Библиотека как одна из площадок профилактики пагубных привычек и популяризации здорового образа жизни
Профилактика наркомании и других пагубных привычек в библиотеках является важнейшим составным элементом усилий по борьбе с их негативными последствиями для общества и с самими привычками, в формировании у читателей (преимущественно юных) знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от ПАВ. А отчасти - и в предоставлении им возможностей для такого шага. Библиотека представляет собой достаточно важную «площадку» для принятия мер по профилактике наркомании. Это связано с тем, что комплексный подход на долговременной основе, с учетом консолидации усилий библиотеки и всех заинтересованных сторон, эффективным образом обеспечивает борьбу со многими предрасполагающими к употреблению ПАВ факторами, формируя у молодежи знания, установки и навыки, необходимые для сознательного отказа от них.
Например:
- используя библиотеки, можно вести пропаганду среди учащихся до того, как они начнут употреблять наркотики и алкоголь во время критического подросткового периода;
- библиотеки вырабатывают и проводят в жизнь политику по созданию обстановки, защищающей детей и подростков от влияния наркотиков и наркоманов и способствующей формированию здорового образа жизни;
- библиотека в сотрудничестве со школой может обеспечить преподавание большого последовательного курса антинаркотического просвещения для формирования у учащихся знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от наркотиков;
- библиотеки могут предлагать альтернативы наркомании для удовлетворения их потребностей в самовыражении, социальном развитии, развлечениях;
- библиотеки могут заниматься антинаркотическим просвещением среди родителей, поддерживая их усилия по защите детей от влияния наркотиков и прочих ПАВ;
- библиотеки являются каналом, с помощью которого информация, касающаяся стратегии и результатов профилактики употребления ПАВ доносится до местного сообщества; они играют также немалую роль в просветительской деятельности позволяющей уменьшить уровень злоупотребления наркотиками.
Необходимым условием эффективности профилактических мероприятий в библиотеке является дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов. С учетом возрастных особенностей целесообразным будет выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего школьного возраста (15-16 лет), юношества (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет). Значимо и выделение групп в соответствии со степенью их вовлеченности в наркогенную ситуацию. Это дети, подростки и молодежь:
-не вовлеченные в наркогенную ситуацию, но относящиеся к «группе риска» (воспитывающиеся в неблагополучных семьях, лишенные родительского попечения, безнадзорные и т.п.);
-имеющие различные проблемы в развитии и поведении («трудные» и «проблемные»);
-имеющие опыт употребления наркосодержащих веществ (начавшие употреблять наркотики);
-больные наркоманией.
Всем хорошо понятно – алкоголик, а тем более наркоман в библиотеку не придут. Для работы с ними нужны другие знания и методы, другие специалисты и учреждения. Работа по профилактике зависимостей от ПАВ в библиотеках должна быть направлена в основном на здоровых детей (подростков, юношество) и детей из группы риска. Важность этого заключается еще и в том, что в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток. На какие же факторы могут быть направлены усилия? В первую очередь это факторы социальной среды: формирование отрицательного отношения к ПАВ, формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни, большая терпимость к «инакомыслию» молодых, попытка найти то, что объединяет поколения, создание благоприятных условий для удовлетворения основных потребностей подросткового периода. Что касается последнего, то это потребность в общении со сверстниками (клубы, вечера), в самопознании и саморазвитии (встречи, конкурсы, дискуссии, тренинги).
Особое место занимает работа с родителями, а также работа по организации совместной деятельности всех заинтересованных сторон направленной на усиление контроля и снижение доступности ПАВ. В том числе одним из направлений работы библиотек должна стать деятельность, способствующая развитию системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности наркотиков среди населения. Сейчас же, наоборот, пропаганда и реклама наркотиков преобладают в обществе над контрпропагандой. Реклама наркотиков производится обычно двумя путями. Прямая реклама - бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, бортах транспорта и т.д. Косвенная реклама - видео- и книжная беллетристика с описанием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцами; а также и некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обладающими достаточными для этого знаниями. Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности, это касается разнообразных скандальных материалов в газетах и журналах, а также в телепередачах. В качестве подтверждающего примера можно, например, привести образы «обаятельных и безобидных» наркоманов Кекса и Укропа из передачи «Даешь молодежь!» (канал СТС).
Под контрпропагандой подразумевается последовательная противоалкогольная и противонаркотическая работа, включающая в себя:
- распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем;
- формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках и алкоголе, и умение принимать правильные решения;
- включение игровых программ воспитания трезвости в обучение, начиная с младших классов. Вовлечение детей во внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться их способности, душевные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих.
