условиями. «Трудные» подростки вырастают в «трудных» семьях, где наблюдается скрытая от глаз окружающих безнадзорность детей. Ребенок там одет, обут, вовремя накормлен, внешне все выглядит хорошо. На самом же деле семью раздирают внутренние противоречия и конфликты, отец и мать заняты собой и своими отношениями (или зарабатыванием денег), им не до детей. В такой семье каждый сам по себе, никто не хочет поступиться своими личными интересами. Зачастую недостает атмосферы подлинной духовности, способствующей развитию у ребенка доброго и внимательного отношения к природе, людям, ко всему живому, уважения к личности. Напротив, у всех достаточно благополучных подростков, по наблюдениям психологов, есть рядом взрослый: родитель, старший брат, тренер и т.п., который помогает им взрослеть, относясь к ним, как к рав-ным.
Вместе с тем в семьях с родителями-наркоманами или алкоголиками первичным фактором, способствующим возникновению зависимости у детей, является негативный пример родителей по употреблению алкоголя и наркотиков, а нарушение эмоционального общения - конфликты, гиперопека - носят вторичный характер. Однако и нарушения эмоционального общения в семьях алкоголиков и наркоманов, безусловно, играют отрицательную роль в формировании наркологических заболеваний у детей. Для таких семей характерны недостаток еды и одежды, социальная изоляция детей, атмосфера боязливого ожидания ссор, конфликтов, драк и развода, страх и стыд детей за родителей. Часто дети вынуждены часть родительских обязанностей брать на себя. Всё это крайне отрицательно влияет на их отношения с родителями, психическое состояние, развитие личности. В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи зависимого пациента (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко используется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи («созависимый»), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Созависимостью называется поведение, которое имеет две стороны: попытки члена семьи приспособиться к зависимому от психоактивных веществ и препятствие созависимого своим поведением продуктивному развитию личности алкоголика или наркомана.
Дети в семье с зависимым родителем (родителями) принимают, как правило, одну из следующих ролей:
- «герой» (защищает своих родственников, в первую очередь, братьев и сестер от родителей-алкоголиков или наркоманов), впоследствии может стать «трудоголиком»;
- «козел отпущения» (ведет себя плохо, чтобы отвлечь от семейных конфликтов), в будущем – потенциальный изгой общества;
- «потерянный ребенок» (помогает тем, что ничего не требует), в дальнейшем, скорее всего заболевший депрессией;
- «клоун» (делает то же самое с помощью шутовства), который может так и остаться шутом, которого никто не принимает всерьез.
В этой достаточно безрадостной картине утешением может служить только одно: причиной наркомании является не наркотик как таковой, а чаще всего социально-психологические и психологические проблемы подростка, но тогда все определяет уровень развития, способность решать эти проблемы, т.е. перед нами вопрос не физиологии, а личности. И поэтому очень важно научить подростка правильно относиться к своим даже самым тяжелым и самым сложным жизненным событием. Научившись видеть в возникающих проблемах не беспощадного врага, а бесстрастного строгого учителя, испытывающего подростка на жизнестойкость, создается возможность даже в самых невыносимых обстоятельствах личностно развиваться. Научиться этому очень трудно, но только в этом случае всякая другая помощь подростку, в том числе и материальная, будет идти на пользу.
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕХА
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕХА
Анализ опыта работы по профилактике и борьбе с пагубными привычками показывает, что семья может выступать как фактор: провоцирующий употребление наркотиков; фиксации психологической зависимости от наркотиков; провоцирующий срыв в период ремиссии; так и как фактор, значительно повышающий эффективность профилактической и реабилитационной работы. Экспертный анализ жизненных ситуаций однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффективная работа невозможна вне работы с ней, что именно семья должна быть в фокусе профилактической и тем более реабилитационной работы.
В связи с этим возникает необходимость рассмотреть некоторые аспекты наркомании как семейной проблемы:
1. Семья как система реагирует на известие об употреблении одним из ее членов наркотиков определенным образом, эта реакция зависит от исходного состояния семейной системы и может носить как конструктивный (способствовать прекращению употребления наркотиков или экспериментов с ними), так и деструктивный (закрепляющий наркотизацию) характер. Исследования показали, что в группе подростков, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, ремиссия более года наблюдается на 70% чаще, чем в группе подростков-наркоманов, чьи родители уклонялись от психотерапии.
