ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ: единство и многообразие
Примером комплексного подхода к организации деятельности по профилактике и борьбе с пагубными привычками является разработка и реализация программ, объединенных общей концепцией. Цель такой работы – создание ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Предпосылки формирования конструктивной профилактической программы (ПП) впервые возникли более 30 лет тому назад, когда антинаркотическое информирование детей было объявлено в США одним из национальных приоритетов. Однако уже в 1973 году национальной Комиссией по марихуане на антинаркотическое информирование в США был наложен мораторий. Специальными исследованиями было показано, что информационный подход неэффективен. Широко практиковавшиеся запугивающие сообщения в СМИ, включая свидетельства бывших наркоманов, приводили к искажению баланса информации в пользу мрачных сторон явления. Лекции же специалистов нередко имели противоположное ожидавшемуся действию, возбуждая интерес к психоактивным веществам.
Описание принципов, содержания и структуры современной модели ПП следует предварить уточнением основных ее понятий, т. к. многие из них сформировались по мере перехода к данной модели от предыдущей, информационной. Так, в круг психоактивных веществ включаются некоторые медицинские препараты, табак, алкоголь, токсиканты (например, средства бытовой химии) и наркотики. Злоупотребление психоактивными веществами понимается по-разному в соответствии с политикой каждого конкретного государства по отношению к алкоголю и наркотикам. Например, конечной целью ПП в Голландии считается снижение риска потребления «тяжелых» наркотиков; а в Англии - умение ответственно употреблять психоактивные вещества; в США, Австралии - полный отказ от немедицинского потребления психоактивных веществ. Современная американская модель ПП направлена на формирование устойчивости детей к приобщению к любым психоактивным веществам. Работа с «экспериментаторами», т. е. детьми и подростками, вовлеченными в потребление психоактивных веществ, но без формирования каких-либо форм зависимости, относится к области вторичной профилактики, а преодоление зависимости - к третичной.
Ученые из НИИ наркологии МЗ РФ отмечают, что в настоящее время наибольшее распространение получили две модели обучающих программ ПП для детей: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Приоритетная цель первых (больше распространенных в Европе) - выработать у детей навыки эффективного общения, второй (США) - обучить навыкам ответственного принятия решений. Несовпадение доминирующих целей обучающих программ в разных странах отражает культурологические различия. Проблемы свободы, ответственности и связь с социальной жизнью людей, а конкретно - с принятием решений или эффективностью общения - акцентируются в США иначе, чем в Европе. Тем не менее, вне зависимости от приоритета той или иной цели, любые программы включают три типовых задачи.
Обязательная направленность всех программ:
- развитие социальной и личностной компетентности;
- выработка навыков самозащиты;
- предупреждение возникновения проблем.
Решение первой комплексной задачи предполагает решение ряда частных: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки. Вторая задача реализуется через обучение умению постоять за себя, избегать неоправданного риска, делать правильный, здоровый выбор. Третья задача решается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.
Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
- распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотреблении наркотических (алкогольных) средств;
- формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;
- предоставление альтернатив наркотизации (алкоголизации);
- целевая работа с группой риска и определение групп риска; оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам (алкоголю);
- взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.
Программы должны охватывать пять основных направлений:
а) широкая воспитательная работа - это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга населения, преимущественно детей, подростков и молодежи, в том числе посредством развития сети кружков и любительских объединений;
б) валеологическое воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
в) психологическое воспитание и психокоррекционная работа - занятия, проводимые библиотекарями в тесном сотрудничестве со специалистами (психологами и педагогами), посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни. В занятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками;
г) общественные меры борьбы - привлечение общественности к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реабилитационной помощи;
д) правовые средства борьбы - пропаганда нормативных актов, регламентирующих ответственность за наркоманию.
ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ (ППП)
ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ (ППП) Программа первичной профилактики представляет собой поурочную разработку по антинаркотическому обучению школьников младших и средних классов. Она может проводиться совместными усилиями школы и библиотеки или даже быть включена в годовой учебный план в качестве факультатива. Также Программа может быть адаптирована к проведению занятий силами одной библиотеки. Содержание шести тем Программы распределено по десяти занятиям.