Одним из направлений профилактической деятельности библиотек является пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта. Своей деятельностью библиотеки призваны способствовать тому, чтобы в общественном сознании прочно утвердилось убеждение о том, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, в свою очередь, не только является основой хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путем к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России. Решение проблем ЗОЖ в значительной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, в частности молодежью своего свободного времени. В поведении человека в свободное время сказываются социально-психологические явления традиций и конформизм в принятии норм поведения непосредственно окружающей общественной среды. Увеличение свободного времени, расширение досуга может сопровождаться (и сопровождается) растущим распространением пассивных форм деятельности, потреблением материальных благ информации и сокращением активной деятельности. Одной из задач библиотек в этой связи является замена (хотя бы частичная) бесполезных (а тем более вредных) для развития человека видов досуга, наполняя его полезным и приятным содержанием, подчеркивая, что ЗОЖ открывает широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
Основные задачи библиотек в рамках профилактической деятельности:
- организация массовых мероприятий, направленных на противодействие распространению пагубных привычек;
- создание в библиотеках клубных формирований, способствующих переключению внимания подростков и предоставляющих им возможность самореализации;
- обучение работников культурно-досуговой сферы новым приемам и технологиям работы по профилактике наркомании в молодежной среде.
Говоря о массовой работе, следует отметить необходимость более активного внедрения в практику работы библиотек традиционных формы психологической помощи - консультаций, тренингов, занятий по развитию уверенного поведения и общения, а также интегрированных уроков. Формы интегрированных уроков могут быть самыми разнообразными - от «шоу» до камерных бесед - в зависимости от его темы и цели. При проведении подобных уроков используются элементы музыкотерапии, сказкотерапии, арттерапии, психотерапевтические метафоры, тренинговые упражнения, ролевые игры. Специально подбираются афоризмы, притчи, стихи, описания различных интересных психологических экспериментов. Вся «соль» таких мероприятий именно в использовании психотерапевтических приемов, в том числе яркой подаче материала. Все это позволяет активно влиять на формирование позитивных ценностных установок подростков.
В профилактической работе рекомендуется делать акцент на «диалоговых» формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как еще нередко у нас практикуется. В ходе мероприятия осуществляется совместный поиск решений жизненных проблем, это предполагает владение библиотекарем методами групповой работы, что встречается далеко не всегда. Считается, что групповые дискуссии и совместное принятие решений признаны наиболее эффективными способами разрешения проблем.
Работники библиотек могут помочь подросткам и молодежи не допустить роковой ошибки через различные формы библиотечной работы, в том числе создавая детские, подростковые и молодежные клубы и любительские объединения. Главной их задачей должна стать организация содержательного досуга, интересная и продуктивная деятельность (будь то организация спектаклей, краеведческие изыскания или что-либо иное), а также сплочение подростков, ориентированных на здоровый образ жизни.
Можно предложить следующие формы работы:
Декады
Декады
- Поколение. ru. против наркотиков;
- Молодежь за здоровый образ жизни;
- SOS! Остановить беду.
Акции
Акции
- Акция «Нет наркотикам!» В программе акции предусмотреть проведение: конкурсов авторской песни, стихотворений, рисунков, сочинений «Я выбираю жизнь!»; круглых столов для родителей старшеклассников «Как распознать беду?»; консультаций и бесед психотерапевтов, врачей-наркологов; а также передвижную фотовыставку «Мы - за здоровый образ жизни».
- Акция «Кинематограф против наркотиков» В программе: круглый стол «Наркомания - социальная проблема общества. Пути ее решения в нашем районе, (городе)»; презентация выставки «Альтернатива: литература, искусство, спорт - лучшие стимуляторы жизни»; - профилактика наркомании в летний период, в т.ч. в лагерях отдыха с демонстрацией фильмов антинаркотической направленности.
- Акция «Обратная связь» В программе акции: передвижная фотовыставка «Нарко-нет»; круглый стол «Как распознать беду?»; встреча-диспут «Наркотик. Стоит ли ему доверять?»; анкетирование учащихся школ, колледжей, лицеев на тему «Ты за здоровый образ жизни?».
- Акция «Молодежь XXI века против наркотиков» В программе: информационно-ролевой тренинг «Противостояние. Наркотики против нас - мы против наркотиков»; тематические вечера «Жизнь прекрасна без наркотиков», «Здоровый образ жизни - здоровая нация», «Подросток и закон»; проведение диспутов на тему «Что такое стресс?», «Наркотики? За и против»; тематическая дискотека «Здоровый город (поселок, райцентр)».