2. Момент обнаружения семьей факта наркотизации одного из ее членов в любом случае является началом развития семейного кризиса. Какой выйдет семья из этого кризиса – это зависит как от психологических и жизненных установок семейной системы в целом, так и от членов ее составляющих.
Следует отметить, что в настоящее время наблюдается реальный дефицит программ в области работы с родителями подростков, только начинающих употреблять наркотики, по-видимому, предполагается, что взрослые все понимают, а их главная задача - вовремя заметить у своего ребенка признаки употребления наркотиков и обратиться к соответствующему специалисту, наркологу. На самом деле, проблема коррекции семейных отношений, работа с родителями и близкими наркозависимого чрезвычайно сложна и тоже имеет свою специфику.
Не затрагивая вопросы медико-психологических методик и соответствующих форм работы, можно выделить несколько направлений библиотечной деятельности, которые целесообразно использовать в работе с данной категорией населения:
1.Повышение осведомленности родителей о вреде наркотических веществ для общества в целом и в особенности - для подрастающего поколения. Взрослые должны хорошо понимать, что ситуация складывается так, что жертвой сигарет, алкоголя или «белой смерти» может стать каждый, а горе и слезы ворваться в любую семью. Тревожными симптомами для родителей, при всей их загруженности, должны стать потеря ребенком интереса к учебе, родным, отстраненность, безразличие к будущему. Не стоит и говорить о том, что наркотиками «играют» только неблагополучные и незанятые дети. Поэтому исключительно важен контроль проведения досуга в социально-позитивных группах без подавления инициативы подростков, с направлением ее в социально-приемлемое русло. Ведь нередко «дурманом» торгуют прямо на территории учебных заведений. Употребление наркотиков является практически одним из компонентов «клубной» жизни. Сегодня наркотики в карманах многих учеников, студентов становится обычным, как и жевательная резинка. Можно сказать, они стали обязательными для многих так называемых «продвинутых» ребят. Увы, некоторые родители воспринимают это как своеобразную проходящую «болезнь роста». А уж баночка-другая пива или алкогольного коктейля плюс сигарета в их глазах вообще «невинная забава».
2.Повышение компетентности родителей в области семейной психологии, межличностных и межвозрастных взаимоотношений. Цель – осознание родителями важности и необходимости приложения усилий для создания благоприятной, комфортной семейной атмосферы, воспитания ребенка в духе позитивного мышления, привития ему навыков здорового образа жизни. Библиотеки могут способствовать обучения их умению направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, приобщение к культурным ценностям. Следует акцентировать внимание на совместное проведение досуга в семейном кругу - посещение музеев, выставок, туристические походы и т.п., а также с самых ранних лет способствовать формированию у ребенка жизненных целей и интересов, интересоваться его увлечениями и поддерживать их. Разумеется, речь идет об увлечениях, которые не наносят вреда физическому и духовному здоровью ребенка.
С целью организации работы, направленной на выполнение этих задач, можно рекомендовать организацию книжно-журнальных выставок, ориентированных на взрослую аудиторию. Выставки могут непосредственно быть посвящены проблемам профилактики пагубных привычек или рассматривать их в контексте общих проблем взросления, семейных взаимоотношений и общечеловеческих ценностей. Второй вариант более предпочтителен. Среди названий: «Ловцы детских душ», «Предостеречь от дурмана», «Повод задуматься: наркомания в России», «Подросток: время радостей, время тревог», «Мы и наши дети», «Семья – мы вместе!», «От конфликта поколений - к диалогу», «Здоровая семья – здоровые дети» и проч.
Для проведения обзоров-бесед или циклов информационных пятиминуток предлагаются такие темы, как - «Знать, чтобы помочь», «Шприц в школьном портфеле», «Как помочь ребенку переживать возраст взросления», «Факторы риска», «Опасные наслаждения», «Ключ к профилактике наркомании», «Наркомания в России: говорят цифры», «Что должны сказать родители своему ребенку о наркотиках?», «Время тревог».