Задачи ППП:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- обучить детей методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения психоактивных веществ;
- информировать детей о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления психоактивных веществ;
- формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями, в том числе - в состояниях стресса;
- довести до сознания детей преимущества отказа от употребления психоактивных веществ;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни»;
- повысить самооценку детей.
Методология и опыт. Программы предполагает обучение детей в процессе их активного взаимодействия. Поэтому в работу по ППП вовлекаются все ученики. С 1992 года и до настоящего времени ППП проводятся в московских школах с детьми 2-х возрастных групп: 6 и 8 лет. Проводимое до начала и после окончания работы по данной программе тестирование детей показало позитивные изменения в познавательном и эмоциональном компонентах установки по отношению к психоактивным веществам.
Краткое описание тем ППП:
Тема 1. Понятие о здоровом образе жизни.
В ходе занятия ведущий последовательно проводит мысль о том, что любые принимаемые людьми решения так или иначе влияют на их жизнь. Для иллюстрации привлекается графический образ - «дерево решений». Дети рисуют индивидуальные, а затем групповые «деревья решений». Постоянно подчеркивается связь между решением и его последствиями. Формируется и закрепляется понятие ответственности за принимаемые решения. Содержанием конкретных принимаемых детьми решений являются ответы на вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Например: «Буду ли я курить, когда вырасту?», «Буду ли пить алкогольные напитки?», «Буду ли я заниматься спортом?» и т.д.
Тема 2. Причины употребления табака и наркотиков.
Учащиеся знакомятся с «легальными», общедоступными психоактивными веществами (ПАВ) - алкоголем и табаком. Подчеркивается мысль о том, что их опасность состоит не только в их вредном влиянии на здоровье людей, но и в том, что приобщение к ним в раннем возрасте может в дальнейшем способствовать злоупотреблению «нелегальными» наркотиками, запрещенными для немедицинского употребления. На втором уроке по этой теме ученики пытаются ответить на вопрос: почему люди употребляют алкоголь и наркотики? Ведущий указывает на сложность, многообразие и социальную обусловленность причин употребления ПАВ. Проводится мысль о связи между фактами потребления ПАВ и ответственностью за принимаемые решения. Вводится понятие «ответственного потребления», т.е. потребления с учетом качества и количества потребляемого вещества, характера ситуации потребления и его последствий. Обсуждаются примеры безответственного потребления алкоголя. Акцент делается на ответственности самого человека за возможные разрушительные последствия употребления спиртного.
Тема 3. Альтернативы употреблению психоактивных веществ.
Разработка темы осуществляется на трех уроках. На первом из них дети знакомятся с «нормальными», безопасными способами преодоления напряжения, усталости, бессонницы, раздражительности, головной боли. Они узнают о функции боли в организме человека, подчеркивается необходимость своевременного обращения к врачу за лечением. Указывается, что бесконтрольное, и особенно частое употребление болеутоляющих препаратов, чревато возникновением лекарственной зависимости. Посредством «мозгового штурма» ученики выявляют альтернативные приему алкоголя и анальгетиков приемы и пути снятия напряжения, головной боли, бессонницы, подавленности. Это, в основном, профилактические меры, такие, как соблюдение режима дня, прогулка перед сном на свежем воздухе, теплая ванна, массаж. На втором занятии обсуждаются альтернативы потреблению ПАВ «от скуки» или в связи с наличием большого количества свободного времени. Ученики составляют перечень своих увлечений и интересных занятий. Третье тематическое занятие посвящено преимуществам отказа от потребления ПАВ. Закрепляются навыки принятия «правильных», адекватных, «здоровых» решений. При этом ведущий не навязывает своего мнения и не декларирует абсолютный отказ от потребления каких-либо ПАВ. Он концентрирует внимание детей на преимуществах некурения и неупотребления алкоголя и наркотиков.
Тема 4. Давление рекламы алкоголя и табака.