Выставки
Выставки
«Жизни - да, наркотикам – нет!», «Не привыкай к плохому», «Молодая Россия на игле смерти», «Любопытство ценою в жизнь»; «SOS! Наркотики!», «Наркомании - нет!», «Мир без наркотиков», а также «Как прекрасен этот мир!», «Среди тысячи дорог выбери свою».
Бесспорно, не стоит отказываться от традиционных, проверенных временем, форм и методов работы, таких, как книжные выставки, беседы, обзоры книг. Однако, и они, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должны видоизменяться. С этой целью все чаще используются новые технологии (например, «звучащие» выставки). Традиционные выставки также рекомендуется дополнять и обогащать электронными ресурсами.
Электронные выставки-презентации особенно привлекательны для подростков, молодых читателей, которые родились в информационную эпоху. К тому же информация на электронной выставке воспринимается и визуально, и на слух, что повышает ее воздействие, облегчает восприятие. В тех библиотеках, где возможность организации подобных выставок отсутствует, рекомендуется шире использовать иллюстративный материал, различные листовки, оригинально оформленные буклеты и списки литературы. Целесообразно использовать такие формы книжных выставок, как выставка-диалог, выставка-размышление.
Кинолектории, видеочасы, видеоуроки
Кинолектории, видеочасы, видеоуроки
- «Осколки разбитой юности»,
- «По ком звонит колокол»,
- «Раб наркотика или хозяин судьбы?»,
- «Наш образ жизни - здоровье!»,
- «Упавшие звезды» (о трагической судьбе молодежных кумиров, погибших в результате употребления наркотиков).
Если библиотека имеет соответствующее техническое обеспечение, рекомендуется рассмотреть возможность организации видеолектория. Видеобеседы, фильмы, видеосюжеты демонстрируемые в рамках работы видеолектория призваны способствовать осознанию юными ценности человеческой жизни, ее уникальности, подчеркнуть богатство и многообразие окружающего мира, расширить круг интересов. Рассказы о спортивных состязаниях, путешествиях, увлеченных людях, силе и мужестве, любви и счастливых семьях должны предстать перед зрителями как противопоставление образу человека, постепенно перестающего быть таковым. Задача видеолектория – показать всю трагедию наркомании и алкоголизма: - деградацию, внутреннее опустошение, болезни, преступления, боль родных, потеря семьи и друзей и семьи, растраченные впустую годы, загубленную жизнь и раннюю смерть. Основной материал – документальные фильмы, построенные на исповедях молодых наркоманов, а также видеофильмы о распространении наркомании и СПИДа в молодежной среде. Вместе с тем в рамках видеолектория рекомендуется предлагать для просмотра фильмы, повествующие о ценности человеческой жизни, о милосердии, о доброте, о сопереживании и помощи оказавшимся в беде. Успеху мероприятий способствует то, что они не содержит скучных нотаций и запугивания, а только факты из жизни реальных людей сопровождающемуся мощным эффектом визуальных впечатлений.
Беседы, информационные часы, уроки нравственности, уроки здоровья
Беседы, информационные часы, уроки нравственности, уроки здоровья
«Как и почему люди становятся рабами наркотиков», «Наркотик. Стоит ли ему доверять?», «За здоровый образ жизни», «Наркотики: мираж и действительность», «Страшная плата за краткий миг радости», «Цифры и факты о наркомании», «Горькие плоды сладкой жизни», «Жизнь в жертву миражу», «Алкоголь, наркотики и наше здоровье», «Наркотики и закон», «Желания, тревоги и проблемы «трудного возраста», «Применение наркотиков в медицине», «Наркомания. Шаг к пропасти», «Не отнимай у себя «завтра», а также «Сила и красота», «В здоровом теле…».
Можно предложить использовать и такую, еще мало распространенную форму работы, как шок-урок. Для такого мероприятия, отличающегося большим эмоциональным воздействием. Широко используются элементы наглядного оформления, видеотехника, электронные способы подачи информации (презентации, Интернет). При организации мероприятий не следует забывать, что профилактические сведения должны содержать установку на выявление лиц, потребляющих наркотики, необходимость раннего обращения к врачу по поводу данного заболевания. Обязательно следует указать, что большое значение имеет ликвидация источников изготовления и сбыта наркотических веществ. В занятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Диспуты, дискуссии, вечера вопросов и ответов, круглые столы, ток-шоу, устные журналы.
Диспуты, дискуссии, вечера вопросов и ответов, круглые столы, ток-шоу, устные журналы.
