Библиотека как одна из площадок профилактики пагубных привычек и популяризации
здорового образа жизни

      Профилактика наркомании и других пагубных привычек в библиотеках является важнейшим составным элементом усилий по борьбе с их негативными последствиями для общества и с самими привычками, в формировании у читателей (преимущественно юных) знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от ПАВ. А отчасти - и в предоставлении им возможностей для такого шага. Библиотека представляет собой достаточно важную «площадку» для принятия мер по профилактике наркомании. Это связано с тем, что комплексный подход на долговременной основе, с учетом консолидации усилий библиотеки и всех заинтересованных сторон, эффективным образом обеспечивает борьбу со многими предрасполагающими к употреблению ПАВ факторами, формируя у молодежи знания, установки и навыки, необходимые для сознательного отказа от них.
      Например:
  • используя библиотеки, можно вести пропаганду среди учащихся до того, как они начнут употреблять наркотики и алкоголь во время критического подросткового периода;
  • библиотеки вырабатывают и проводят в жизнь политику по созданию обстановки, защищающей детей и подростков от влияния наркотиков и наркоманов и способствующей формированию здорового образа жизни;
  • библиотека в сотрудничестве со школой может обеспечить преподавание большого последовательного курса антинаркотического просвещения для формирования у учащихся знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от наркотиков;
  • библиотеки могут предлагать альтернативы наркомании для удовлетворения их потребностей в самовыражении, социальном развитии, развлечениях;
  • библиотеки могут заниматься антинаркотическим просвещением среди родителей, поддерживая их усилия по защите детей от влияния наркотиков и прочих ПАВ;
  • библиотеки являются каналом, с помощью которого информация, касающаяся стратегии и результатов профилактики употребления ПАВ доносится до местного сообщества; они играют также немалую роль в просветительской деятельности позволяющей уменьшить уровень злоупотребления наркотиками.
     Необходимым условием эффективности профилактических мероприятий в библиотеке является дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов. С учетом возрастных особенностей целесообразным будет выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего школьного возраста (15-16 лет), юношества (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет). Значимо и выделение групп в соответствии со степенью их вовлеченности в наркогенную ситуацию. Это дети, подростки и молодежь:
     -не вовлеченные в наркогенную ситуацию, но относящиеся к «группе риска» (воспитывающиеся в неблагополучных семьях, лишенные родительского попечения, безнадзорные и т.п.);
     -имеющие различные проблемы в развитии и поведении («трудные» и «проблемные»);
     -имеющие опыт употребления наркосодержащих веществ (начавшие употреблять наркотики);
     -больные наркоманией.
     Всем хорошо понятно – алкоголик, а тем более наркоман в библиотеку не придут. Для работы с ними нужны другие знания и методы, другие специалисты и учреждения. Работа по профилактике зависимостей от ПАВ в библиотеках должна быть направлена в основном на здоровых детей (подростков, юношество) и детей из группы риска. Важность этого заключается еще и в том, что в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток. На какие же факторы могут быть направлены усилия? В первую очередь это факторы социальной среды: формирование отрицательного отношения к ПАВ, формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни, большая терпимость к «инакомыслию» молодых, попытка найти то, что объединяет поколения, создание благоприятных условий для удовлетворения основных потребностей подросткового периода. Что касается последнего, то это потребность в общении со сверстниками (клубы, вечера), в самопознании и саморазвитии (встречи, конкурсы, дискуссии, тренинги).
     Особое место занимает работа с родителями, а также работа по организации совместной деятельности всех заинтересованных сторон направленной на усиление контроля и снижение доступности ПАВ. В том числе одним из направлений работы библиотек должна стать деятельность, способствующая развитию системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности наркотиков среди населения. Сейчас же, наоборот, пропаганда и реклама наркотиков преобладают в обществе над контрпропагандой. Реклама наркотиков производится обычно двумя путями. Прямая реклама - бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, бортах транспорта и т.д. Косвенная реклама - видео- и книжная беллетристика с описанием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцами; а также и некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обладающими достаточными для этого знаниями. Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности, это касается разнообразных скандальных материалов в газетах и журналах, а также в телепередачах. В качестве подтверждающего примера можно, например, привести образы «обаятельных и безобидных» наркоманов Кекса и Укропа из передачи «Даешь молодежь!» (канал СТС).
