Блаженный Филиппушка Черниговские пещеры обязаны своим появлением блаженному юродивому Филиппушке (середина XIX века), а великолепием – современным реставраторам и мастерам по росписи. В 1847 г. при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филиппушка (в миру Филипп Хорев, в монашестве Филарет, в схиме снова Филипп), основав Пещерное отделение наподобие пещер Киево-Печерской Лавры. К тому времени на новом месте уже 2 года в сторожках подвизались отшельники. Филиппушка странствовал по Руси в середине XIX века. Родом из владимирских крестьян, он некогда был женат и имел детей, но оставил родных ради подвижничества. Образ жизни он вёл самый суровый, голодал, всегда ходил в тряпье и босой, носил вериги и пудовый железный посох с медным голубем, но главное – почитался за кротость и прозорливость. Медный голубь был для Филиппушки символом добра и кротости, да и сам он был добр и терпелив. Поэтому и прозвали его «Божьим человеком, Филиппушкой блаженненьким с голубком». До поселения в скиту он юродствовал много лет. За это время обошёл всю западную часть России, посещая монастыри и храмы, а в Киеве настолько проникся духом пещер Киево-Печерской Лавры, что решил основать свою подземную обитель. Жаждавший уединения, в 1847 г. Филиппушка получил от владыки Филарета благословение пожить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, но многолюдство братии и любопытство к нему богомольцев вскоре побудили его искать более уединённого места. Тогда наместник Антоний указал Филиппушке перейти в зарождавшийся Гефсиманский скит. Однако он подыскал себе ещё более безмолвное место неподалеку, где и поселился в лесной сторожке. Там он испросил благословение «ископать погребок» с товарищем и двумя взятыми из скита послушниками. Около Филиппушки стали собираться монашествующие, искавшие безмолвия и уединения. Спустя три недели, посетив Филиппушку вновь, отец наместник увидел не погреб, а пещеру, в которой Филиппушка со своими сотрудниками-аскетами совершал молитвы и правило. В ответ на ходатайственное письмо наместника Лавры митрополит Филарет благословил пещерников следующим наставлением: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной». Так Филиппушка возложил на себя новый подвиг – пещерничество. Братия расширяла пещеру, делая от неё коридоры и отдельные пещерки-кельи; средняя же была молельней. Работа была тяжела, потому что землю приходилось вытаскивать на себе в мешках. Из-за слабости грунта стены беспрестанно обваливались, пещерники вынуждены были подпирать стены досками, что, однако, не избавило их от несчастного случая, засыпавшего двух послушников – Андрея и Митрофана. Накануне гибели они видели 2 ангелов, проносивших венцы над их головами, приняв сей знак за благословение. После этого лаврские каменщики укрепили часовни и коридоры камнем и кирпичём, отчего, впрочем, пещеры стали ещё холоднее. Даже затворником Филиппушка не оставлял юродства. Он часто появлялся перед воротами Лавры, где его тотчас окружали толпы народа. Там юродивый беседовал с людьми, наставляя и изобличая иносказательно. Каждый имевший какую-либо скорбь в душе старался хоть что-нибудь услышать от него себе в утешение и в назидание, с полной уверенностью, что «его устами слова с неба идут». Однако долгое подвижничество, длинные странствия, продолжительный пост, ношение вериг и тяжёлый труд расшатывали здоровье Филиппушки, так что с первого же года пещерничества у него стали обнаруживаться различные недуги. Однажды, когда Филиппушка сильно занемог, наместник о. Антоний, всегда относившийся к нему с любовью, удостоил его полного монашеского пострижения с именем Филарет. Радость от этого важного события в жизни старца столь благотворно сказалась на его здоровье, что вскоре он выздоровел и даже продолжил свой труд над улучшением пещер. Через 3 года после основания пещер к Филиппушке пришли его сыновья. Подвижническая жизнь отца оказала на них столь сильное влияние, что они решились остаться при нём и сделаться пещерниками. Каждый жил в отдельной подземной келье – тёмной комнате с земляным полом, стенами и потолком – и был при нём послушником. Каждая келья имела не более сажени в длину и ширину. Со временем старшая братия невзлюбила монаха Филарета, оклеветав и прогнав его. Это побудило старца выйти из пещер и переселиться в Лавру: «С землёй поссорился – не ужился, с унылой разбранился», – иносказательно отвечал любопытствующим незлобивый о. Филарет. Он грустил по оставленным им пещерам и нередко отправлялся в соседний лес. Несмотря на жительство в обустроенной келье, здоровье старца снова расстроилось. 20 марта 1863 г. он принял святую схиму с именем Филипп. После принятия великого ангельского образа схимонах Филипп выздоровел настолько, что снова продолжил подвижничество. Только после пострига в монашество, в болезни, о. Филарет вынужден был оставить свой посох и носить обувь. Но выражался он неизменно образно и загадочно, и к нему во множестве стекались посетители для назидания и духовной пользы. В возрасте 66 лет он сильно занемог и 18 мая 1869 г. мирно почил. Труды его по ископанию пещер не остались тщетными. После ухода Филиппушки из пещер изменилась жизнь пещерной братии. Были выстроены деревянные кельи уже на поверхности, и братия перебралась туда, а в пещеры спускались только на молитву. Но пещеры не остались пустовать. В 1863 г. там поселился иеромонах Агапит, будущий иеросхимонах Александр, пришедший из Оптиной пустыни. Он принёс в пещерное братство делание откровения помыслов, затворившись в пещерной келье на три года. Пещеры разрослись, превратились в особый монастырь, а в средней пещере была устроена церковь и 27 сентября 1851 г. освящена митрополитом Филаретом во имя святого Архистратига Божия Михаила. http://www.stsl.ru/articles/all/filippushka-golubok |