Целесообразно организовать (в рамках Дня борьбы с наркотиками, Недели здоровья и т.п.) распространение печатной продукции – информационных листовок, памяток и т.п. А книжные закладки, содержащие в числе прочего статистические сведения, информацию о службах помощи – просто вложить в часто спрашиваемую данной группой читателей литературу. Профессионалам известно, как трудно организовать мероприятия с участием взрослых пользователей. Поэтому организацию «круглых столов» для родителей старшеклассников, вечеров вопросов и ответов и им подобных следует осуществлять в сотрудничестве со школами, учебными заведениями. Для них можно предложить следующие темы – «Наркотики – проблема личности, наркотики – проблема общества», «Как распознать беду?», «Легко ли быть молодым?», «Остановить у края», «Детская наркомания сегодня – Россия без россиян завтра», «Наркотики и общество», «Опасные наслаждения». Нужно прилагать усилия, чтобы не только подростки, но и каждый взрослый (тем более – родитель) хотя бы один раз увидел документальный фильмов о наркомании, Практика показывает, что визуализация образов беды оказывает мощное эмоциональное воздействие на пользователей независимо от их возраста. В разговоре с родителями подростков речь должна пойти и об их информированности по поводу телевизионных программ, которые смотрят их дети и молодежных передачах в целом. Речь не идет о запретительных мерах. Но внимательный родитель найдет здесь немало тем для размышления и последующего (хорошо обдуманного) обсуждения с ребенком. К тому же даже беглый просмотр таких передач может повысить осведомленность в области молодежной субкультуры, позволит лучше понять ценности, проблемы и тревоги юных. Говоря об инновационных формах работы можно предложить дискуссионные «Перекресток мнений» или «Поединок поколений», а одной из тем для обсуждения могут стать все те же молодежные передачи.
Среди перспективных форм работы - психологические тренинги для родителей («Трудный возраст», «Я и моя семья» и т.п.). В программу тренингов, а также в качестве отдельной формы работы рекомендуется использование методики тестирования (например, «Какой Вы родитель?», «Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?», «Здоровье и продолжительность жизни» и т.п.). Материалы тестов могут располагаться среди материалов книжной выставки, Уголка здоровья, на информационных стендах и т.п. Анализ результатов тестирования поможет осуществить планирование библиотекой дальнейшей работы, также его итоги можно озвучить на одном из мероприятий. Тесты можно предлагать пользователям и для самостоятельного анализа. Тестирования, тренинги, анкетирования и опросы призваны, с одной стороны способствовать оценке проблемы; выявлению отдельных вопросов, тем, в соответствии с которыми осуществляется планирование деятельности библиотеки и, в конечном итоге направлены на повышение эффективности ее работы. С другой стороны они непосредственно ориентированы на то, чтобы взрослые пользователи, в том числе родители, задумались над собственным отношением к здоровью. Важным постулатом является понимание того, что воспитание ребенка нужно начинать с воспитания себя. В рамках «Родительской школы» или семейно-консультационного центра библиотека может способствовать преодолению многих проблем посредством организации диалога между членами семьи.
Психологические исследования показывают, что довольно значительная часть родителей не придает значения, не уделяет внимания обычному регулярному общению с ребенком или относятся к нему формально. В процессе консультации, с помощью правильно подобранной книги, публикации и т.п. иные родители узнают о необходимости беседовать с детьми (с раннего возраста, когда ребенок открыт и не ставит под сомнение родительский авторитет) об их планах, вовлекать их (на определенном уровне) в решение общесемейных проблем.
Среди прочего сотрудникам библиотек рекомендуется обратить внимание родителей на использование детьми сленговых выражений. Тревогу родителей должны вызывать беседы подростков, смысл которых им непонятен. Поводом уделить ребенку повышенное внимание должны стать и употребляемые, как бы не совсем к месту, слова и выражения. Например: «крокодил» (дезоморфиновый наркотик», «баян» (шприц), «ракета» (сигарета с коноплей), «Марфа» (морфий), «снежок» (кокаин), «сено» (маковая соломка) и т.д. За информацией в таком случае следует обратиться все в ту же консультационную службу или того проще – в Интернет. Так для некоторых родителей может явиться полной неожиданностью, что за невинными внешне предложениями может скрываться настораживающий, а то и страшный смысл. Например, предложение «пойти к бабаю» означает пойти к торговцу наркотиками, а упоминание об однокласснике, которому «надо подлечиться» и который «бодяжит на кухне» содержит информацию, что у их сверстника наркотическая ломка и он готовит отравляющее зелье.
