ФАКТОРЫ,
способствующие возникновению зависимости от ПАВ

     Статистика свидетельствует о том, что Россия безвозвратно теряет поколение своих граждан, которым сегодня от 13 до 25 лет. Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Это особенности возраста, системный кризис общества в целом и института семьи в частности, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, создают общую негативную ситуацию. Однако их одновременное воздействие порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании.
     Активнее всего риск употребления наркотиков проявляется в возрасте 12-18 лет. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития, значительно большим, чем в любой другой период их последующей жизни. Они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения (потребление наркотиков и алкоголя - это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач или не может их принять, либо если решение этих задач является для него или кажется ему невозможным.
     Первоначальный прием наркотиков в большинстве случаев носит психологически понятный характер. Многие молодые люди хотели бы освободиться от чувства беспокойства, неудовольствия, усталости, душевной пустоты и скуки, которые могут возникнуть у любого человека в силу тех или иных жизненных обстоятельств, но являются особенно характерными для возраста взросления. Таким образом, важным мотивом для того, чтобы попробовать наркотик, может быть желание подростка избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти, таким образом, от проблем, или, наоборот, обрести уверенность и противостоять им. В последние десятилетия в центре внимания врачей и психологов находится проблема эмоционального стресса. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «я».
     Наиболее рельефно на фоне остальных причин наркотизации выступает одно из ценнейших качеств личности – любопытство. Подавляющее большинство молодых людей начинают употреблять наркотики просто для того, чтобы узнать - что это такое. Не стоит забывать, что ориентированно-исследовательский рефлекс заложен в природу животных и человека. У детей любопытство проявляется сильнее, чем у взрослых, нередко пытливый ум ведет их к гибели. Молодые люди слышат о приятных эффектах воздействия наркотиков от других людей и хотят пережить такие же ощущения. Если соблазн ощутить необычное состояние преодолевает сознание опасности последствий, то подросток может решиться на эксперимент. Причиной первого употребления наркотика может стать и желание развлечься.
     Очень сильным мотивом для первой пробы наркотиков может стать стремление не отставать от друзей. Одной из частых причин превращения подростков в зависимость от ПАВ является и их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников, В таком случае подросток нередко ищет себе соответствующую среду и находит - вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он ищет для этого различные пути и находит, подчас неприемлемые в нравственном и социальном отношении способы «возвысить» себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, «осрамиться» или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть «не хуже других», быть на уровне соответствующего в его окружении стандарта, нередко толкает подростка к спиртному, наркотическим веществам, противоправным поступкам.
     Потребность в употреблении наркотиков часто возникает по причине внутренних семейных проблем. Семья является первичным институтом социализации ребенка. Здесь дети учатся основным правилам жизни, деятельности отношениям, опираясь на индивидуальные родительские примеры и на межличностный стиль взаимоотношений членов семьи. Сложность ситуации в кризисный период взросления часто усугубляется тем, что ни родители, ни их дети часто оказываются незнакомы и не готовы к изменениям, развитию родительско-детских отношений, результате чего начинают обвинять во всех конфликтах и непонимании другую сторону. Это, естественно, приводит к усилению протеста со стороны подростков, а со стороны родителей - к попыткам усилить контроль. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем. Нередко эта ситуация обостряется в связи с необходимостью и особенностями решения задачи выбора дальнейшего пути, профориентации. Возрастание напряженности у подростков бывает связано с наличием страха не соответствовать высокому уровню требований со стороны учителей и родителей, не оправдать имеющиеся у взрослых ожидания и представления о себе и своих возможностях.