Уроки посвящены развитию навыков критического мышления при оценке рекламных образов сигарет и алкоголя, а также навыков сопротивления психологическому давлению рекламы. Проводится анализ рекламных сюжетов. Внимание детей обращается на то, что предназначенная для обеспечения как можно большей продажи товара реклама не содержит правдивой информации о его негативных свойствах. Ученики анализируют образцы рекламы, отвечая на вопросы: «Что привлекает в данном рекламном образе?», «Имеется ли связь между привлекательностью образа и реальной сущностью рекламируемого продукта?» Акцентируется мысль на том, что правильное решение, соответствующее здоровому стилю жизни, изменяет поведение человека. Он может противостоять давлению рекламы и реализовать принятое решение, не употребляя сигарет и алкоголя.
Тема 5. Групповое давление.
Урок направлен на закрепление навыков принятия решений и формирование навыков противодействия групповому психологическому давлению. Его задача - помочь ученикам научиться принимать «здоровые» решения в ситуациях такого давления. Проводится анализ его видов. В ходе специальной ролевой игры отрабатывается техника (приемы) отказа в ситуациях, когда ребенку предлагают попробовать сигареты или алкоголь. Ученикам даются простые «формулы», проводятся психологические игры, помогающие быстро и уверенно отказаться от пробы, например: «Скажи: «Нет, спасибо!», «Приведи оправдание или причину отказа», «Убеги», «Избегай ситуаций, когда могут предложить что-то», «Измени тему разговора» и др.
Тема 6. Анализ поведения, связанного с потреблением ПАВ.
Тема включает два урока: «Разрешение проблемных ситуаций» и «Умение выражать собственную позицию». Первый посвящен анализу и оценке опасности поведения, связанного с потреблением ПВ. У детей развивается способность осознавать психологическое давление, оказываемое на тех, кто не потребляет эти вещества, закрепляются навыки противостояния этому давлению. Второй урок направлен на дальнейшее развитие навыков критического мышления. Дети обучаются формулировать собственное мнение, осознавать свои жизненные затруднения и говорить о них открыто, обращаясь за помощью к родителям или друзьям.
Кроме программы занятий с детьми, ППП содержит план проведения цикла занятий с родителями учащихся. На первом занятии родители знакомятся с целью и задачами профилактической антинаркотической работы, получают информацию о социальных проблемах, связанных со злоупотреблением ПАВ, о факторах риска, способствующих приобщению детей к их потреблению. На втором занятии (тема «Причины потребления детьми ПАВ») родители участвуют в групповой работе. Рассматривается проблема ответственного/безответственного потребления ПАВ. Обсуждается роль родителей в формировании здорового стиля жизни у детей. Третье занятие отводит родителям роль зрителей. Дети, завершающие свое обучение по ППП, демонстрируют приобретенные навыки, такие результаты работы с ними, как освоенные ролевые игры, моделирующие приемы отказа от потребления ПАВ, рисунки и плакаты, посвященные здоровому образу жизни. После завершения Программы рекомендуется провести сравнительный мониторинг.
ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ" (ФЖН)
ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ" (ФЖН)
Во многих странах, работа по профилактике вредных привычек у школьников в настоящее время ведется в рамках относительно новой дисциплины - «Обучение здоровому образу жизни». В России аналогичные предметы называются «валеология», «основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и т.п. Интерес представляет опыт Австралии - первичная профилактика употребления детьми и подростками психоактивных веществ ведется там по моделям программ формирования жизненных навыков (ФНЖ). Методология программ ФЖН предполагает обучение детей в процессе их активного взаимодействия. Конкретные методы обучения: работа в малых группах, «мозговой штурм», групповая дискуссия, ролевая игра, «драма». Программы ФЖН достигли огромного успеха за короткий период времени. Более 30 стран мира в различных формах внедрили в своих школах этот тип профилактических программ. С 1991 года профилактические программы ФЖН внедряются и в России.
