ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Поскольку наркомания особенно распространена среди молодежи, а известное правило гласит, что легче предупредить заболевание, чем его лечить, понятно, что молодежь является основной целью усилий по профилактике и уменьшению злоупотребления наркотиками.
Целями первичной профилактики в данной возрастной группе являются:
- изменение ценностного отношения к наркосодержащим веществам;
- формирование личной ответственности за свое поведение,
- сдерживание вовлечения детей и подростков в прием наркотических веществ посредством пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок.
Концепция профилактики в нашей стране строится с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи. Это семья, образовательное учреждение и досуг.
Необходимым условием эффективной работы является мониторинг наркотической ситуации, отражающей четыре стороны ситуации:
1) осведомленность подростков о воздействии на здоровье одурманивающих веществ,
2) их жизненные взгляды,
3) наличие наркотиков в их окружении,
4) предложения самих подростков по разрешению проблемы, что позволяет сделать профилактику более точной и адресной.
В Центре профилактики наркомании Санкт-Петербурга среди молодежи несколько лет назад были проведены исследования в школах и колледжах, показавшие, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним:
10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками - их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков - марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие - из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много - из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:
- «Употребляющие и сочувствующие» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
- «Радикальные противники» - «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
- Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.
16-18 лет. Группы сохраняются, однако меняется их численный состав. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.
В группе «Употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации Количество членов в группе «Не определившихся» значительно уменьшается, происходит перераспределение в пользу двух первых групп, причем большая часть, увы, примыкает к первой группе.
Данные исследований показывают, что необходимо удержать молодого человека от употребления одурманивающих средств до 20-21 года. Потом вероятность обращения к таким средствам и появление зависимостей крайне невелики.
Говоря об отношении подростков к «экспериментированию» с наркосодержащими веществами следует отметить тот факт, что в среде школьников резко отрицательное эмоциональное отношение к далеким от их социального опыта стереотипам «наркоман» и «токсикоман» не мешает благополучно воспринимать различные эксперименты с дурманящими веществами, мало кто всерьез задумывается о реальной угрозе собственному будущему. Диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании, возникающий при существующих формах антинаркотической пропаганды и функционирующих в подростковой субкультуре формах получения опыта, сам по себе может явиться фактором, побуждающим искать истину опытным путем. Поэтому усилия всех заинтересованных сторон, в том числе библиотек, должны быть посвящены исследованиям причин, форм возникновения и существования в сознании подростков иллюзорных, стереотипных представлений и изыскания методов противодействия им, а также разработке методов антинаркотической пропаганды, отвечающих половозрастным особенностям школьников.
В 14-15 лет 30-летние кажутся людьми, у которых все (или почти все) позади. Собственная же зрелость представляется чем-то весьма отдаленным. Информация о том, что редкий наркоман (принимающий современные синтетические наркотики) доживает до 30 лет, чаще всего не произведет впечатления - «О, да это еще когда!». Если говорить совсем юной курящей девушке, что ее пагубная привычка скажется на будущих детях, она останется безразличной или даже развеселится – «О чем разговор? Какие дети?». Но об этом должны знать и думать родители, будущие бабушки и дедушки, уже сталкивавшиеся с болезнями, видевшие смерть. И конечно, это должны учитывать организаторы профилактической работы. Девушке не лишним будет узнать, например, как сигаретный дым сказывается на состоянии кожи, о том, сколько калорий содержится в баночке пива или так называемого «слабоалкогольного» напитка, о том, как пагубные привычки способствуют преждевременному увяданию красоты, старению. До мальчиков-подростков, в числе прочего, нужно доводить информацию о том, что алкоголиков и наркоманов быстро покидает желание (и возможность) заниматься сексом. Разумеется, делать это нужно крайне деликатно. Да, врач-нарколог может затронуть эту тему в беседе с подростками, библиотекарю же нужно действовать опосредовано, например, путем распространения грамотно составленных буклетов, книжных закладок, где данная информация будет содержаться среди общей массы фактов, говорящих о вреде, наносимом алкоголем и наркотиками печени, легким и т.д.
Следует отметить, что профилактика наркомании среди молодежи осложняется рядом факторов:
- Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут наркотики, понять, что такое наркотическая зависимость, как легко она появляется и насколько трудно с ней бороться, просто недостаточно развита.
- Юность – период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Эксперименты и рискованные действия являются неотъемлемыми чертами юности, и злоупотребление наркотиками является идеальной предпосылкой для такого поведения.
- В этот период влияние сверстников, особенно молодежи старшего возраста, весьма значительно. Часто сверстники оказывают давление на молодых людей, принуждая их принимать наркотики.
- Определенная часть взрослых употребляет наркотики, а молодые люди стремятся подражать поведению взрослых.
- Нередко законы, которые, как предполагается, должны помогать бороться с наркоманией или предотвращать злоупотребление наркотиками, оказываются недостаточно строгими или недостаточно хорошо применяются. В результате многие наркотики легко доступны для молодежи, особенно разрешенные наркотики, такие как алкоголь, табачные изделия и летучие вещества, но зачастую и запрещенные наркотики.
- Поп-культура и средства массовой информации склонны придавать наркомании определенную привлекательность.
- Агрессивная реклама табачных и алкогольных изделий умышленно направлена на молодежь.
- В целом сиюминутное воздействие наркотиков доставляет удовольствие, в то время как негативные последствия их приема носят долгосрочный характер.