Библиотека в сотрудничестве со школой или иным учебным заведением может стать инициатором и одним из организаторов гражданской акции (условное название - «Это нас всех касается!») в процессе которой читатели могут анонимно сообщить адреса торговых точек, в которых продают несовершеннолетним сигареты и алкоголь, адреса лиц занимающихся самогоноварением. Нельзя нем упомянуть о работе по вовлечению пользователей в общероссийские антинаркотические акции (примером может служить акция «Сообщи, где торгуют смертью!»). В сотрудничестве с педагогами и родителями сотрудникам библиотек следует бороться за объявление учебных и досуговых заведений «территориями без курения». Безусловно, от этого молодые люди не перестанут курить вообще, но они станут курить меньше, а это тоже немаловажно. Разумеется, курение – это далеко не употребление алкоголя, а употребление алкоголя – это далеко не наркомания. Но как часто эти явления становятся звеньями одной цепи… Специалистами доказано, чем раньше человек начинает курить и употреблять спиртные напитки, тем быстрее развивается зависимость, ухудшается здоровье, возрастает вероятность приобщения к все более опасным «удовольствиям», ведь яд быстрее всего действует на неокрепший организм.
Непременной частью деятельности, направленной на профилактику и борьбу с пагубными привычками должна стать постоянная работа по информированию взрослых и детей об организациях, которые могут оказать помощь в сложной жизненной ситуации (телефоны и адреса социальных служб, центров доверия, наркологических диспансеров и т.д.). Необходимо доводить до пользователей и информацию о сайтах реабилитационных служб, рассказывать об Интернет-форумах, посвященных подобным проблемам. Для этого рекомендуется, в том числе использовать закладки, буклеты, памятки, листовки.
Нередко при встрече с наркологами родители, педагоги, да и те же сотрудники библиотек спрашивают о том, в каком же возрасте следует начинать профилактическую работу с детьми. Задумаемся - российская статистика фиксирует случаи употребления детьми наркосодержащих веществ (курение конопли) в 7-8 летнем возрасте. Среди учащихся средних классов не так уж мало знакомых с сигаретой, попробовавших спайсы. Есть даже случаи употребления внутривенных наркотиков (не без помощи старших «товарищей») детьми 11-12 лет. А если имеются такие факты, если подростки (а примеров тому немало) начинают пробовать (а иногда и употреблять) алкоголь в пятом-шестом классах (к тому же речь идет о детях из внешне благополучных семей), естественно, что начинать говорить о его вреде следует раньше. Исследования, проведенные в США и ряде европейских стран, показывают аналогичные данные - в среднем экспериментирование детей с психоактивными веществами (первоначально, чаще всего, с сигаретами) начинается в возрасте около 9-10 лет. Поэтому мировая практика широко применяет профилактические методы работы с детьми начиная с 6-7 лет. Таким образом, объектом профилактической работы должны стать дети младшего школьного возраста и даже дошкольного возраста.
Работа библиотек должна быть направлена на то, чтобы все, так или иначе связанные с воспитательным процессом, а тем более родители были убеждены в необходимости с самого раннего возраста прививать детям навыки здорового образа жизни. И не только убеждены, но и целенаправленно действовали - беседовали с детьми о вреде, коварстве и разрушительной силе пагубных привычек, о пользе физической культуры, о внимательном отношении к собственному здоровью, о ценности жизни и уникальности человеческой личности. От элементарного «это плохо» и «так делать нельзя» до объяснения причин, обсуждения конкретных фактов. И конечно понимали, что самым главным аргументом против пагубных привычек, самой действенной профилактической «прививкой» является личный пример старших членов семьи, самым действенным барьером – благоприятная, доверительная атмосфера в доме, атмосфера, настраивающая всех его обитателей на развитие, продуктивную деятельность, радость, успех.
|