     Под контрпропагандой подразумевается последовательная противоалкогольная и противонаркотическая работа, включающая в себя:
  1. распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем;
  2. формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках и алкоголе, и умение принимать правильные решения;
  3. включение игровых программ воспитания трезвости в обучение, начиная с младших классов. Вовлечение детей во внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться их способности, душевные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих.
     Одним из направлений профилактической деятельности библиотек является пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта. Своей деятельностью библиотеки призваны способствовать тому, чтобы в общественном сознании прочно утвердилось убеждение о том, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, в свою очередь, не только является основой хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путем к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России. Решение проблем ЗОЖ в значительной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, в частности молодежью своего свободного времени. В поведении человека в свободное время сказываются социально-психологические явления традиций и конформизм в принятии норм поведения непосредственно окружающей общественной среды. Увеличение свободного времени, расширение досуга может сопровождаться (и сопровождается) растущим распространением пассивных форм деятельности, потреблением материальных благ информации и сокращением активной деятельности. Одной из задач библиотек в этой связи является замена (хотя бы частичная) бесполезных (а тем более вредных) для развития человека видов досуга, наполняя его полезным и приятным содержанием, подчеркивая, что ЗОЖ открывает широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
     Основные задачи библиотек в рамках профилактической деятельности:
  • организация массовых мероприятий, направленных на противодействие распространению пагубных привычек;
  • создание в библиотеках клубных формирований, способствующих переключению внимания подростков и предоставляющих им возможность самореализации;
  • обучение работников культурно-досуговой сферы новым приемам и технологиям работы по профилактике наркомании в молодежной среде.
     Говоря о массовой работе, следует отметить необходимость более активного внедрения в практику работы библиотек традиционных формы психологической помощи - консультаций, тренингов, занятий по развитию уверенного поведения и общения, а также интегрированных уроков. Формы интегрированных уроков могут быть самыми разнообразными - от «шоу» до камерных бесед - в зависимости от его темы и цели. При проведении подобных уроков используются элементы музыкотерапии, сказкотерапии, арттерапии, психотерапевтические метафоры, тренинговые упражнения, ролевые игры. Специально подбираются афоризмы, притчи, стихи, описания различных интересных психологических экспериментов. Вся «соль» таких мероприятий именно в использовании психотерапевтических приемов, в том числе яркой подаче материала. Все это позволяет активно влиять на формирование позитивных ценностных установок подростков.
     В профилактической работе рекомендуется делать акцент на «диалоговых» формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как еще нередко у нас практикуется. В ходе мероприятия осуществляется совместный поиск решений жизненных проблем, это предполагает владение библиотекарем методами групповой работы, что встречается далеко не всегда. Считается, что групповые дискуссии и совместное принятие решений признаны наиболее эффективными способами разрешения проблем.
     Работники библиотек могут помочь подросткам и молодежи не допустить роковой ошибки через различные формы библиотечной работы, в том числе создавая детские, подростковые и молодежные клубы и любительские объединения. Главной их задачей должна стать организация содержательного досуга, интересная и продуктивная деятельность (будь то организация спектаклей, краеведческие изыскания или что-либо иное), а также сплочение подростков, ориентированных на здоровый образ жизни.
     Можно предложить следующие формы работы:
  1. Декады
  2. Акции
  3. Выставки
  4. Кинолектории, видеочасы, видеоуроки
  5. Беседы, информационные часы, уроки нравственности, уроки здоровья
  6. Диспуты, дискуссии, вечера вопросов и ответов, круглые столы, ток-шоу, устные журналы.
  7. Творческие конкурсы (конкурс рисунков, плакатов, граффити, и т.п.)
  8. Интеллектуальные состязания (конкурс, брейн-ринг, викторина, блиц-турнир)
  9. Ролевые игры, психологические тренинги
  10. Прочее
     При организации профилактической работы, следует учитывать и определенные календарные даты, так или иначе отражающие данную тематику:
  • 1 марта (Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом),
  • 11 марта (День работников наркоконтроля),
  • 7 апреля (Всемирный день здоровья),
  • 23 апреля (День здоровья детей),
  • третье воскресенье мая (Всемирный день памяти жертв СПИДа),
  • 31 мая (Международный день без курения),
  • 26 июня (Международный день борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом),
  • вторая суббота августа (День физкультурника),
  • 2 октября (День детского здоровья),
  • третий четверг ноября (Международный день отказа от курения),
  • 1 декабря (Международный день борьбы со СПИДом).