Для них можно предложить следующие названия: «Наркотики: за и против», «Суррогаты счастья», «Наркология в вопросах и ответах», «Нарконашествие, или о чем говорит статистика», «Внимание, наркомания!», «Наркомания глазами молодежи», «Как остановить беду?», «О чем говорит закон», «Тебе нужны наркотики или наркотикам нужен ты?», «Подросток и наркотик. Почему?», «Осторожно - легальный наркотик», «Откровенный диалог», «SOS! Беда на острие иглы», «Знать, чтобы не умереть молодым», «Умеем ли мы властвовать над собой», «Мифы и правда о наркотиках», «Искусственный рай или дорога в ад», а также - «Здоровье, жизнь, будущее», «10 шагов к здоровью», «Завтра. Каким оно будет?».
Встречи со специалистами – традиционная, хорошо зарекомендовавшая себя и широко используемая форма работы. В период подготовительного этапа встречи не лишним будет проведение анкетирования или опроса с целью определения круга вопросов подлежащих обсуждению, поскольку подростки далеко не всегда готовы озвучить их при встрече.
В последнее время наблюдается явная тенденция перехода от лекционной формы работы к мероприятиям, вовлекающим слушателей в оценку и обсуждение информации. Практикуется проведение диспутов, вечеров вопросов и ответов с активным участием аудитории, с демонстрацией видеоматериалов, слайдов, плакатов, диаграмм и т.п. Организация подобных мероприятий требует больших затрат времени, правильно построенного сценария, тщательной проработки деталей. Однако результат того стоит, поскольку общение с молодежью требует активных, эмоционально насыщенных форм работы на которые она хорошо откликается.
Творческие конкурсы (конкурс рисунков, плакатов, граффити, и т.п.)
Творческие конкурсы (конкурс рисунков, плакатов, граффити, и т.п.)
«Мой выбор - жизнь без наркотиков», «Разноцветный мир», «Интересно? Модно? Смертельно!», «Молодежь – за здоровую Россию», «Рэп против наркотиков».
Профилактику асоциального поведения необходимо проводить, в том числе через привлечение подрастающего поколения к культурным ценностям, которые способствуют росту общекультурного, образовательного и интеллектуального уровня молодежи, и осуществляться в соответствии с формами деятельности учреждений культуры, среди которых наиболее массовым является привлечение молодёжи к участию в творческих проектах и других видах досуговой деятельности. В случае выявления среди читателей группы молодежи с известными творческими способностями рекомендуется организация конкурсов.
Интерес молодых людей может вызвать конкурс слоганов. Его лучше провести в заочной форме, разместив в библиотеке стилизованный почтовый ящик и конечно организовав рекламу, а подведение итогов и награждение победителей сделать одной из страниц любого более-менее масштабного профилактического мероприятия. Лучшие образцы слоганов можно оформить в виде плакатов, разместить на информационных листовках, закладках или использовать в работе иным образом. Не будет лишним привлечь к участию в конкурсе не только учащиеся, но и взрослых пользователей. Несколько примеров слоганов: «Употребляешь дурь – вся жизнь сплошная хмурь», «Дым вдыхаешь с малолетства – губишь легкие и сердце», «Легко из рюмки глотнуть – трудно в ней не утонуть», «Доза» - кайф, «доза» - скрутило…Что впереди? Что так близко? Могила!», «Смертником не стань. Помни, наркотик – дрянь».
Интеллектуальные состязания (конкурс, брейн-ринг, викторина, блиц-турнир)
Интеллектуальные состязания (конкурс, брейн-ринг, викторина, блиц-турнир)
«Здоровый образ жизни. Что это значит?», «Конкретные вопросы - откровенные ответы», «Знаете ли вы?», «Молодежь против наркотиков», «В здоровом теле - здоровый дух». Можно рекомендовать и такие формы работы, как интеллектуально-спортивные состязания. Комплекс таких мероприятий такого рода может составить «Марш здорового образа жизни». В рамках работы с семьями для младших школьников и их родителей может быть организована семейная интеллект-эстафета. Молодежный марафон «Нарко-стоп», кроме спортивных соревнований и интеллектуальных состязаний будет включать в себя творческие конкурсы.
Ролевые игры, психологические тренинги
Ролевые игры, психологические тренинги
Одной из интересных форм мероприятий, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса, призванных способствовать становлению духовно зрелой личности с позитивным мировоззрением могут стать ролевые игры. В качестве примера можно привести ролевую игру «Суд над наркоманией», в процессе которой старшеклассникам предоставляется возможность побывать в роли судьи, обвинителя, защитника, свидетелей, судебных заседателей. Ролевая игра «Разговор с сыном» позволит подростку «примерить» на себя роль родителя, хотя бы отдаленно ощутить ответственность и тревогу за судьбу ребенка, а в идеале - задуматься о своих поступках. Работая с молодежью, важно выбрать такую форму, чтобы она не являлась скучным наставлением, а стимулировала бы процесс размышления над сложными и неоднозначными вопросами, возникающие в этом возрасте, направляла его в нужное русло, способствовало принятию правильных решений.