     Вместе с тем на определенном этапе развития личности для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения. Исследования последних лет показывают, что вне зависимости от пола и возраста главными при первой пробе наркотических веществ оказались все же мотивы, связанные с особенностями общения подростков в группе, а основной причиной отказа - не опасение за здоровье, а невозможность достать наркотики. Школьники, не задумываясь, повторяют за взрослыми: «один раз попробуешь - привыкнешь», «наркотики - белая смерть». Однако, в «провоцирующей» ситуации они не прочь проверить на опыте истинность подобных выводов. Безусловно, в большинстве случаев здравый смысл и жизненный опыт позволяют постепенно избавиться от части представлений. Однако не слишком ли дорогую цену - здоровье - платят школьники за получение на практике знания? Конечно, для кого-то первая проба дурманящих веществ остается единичным случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления психоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, среди которых важнейшее место занимает распространение информации о наркомании и токсикомании.
     Проведенные специалистами опросы выявили следующие источники информации: художественные и документальные фильмы, телепередачи, книги и брошюры, газетные и журнальные статьи, беседы с взрослыми (родителями, учителями, врачами-наркологами), рассказы старших ребят и сверстников. Разные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. Оказалось, что школьники 10-12 лет, например, под влиянием увиденных фильмов начинают играть в «наркоманов», а у подростков складываются ложные представления о престижности наркомании. По данным опросов, интерес к проблеме может активизироваться и после чтения сенсационных статей в печати. Часто профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами, строится на утрированных оценках, чрезмерном морализировании и запугивании и далеко не всегда эффективна. Параллельно идет другая «работа»: школьники обсуждают проблемы в своем кругу, где есть «знатоки». Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме. Несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники часто не умеют отличать достоверные факты от вымышленных. Это порождает много путаницы. Так, среди подростков распространено мнение о том, что токсикомания представляет собой наркоманию в «легкой форме», о меньшем вреде токсикомании по сравнению с наркоманией. Именно такие заблуждения создают предпосылки для некритичного отношения к токсикоманическим веществам, которые даже при однократном применении могут вызвать катастрофическое поражение головного мозга.
     Особого внимания заслуживает анализ причин, по которым некоторые старшеклассники, находясь объективно в равных условиях, все же сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества. Отмечено, что подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях с взрослыми или сверстниками, значительно устойчивее в отношении наркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники. Также подростки различаются фактором стрессоустойчивости. Дети, обладающие умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, отличаются значительно большей устойчивостью к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Особенности переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и молодежи индивидуально проявляются как способ отношения к тупиковым, трудно разрешимым или неразрешимым проблемам. Понятие наркоустойчивости тесно связано с понятием психологической устойчивости личности.
     И все же почему человек под угрозой смерти, преодолевая самый сильный инстинкт самосохранения, становится зависимым от наркотиков? От всех веществ, наркотики отличаются именно тем, что воздействуют непосредственно на мозг – сложнейший орган, состоящий из миллионов нервных клеток. Все эти клетки связаны между собой и непрерывно «переговариваются» друг с другом. Для понимания наркотического эффекта ключевое значение имеет дофамин, стимулирующий в головном мозге так называемые центры радости. Все наркотики увеличивают выброс дофамина, хотя они имеют разную химическую структуру и вызывают совершенно разные «побочные явления». Так возникает «кайф» – великая эйфория. Если человек живет в сложной запутанной, зачастую невыносимой обстановке, то наркотик – великий утешитель и самый легкий выход из сложившейся ситуации. Если его жизнь скучна, бедна впечатлениями – к его услугам опять же наркотики. Особенно это относится к духовно незрелым (чаще всего в силу юного возраста) людям. Секрет власти наркотиков заключается в том, что они не сразу показывает свое истинное лицо – лицо смерти, так как поначалу вызывают приятные ощущения. Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в следующей последовательности:
     I этап – эксперимент
     II этап – периодическое потребление
     III этап – регулярное употребление
     IV этап – навязчивая идея
     V этап – психофизиологическая зависимость.
     Наркоманию можно рассматривать как социальное «заразное» заболевание. Невозможно «изолированное» существование наркомана - рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков. В результате систематического употребления наркотиков происходит стремительная девальвация личности с разрушением морально-нравственных аспектов ее поведения. Поведение становится направленным исключительно на непосредственное удовлетворение потребности в наркотиках. Ценности жизни, закрепленные традиционной моралью, оказываются низвергнутыми. Постепенно формируется наркоманская система ценностей, приобретающая статус основы наркоманского способа жизни.