- Принятие свободного и сознательного решения не употреблять наркотики и следование этому решению, особенно в условиях давления со стороны сверстников и других факторов, способствующих наркомании, является весьма сложным процессом.
Данные факторы еще раз подчеркивают обоснованность той позиции, согласно которой профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия подросткам в решении задач взросления. Исследования показывают, что прохождение подростками профилактических антинаркотических программ не снижает существенно вероятность того, что подросток «попробует», но существенно повышает вероятность того, что он откажется при вторичном предложении наркотика. В процессе профилактической работы подросток обнаруживает для себя способы и возможности решения своих жизненно важных проблем за счет собственных усилий и обучается преобразовывать возникающие в его жизни проблемы в источники развития собственной личности.
Сейчас уже ясно, что к наркотикам прибегают люди, у которых что-то не в порядке внутри - растерянность перед проблемой или бездуховность, может быть депрессия, одиночество души, непонимание со стороны близких людей или неумение выбирать друзей, сказать «нет». Причиной обращения к наркотикам чаще становится внутреннее неблагополучие, а не внешнее, как считалось ранее, поэтому профилактика наркомании должна быть частью воспитательной работы с личностью. Самые современные стратегии профилактической работы говорят о том, что совсем не обязательно постоянно подчеркивать вред наркотиков, их распространенность, вызывая у кого-то недоверие к этой информации, а у кого-то интерес и желание попробовать. Во главу угла ставится работа с внутренним миром ребенка. Концепция строится по принципу «профилактика употребления наркотиков без употребления слова наркотики» и базируется на основе конструктивно-позитивной модели педагогической профилактики, ставящей целью формирование внутриличностных антинаркотических барьеров.
ПОЗИТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ПОЗИТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Нравственное воспитание подрастающего поколения необходимо направлять на формирование позитивно ориентированной личности в социальном плане с высокой культурой и сильным характером, развитыми познавательными интересами, прочными стремлениями и навыками творческого труда и проведения досуга.
Именно позитивное мировоззрение является одной из основ психологической устойчивости личности. Это совсем не значит, что следует совсем ограждать формирующуюся личность от сложностей и темных сторон жизни. Иметь позитивное мировоззрение не значит носить «розовые» очки. Да, жизнь полна проблем, но если ребенок растет в убеждении, что проблемы нельзя решить, сложности нельзя преодолеть, то у него вряд ли проявиться желание добиваться жизненного успеха. Куда легче и проще опустить руки при первых же неудачах, трудностях и «забыться». В воспитании позитивного мировоззрения у подростков следует опираться на свойственные молодым людям здоровые амбиции, вселяя в них уверенность в собственных силах. Молодой человек должен быть убежден в том, что на протяжении всей жизни у него должна быть цель. Цели могут и должны меняться, поскольку и сам человек растет, развивается, меняется. Занять первое место в соревнованиях и получить спортивный разряд, поступить в институт, найти достойную работу, сделать карьеру, стать сильным, сохранить красивую фигуру, завоевать чье-то внимание и любовь, стать известным, посетить далекую экзотическую страну – в принципе любая цель (разумеется, не несущая угрозу жизни и здоровью других людей) лучше бесцельного существования. Жизнь без цели, неумение прилагать усилия для ее достижения и радоваться успеху чаще всего приводит человека в плен пагубных привычек, суррогатного быстротечного «счастья».
В работе с подростками необходимо акцентировать внимание на формировании внутренней личностной позиции. Особенно в таких вопросах, как умение быть счастливым, уверенность в себе, стрессоустойчивость, чувство меры, умение сказать «нет», разумное отношение к деньгам, соотношение возможностей и потребностей, формирование адекватной самооценки, понимание свободы как ответственности, формирование личных ценностей на основе универсальных общечеловеческих законов. В рамках профилактических мероприятий нужно стремиться воспитывать в детях умение сказать «нет», умение не поддаваться «стадному» чувству. Необходимо противодействовать расхожим клише, типа «все пьют» или «у нас в группе все пробовали таблетки и ничего», наглядно доказывая неверность этих утверждений. До подростка нужно ненавязчиво доводить информация о том, что предложение выпить, закурить «травку» - не подтверждение дружеских отношений, что дружба – это реальная помощь и поддержка в трудной ситуации. Следует подчеркивать, что бесплатно «попробовать» наркотик дают не доброжелатели, что люди, стремящиеся вовлечь новичка в свою среду, действуют так с целью получения скидки от наркоторговцев, с целью получения еще одного партнера для добывания денег на наркотики. Подросток должен быть осведомлен о том дельцы, получающие огромные деньги от распространения наркотиков сами их не употребляют.
Профилактическая работа, должна способствовать воспитанию компетентной, зрелой, психологически и социально здоровой личности, ответственной за свою жизнь и поступки, строящей свою жизнь осознанно, умеющей противостоять жизненным испытаниям и быть счастливой, обладающей чувством меры, адекватной самооценкой, уверенным поведением, внутренней свободой. Задача всех так или иначе задействованных в воспитательном процессе - воспитать личность, с которой легко общаться, приятно дружить, но которая не позволяет собой манипулировать. Организаторам профилактической работы следует особое внимание уделять мероприятиям, направленным на формирование у молодых людей правильной ценностной ориентации – представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к государству и его законам, уважении к человеку, окружающей среде и др. которые являются ориентирами и регуляторами поведения. Именно принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров употребления психоактивных веществ, а в случае заболевания служит основой для социальной реадаптации и реабилитации.
назад |