ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ:
единство и многообразие

     Примером комплексного подхода к организации деятельности по профилактике и борьбе с пагубными привычками является разработка и реализация программ, объединенных общей концепцией. Цель такой работы – создание ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
     Предпосылки формирования конструктивной профилактической программы (ПП) впервые возникли более 30 лет тому назад, когда антинаркотическое информирование детей было объявлено в США одним из национальных приоритетов. Однако уже в 1973 году национальной Комиссией по марихуане на антинаркотическое информирование в США был наложен мораторий. Специальными исследованиями было показано, что информационный подход неэффективен. Широко практиковавшиеся запугивающие сообщения в СМИ, включая свидетельства бывших наркоманов, приводили к искажению баланса информации в пользу мрачных сторон явления. Лекции же специалистов нередко имели противоположное ожидавшемуся действию, возбуждая интерес к психоактивным веществам.
     Описание принципов, содержания и структуры современной модели ПП следует предварить уточнением основных ее понятий, т. к. многие из них сформировались по мере перехода к данной модели от предыдущей, информационной. Так, в круг психоактивных веществ включаются некоторые медицинские препараты, табак, алкоголь, токсиканты (например, средства бытовой химии) и наркотики. Злоупотребление психоактивными веществами понимается по-разному в соответствии с политикой каждого конкретного государства по отношению к алкоголю и наркотикам. Например, конечной целью ПП в Голландии считается снижение риска потребления «тяжелых» наркотиков; а в Англии - умение ответственно употреблять психоактивные вещества; в США, Австралии - полный отказ от немедицинского потребления психоактивных веществ. Современная американская модель ПП направлена на формирование устойчивости детей к приобщению к любым психоактивным веществам. Работа с «экспериментаторами», т. е. детьми и подростками, вовлеченными в потребление психоактивных веществ, но без формирования каких-либо форм зависимости, относится к области вторичной профилактики, а преодоление зависимости - к третичной.
     Ученые из НИИ наркологии МЗ РФ отмечают, что в настоящее время наибольшее распространение получили две модели обучающих программ ПП для детей: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Приоритетная цель первых (больше распространенных в Европе) - выработать у детей навыки эффективного общения, второй (США) - обучить навыкам ответственного принятия решений. Несовпадение доминирующих целей обучающих программ в разных странах отражает культурологические различия. Проблемы свободы, ответственности и связь с социальной жизнью людей, а конкретно - с принятием решений или эффективностью общения - акцентируются в США иначе, чем в Европе. Тем не менее, вне зависимости от приоритета той или иной цели, любые программы включают три типовых задачи.
    Обязательная направленность всех программ:
  1. развитие социальной и личностной компетентности;
  2. выработка навыков самозащиты;
  3. предупреждение возникновения проблем.
     Решение первой комплексной задачи предполагает решение ряда частных: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки. Вторая задача реализуется через обучение умению постоять за себя, избегать неоправданного риска, делать правильный, здоровый выбор. Третья задача решается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.
     Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
  • распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических (алкогольных) средств;
  • формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;
  • предоставление альтернатив наркотизации (алкоголизации);
  • целевая работа с группой риска и определение групп риска; оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам (алкоголю);
  • взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.
     Программы должны охватывать пять основных направлений:
     а) широкая воспитательная работа - это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга населения, преимущественно детей, подростков и молодежи, в том числе посредством развития сети кружков и любительских объединений;
     б) валеологическое воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
     в) психологическое воспитание и психокоррекционная работа - занятия, проводимые библиотекарями в тесном сотрудничестве со специалистами (психологами и педагогами), посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни. В занятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками;
     г) общественные меры борьбы - привлечение общественности к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реабилитационной помощи;
     д) правовые средства борьбы - пропаганда нормативных актов, регламентирующих ответственность за наркоманию.
  1. ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ (ППП)

  2. ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ" (ФЖН)

  3. ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
назад