     Личность многолетнего наркомана отличается физическим разрушением и духовным вырождением. Наркоманы являются рабами одних и тех же нравов и навыков, и живут весьма примитивной жизнью. На поздних этапах развития наркомании индивидуальны отличия между личностями наркоманов стираются. Разные наркоманы похожи как в плане внешнего вида, так и в образе мышления, в отношении к жизни. Обычный взрослый наркоман между двумя приемами наркотика демонстрирует инфантилизм в поведении. Все размышления и действия наркомана концентрируются на его собственной личности, поэтому он не способен к полноценному общению с другими людьми. На первый взгляд, его натура кажется сильной и энергичной, но внутри его скрывается неуверенность, отсутствие жизненных целей. Он страдает от отсутствия самоуважения, часто впадает в депрессию. Наркотик для него является заменителем всего того, от чего ему приходится отказаться по причине абсолютной неспособности удовлетворить свои потребности общепринятым способом. Наркоман является безответственным человеком, неспособным к достижению успеха ни в одной из областей деятельности. Как правило, он входит в конфликт с законом еще в юношеском возрасте. Большинство из наркоманов страдает от разного рода фобий – страх перед арестом, перед наказанием, перед утратой последней точки опоры, перед нехваткой наркотика в период абстинентного кризиса, перед нехваткой денег и т.п. Наркоманы никогда не бывают хорошими учениками, а после окончания школы, если им это удается, редко выполняет какую-нибудь постоянную, а тем более ответственную работу, если только в самом начале «наркоманской» карьеры. Наркоман в подавляющем количестве случаев вообще не знает, что такое настоящая работа. Чаще всего, он является безработным, живет на иждивении у своей семьи или на нелегальные доходы. Он редко бывает женат. Его связи с реальным миром нарушены, а защита от неблагоприятных воздействий неэффективна, он не особенно ценит отношения между людьми. «Запрограммированный» исключительно на приобретение и употребление наркотика, он интересуется только собственным удовольствием от действия этих препаратов. Не способные к длительным и глубоким межличностным контактам, наркоманы способны получать удовлетворение только от наркотика. Они ничего не могут дать другим, они способны только брать. Прежде всего, их интересует, где и как достать наркотик. Моральный аспект личности наркоманов выражен слабо. Это является причиной того, что он без особых угрызений совести лжет и совершает поступки, которые у нормальных людей вызвали бы чувство вины. Но у наркоманов чувство вины, а также угрызения совести притупляет химическое действие наркотика. Связи хронического наркомана с обществом обычно ограничиваются контактами с членами наркоманской группы. Наркоман старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего ему мира. По этой причине современные наркоманы, за редким исключением, не принимают наркотики в одиночку. Большинство из них живет в неформальных группах, причем связи внутри группы непрочны, но наперекор всему, наркоманская группа существует, особенно перед лицом опасности извне. Членов наркоманской группы объединяет необходимость добывания наркотиков, а также один образ жизни. В такой группе нет иерархии, все ее члены имеют равные права и никаких обязанностей. Они уважают свободу, понимаемую как анархию и своего рода фетиш. Иногда какая-нибудь сильная личность может подчинить себе всю группу, и тогда наркоманы считают ее своим духовным и идейным лидером, подчиняются беспрекословно, веря, что эта личность является олицетворением всех их чаяний. Наркоманы безоговорочно выполняют любое приказание, даже если оно противоречит их прежним моральным и этическим нормам. В группе наркоманы ищут ничем не стесненных переживаний, которые, так как они вызваны наркотиками, чаще бывают лишь плодом фантазий и полной физической неподвижности, хотя наркоманам кажется, что они участвуют каком-то увлекательном действе. Наркоманская группа не всегда настроена мирно. Иногда они не декларируют принципы свободы, любви и отказа от компромиссов, а демонстрируют гнев, ненависть, ведут себя агрессивно. В семьях наркоманов можно заметить нерешительность родителей и их неспособность воспитывать детей собственным примером. Домашняя атмосфера часто бывает холодной и неприятной для ребенка - он не находит их дома и отправляется искать его на улице или в тех же наркотиках.
     Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное. Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества; гиперконтроль или отвержение в семье - приводит к тому, что наркоман оказывается в единственной среде, где его принимают без упреков - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков. «Изгнание» наркомана из «нормального» общества приговаривает его к жизни в среде, где господствует культура потребления наркотиков, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать. Формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями, мифами. Наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам. Она как бы смягчает восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как на психическое отклонение или криминальное поведение.
     Алкогольная зависимость. В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования, которые убедительно показали, что объективной причиной первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи, сформированные в течение многих веков. Субъективные причины - первичные алкогольные установки. В основе их лежат обыденные, антинаучные знания о фармакологических свойствах алкоголя. Противостоять алкоголизации старшеклассников могут лишь трезвенные обычаи и традиции, основанные на научных знаниях и механизме действия алкоголя на организм человека, сформированные в процессе трезвенного воспитания. Поэтому предупреждение алкогольных предрассудков первого употребления старшеклассниками алкогольных напитков должно иметь преимущественно воспитательный характер. Специалисты отмечают, что до первых значимых опытов знакомства с алкоголем у подростка образуется (в тесной зависимости, прежде всего от семьи, микросреды) определенное представление об этом продукте, о его особом, как принято думать, эйфоризирующем действии. Первое знакомство с алкоголем происходит обычно в 10-12 лет за праздничным столом с родителями либо в компании друзей. И это первое знакомство неожиданно оказывается совершенно не таким, часто резко контрастирующим с имеющимся до того представлением ребенка. Почти всегда первая алкоголизация воспринимается субъективно неприятно. Подростки отмечают «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту даже от однократного приема небольших доз. После такого, чаще дискомфортного знакомства, большинство подростков некоторое время избегает употребления алкоголя. Однако оттого, что субъективные ощущения от спиртных напитков явно не совпадают с усвоенными представлениями, традициями и предрассудками, последние не исчезают, но постоянно - особенно в отягощенной микросреде - представляют повод, становятся соблазном возобновить алкоголизацию. И уже в возрасте 13-14 лет в связи с какими-либо событиями (окончание учебного года, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) алкоголизация возобновляется, причем постепенно она начинает приобретать новое психологическое содержание. Более 90% опрошенных исследователями подростков с двухгодичным и большим «стажем» употребления считали, что опьянение сопровождается у них ощущением прилива сил, чувством довольства, комфорта, повышением настроения, т.е. в высказываниях начинают появляться те атрибуты психического состояния, которое обыденное сознание часто приписывает действию алкоголя. Можно ли этим объяснить субъективную тягу к алкоголю, даже если учитывать давление на пьющего человека соответствующих традиций и предрассудков? Очевидно, нет. Постепенно появляющаяся и могущая нарастать привлекательность алкогольного опьянения, на взгляд исследователей, заключается в другом. Она кроется в той - по большей части неосознанной - психологической мотивации обращения к вину, в тех желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью. Первым и наиболее частым является здесь желание повеселиться, создать приподнятое настроение. Обычно праздника ждут, к нему заранее готовятся, определенным образом настраивают себя, принаряжаются, что само по себе создает ту особую атмосферу, которая и без вина делает человека возбужденным, приподнятым, радостным. Последующее принятие алкоголя, изменяя состояние организма и нервной системы, создает лишь особый, необычный психофизиологический фон, на который проецируются психологические ожидания, вся предшествующая психологическая подготовка к данному событию. Для самого же человека этот механизм остается неосознанным, скрытым, что и порождает общепринятое представление об особых свойствах алкоголя. Отсюда начинается крайне опасный по своим жизненным последствиям и кардинальный для генеза пьянства процесс - все большее искажение восприятия - человек начинает видеть главный источник привлекающего его состояния только в алкоголе. Со временем диапазон субъективных причин употребления алкоголя становится все шире - пьют «для храбрости» и «с обиды», чтобы «поговорить по душам» и чтобы «расслабиться», чтобы «взбодриться» и т.д. Фармакологическое воздействие алкоголя снижает способность к восприятию, уменьшает объем воспринимаемой информации, что позволяет пьющему человеку редуцировать комплексность, сложность возникающих проблем, с которыми он сталкивается. Человек ищет в вине значительно большего, чем состояния эйфории; «принцип удовольствия» слишком прост для объяснения столь распространенного и столь грозного по своим последствиям явления. Психологические причины глубже: они кроются, во-первых, в тех возможностях (как уже говорилось, иллюзорных) удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дают состояние опьянения для длительно пьющего человека, во-вторых, в тех психологических и социальных условиях, которые толкают человека на этот путь.