Тренинги - эта форма работы, традиционно используемая психологами, в последнее время активно стала внедряться и в библиотечную практику. В процессе их осуществления (чаще всего на базе учебного заведения) все упражнения, игры носят дискуссионный подтекст, не навязывая подросткам однозначных выводов и решений, позволяя в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения. Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи тренинга: повышение уровня информированности о проблеме наркомании, изменение отношения к наркомании, умение сказать «нет» наркотикам, формирование мотивации к сохранению здоровья. Материалы в помощь проведению тренингов можно найти в данном пособии в подразделе «Упражнения для интерактивных занятий».
Прочее
Прочее
В качестве примера нетрадиционных форм организации мероприятий можно упомянуть, например, трибуну протеста. Можно предположить, что определенный резонанс среди молодежи (и не только) вызовет и такая форма взаимодействия как флеш-моб, предоставляющая самую широкую возможность для проявления фантазии.
Флеш-моб «Брось сигарету!»: в определенный час (желательно предусматривающий наличие потенциальных зрителей) в каком–либо оживленном месте (у супермаркета, на площади, на центральной аллее парка, у ДК, возле учебного заведения и т.п.) постепенно собираются люди. Они не общаются (можно сидеть на лавочке, прогуливаться, разговаривать по телефону и т.п.). В точно назначенное время или по заранее обусловленному сигналу (варианты могут быть самыми разными: например появление подростка на велосипеде в яркой хорошо заметной куртке (футболке и кепке); выпущенная в небо связка шаров или громкий звук трубы) все присутствующие достают из карманов сигареты, демонстративно рвут пачки и бросают их на асфальт. Затем, не общаясь, расходятся. В случае проведения такой акции не лишним будет предусмотреть последующую уборку территории силами организаторов и их помощников.
Помочь подростку на этапе формирования личности, полном сомнений и соблазнов, призваны справочно-информационные (справочно-консультационные) службы для молодежи, которые могут быть организованы на базе библиотек при поддержке заинтересованных учреждений и организаций. При библиотеках также могут быть созданы библиопсихологические центры, центры социально-психологической помощи детям и подросткам (например, Информационно-консультативный центр «Доверие» или Социально-консультационная служба «Здоровая Россия»). Не лишним будет подчеркнуть, что одним из ее сотрудников подобных служб должен быть психолог. В числе прочих направлений их деятельности следует отметить проведение мониторинга и выработка стратегии, определение наиболее оптимальных форм работы для конкретного населенного пункта, а также работу с трудными подростками.
Учитывая возрастные и психологические особенности молодёжи и «болезненность» проблемы в целом, целесообразно использовать анонимные методы общения с читателями. Для этого, например, можно использовать так называемые ящики доверия («Задай свой вопрос», «Наркостоп», «Спрашивай – ответим»). Ящики доверия помещают в холле библиотеки или на абонементе. Ответы на вопросы размещают на стенде «Информация». Вариантом может быть использование плаката «Что ты хотел узнать о наркомании?» с «кармашком», в который читатель может опустить записку с вопросом и получить на него ответ. Библиотекам следует активнее использовать методики тестирования, включая их в программу уроков здоровья и других мероприятий. Успеху профилактической работы будет способствовать и предоставление молодым людям информации о местах, где можно интересно и с пользой провести свой досуг, различных объединениях, в том числе осуществляющих общение с помощью Интернета.
Работа, направленная на профилактику и борьбу с пагубными привычками, должна быть непременной составной частью деятельности Центров правовой информации. Рекомендуется, например, проведение декад (недель, месячников) правых знаний (например, «Законы о детях и для детей», «Молодежь и закон»). В рамках данных мероприятий до пользователей доводится информация о противоправности незаконного использования наркотических и иных психотропных веществ и об ответственности за нарушение закона.
При организации профилактической работы, следует учитывать и определенные календарные даты, так или иначе отражающие данную тематику:
- 1 марта (Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом),
- 11 марта (День работников наркоконтроля),
- 7 апреля (Всемирный день здоровья),
- 23 апреля (День здоровья детей),
- третье воскресенье мая (Всемирный день памяти жертв СПИДа),
- 31 мая (Международный день без курения),
- 26 июня (Международный день борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом),
- вторая суббота августа (День физкультурника),
- 2 октября (День детского здоровья),
- третий четверг ноября (Международный день отказа от курения),
- 1 декабря (Международный день борьбы со СПИДом).
|