Условия обеспечения эффективности реализации программы «Формирование жизненных навыков»:
- начало обучения должно начинаться в дошкольном или младшем возрасте, т.е. до того, как будут освоены общепринятые традиции потребления табака и алкоголя;
- обучение не может быть основано только на информировании детей об опасностях, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами и их запугивании;
- обучение должно соответствовать психологическим особенностям возраста обучаемых детей;
- программа строится, исходя из определенных жизненных ценностей, которые обязательно доводятся до сведения учеников и их родителей, таких, как самодисциплина, ответственность, честность, уважение к людям, обязанности по отношению к семье, школе;
- методология обучения «жизненным навыкам» предполагает центрированный на ученике подход и включение в учебный процесс в качестве партнеров родителей;
- цели программы - четкие и реалистичные;
- предусматривается возможность оценки эффективности внедряемой программы.
По-существу речь здесь идет о своеобразной психологической иммунизации. Эффективная психологическая иммунизация имеет ряд признаков. Первый - ее универсальность. Второй обязательный признак эффективной психологической иммунизации - ее конструктивный характер. Она не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, она изначально строит желательные, служит предупреждению девиантного поведения, а не борется с ним и способствует формированию здоровой личности ребенка. Третий важный признак - опережающий характер воздействия. Создание стойких желательных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции потребления психоактивных веществ. Попытки их создания позже более трудны и менее продуктивны, т. к. теперь необходимо перестраивать уже готовые, например протабачные или проалкогольные установки.
ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
В подтвердившей свою эффективность программе, которая практикуется в США, основное внимание уделяется проблеме развития следующих навыков: защищенность перед наркотиками, навыки самоорганизации, навыки общения.
Защищенность перед наркотиками позволяет школьникам отличить и развенчать общие неправильные представления о табакокурении, алкоголизме и наркомании; получить точную информацию и отработать специальные приемы противостояния давлению со стороны сверстников и среды.
Навыки самоорганизации позволяют учащимся произвести самоанализ и оценить влияние собственной личности на поведение; поставить цели и контролировать совершенствование собственной личности; находить решения в повседневной жизни и определять, как на них могут повлиять другие люди; анализировать сложные ситуации и рассматривать последствия всех альтернативных решений проблемы перед тем как выбрать какое-либо одно решение; бороться со стрессами и позитивно воспринимать повседневные вызовы.
Навыки общения позволяют учащимся преодолеть застенчивость, эффективно общаться и избегать недоразумений, начинать и вести разговор, решать социальные проблемы, применять навыки вербальной и невербальной коммуникации для достижения целей или отказа, и осознать, что при столкновении со сложными ситуациями агрессия и пассивность не являются единственными решениями.
Указанные навыки, называемые обычно навыки самостоятельной жизни, повышают способность молодых людей анализировать и бороться с факторами, которые приводят не только к злоупотреблению наркотиками, но и к другим общим для большей части молодежи проблемам, таким как опасное сексуальное поведение, насилие и преступное поведение вообще.
Существует и еще немало программ по профилактике пагубных привычек. Сегодня проблема заключается не в их недостатке, а в нехватке специалистов, способных эти программы реализовывать. Специалист такого рода должен, во-первых, хорошо представлять и понимать психологические особенности подросткового возраста, реальную специфику и интересы подростковой среды, во-вторых, глубоко знать субкультурные особенности, мифы и «ловушки» наркоманской реальности, в-третьих, владеть психокоррекционными технологиями и самое главное, - уметь терпеливо завоевывать доверие подростков. Специфика наркопрофилактики такова, что ни один специалист не сможет оказать положительного влияния на подростков, более того, его влияние будет отрицательным до тех пор, пока не добьется доверия, признания и уважения со стороны тех, кого будет пытаться просвещать и воспитывать. Все вышесказанное не значит, что библиотекари должны сидеть, сложа руки в ожидании подобных специалистов. Обучение библиотечных специалистов методам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, повышение их компетентности в области педагогики, психологии, вооружение конкретными психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, должно способствовать повышению эффективности профилактической работы в целом. Это тем более необходимо, поскольку реалии свидетельствуют об обширном поле приложения сил и предстоящем долговременном характере деятельности.
назад |