     Как правило, подростками выбирается не алкоголь, а компания, группа, в которой обязательным элементом общения, времяпрепровождения является выпивка. Она может быть однородной по возрасту или (чаще) разнородной, с двумя-тремя старшими заводилами. Именно в этих группах и, к сожалению, нигде в другом месте, будущие пациенты наркологических клиник находят реальное поле самоутверждения. Там они могут обрести, наконец, высокий статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо приемлемой внешкольной деятельности. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, спаянности, лишь позднее обнаруживая свою асоциальную направленность. Употребление же алкоголя занимает здесь всегда особое положение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы. «Умение» пить символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности, отличающей лидера и достойной уважения. В то же время потребление спиртных напитков требует денег, которых у подростков очень мало, что нередко толкает группу на первые выраженные асоциальные поступки. Прием алкоголя становится более частым. Обычной, само собой разумеющейся нормой поведения становится употребление спиртных напитков перед танцами, в выходные дни, при встрече с друзьями и т.д. Со временем обнаруживается и достаточно жесткая внутренняя структура группы с нередкими тенденциями к асоциальной деятельности, которая происходит под диктовку ее лидирующей части, куда порой входят лица, состоящие на учете в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимые. В результате вновь принятый член такой группы почти обречен на прохождение «обязательной программы», начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения и приводов в милицию и заканчивающейся рецидивами доставки в медвытрезвитель и серьезными правонарушениями. Отмечается нередкая тенденция лидеров и более «опытных» членов малых подростковых групп спаивать в порядке самоутверждения абстинентов и новичков. Тем самым алкоголизация вплетается в ткань асоциального поведения, становится его неизбежной составной частью. С началом злоупотребления у подростков сразу же возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Углубление конфликтных ситуаций приводит к тому, что подростки чаще всего легко и без сожаления прерывают учебу. Впоследствии не удерживаются они долго и на одном месте работы, мотивируя уход (обычно скандальный) тем, что не нравится ранее привлекавшая специальность. Однако если их устраивают на другую работу, история повторяется. Утрачивается сама установка на трудовую деятельность. Работа начинает рассматриваться лишь как средство получения денег на алкоголь, а круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами «алкогольной компании».
     Противодействие алкоголизации со стороны окружающих, как правило, ограничивается обычно либо мерами репрессивного характера (подросткам делаются выговоры, порицания, применяются меры административного воздействия), либо их «пугают» последствиями алкоголизма, пагубными перспективами в связи с «дурной компанией». Подобные меры, будучи негативными, не могут оградить подростка от «алкогольной компании», поскольку не сочетаются с психологически обоснованными позитивными решениями, с предложениями такого социально-приемлемого стиля жизни, таких форм деятельности, в которых могли бы быть удовлетворены его эмоциональные запросы и ожидания, потребность в интимно-личностном общении, ощущения собственной значимости, силы и т.п. «Алкогольная» же компания, пусть в извращенной форме, но дает им все это, и в подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии лишь увеличивают внутреннюю сплоченность компании, отрезая или, во всяком случае, крайне затрудняя путь возвращения ее членов к благополучному детству, юности.
  1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА

  2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР УСПЕХА