Митрополит Московский Платон (Левшин)

     Митрополит Московский Платон (в миру - Петр Георгиевич Левшин) [29.6.1737, с. Чарушники (Чарушково) Московской губернии - 11.11.1812, Спасо-Вифанский монастырь Дмитровского уезда Московской губернии], выдающийся церковный деятель, проповедник, педагог, писатель.
     Из духовного звания, сын сельского причетника. Учился в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-латинской академии в Москве (свободно владел латинским, греческим и французским языками), с 1757 г. преподавал пиитику и греческий язык там же.
     В 1758 г. пострижен в монахи с именем Платон в Троице-Сергиевой лавре. С 1761 г. - преподаватель богословия и ректор Московской духовной семинарии, затем - наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1763 г., во время посещения лавры императрицей Екатериной II, о. Платон обратил на себя внимание императрицы блестящей проповедью и был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) и придворным проповедником.
     О. Платон последовательно и твердо отстаивал православные убеждения в деистическом окружении императрицы Екатерины II, в своих проповедях (написал около 500) касался важнейших явлений российской жизни, обличал подражание русских дворян всему иностранному, русофобию, являвшуюся оборотной стороной дворянской галломании, обычай отдавать детей на воспитание иностранцам, зачастую сомнительного поведения, «вольнодумство», развившееся под влиянием философии французских просветителей, а также атеизм.
     После начала Французской революции конца 18 в. о. Платону было поручено рассмотреть иностранные философские и политические издания, переведенные в России. «Поистине, - писал о. Платон по этому поводу, - новопроникшие философские начала, угрожающие не только религии, но и политической основательности, требуют всеприлежной предосторожности». По своим взглядам о. Платон был предтечей православных консерваторов 1-й четверти 19 в. За талант проповедника он удостоился у современников прозвища «второй Златоуст» и «московский апостол».
     В 1766 г. о. Платон определен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, в 1768 г. назначен членом Синода, но, пассивно противясь церковной политике императрицы Екатерины II, крайне неохотно участвовал в его заседаниях (как писал сам о. Платон, «дух мой слишком далек от того, чтобы желать пристать к... всем известному правительственному собранию»). С 1770 г. - епископ Тверской, с 1775 г. - архиепископ Московский и ректор Славяно-латинской академии (преобразовал ее в Славяно-греко-латинскую академию), в 1787 г. возведен в сан митрополита Московского, основал Спасо-Вифанский монастырь близ Троице-Сергиевой лавры и семинарию при нем. В 1801 г. - первоприсутствующий митрополит на коронации императора Александра I. В дальнейшем фактически отошел от дел, почти безвыездно жил в Троице-Сергиевой лавре или в Вифанском монастыре.
     Одна из главных заслуг митрополита Платона - преобразование московской Славяно-греко-латинской академии, осуществленное им при поддержке императрицы Екатерины II. «Эпоха Платона» означала для духовных школ Московской епархии и академии одухотворение всей системы образования и воспитания. «Это был свой Петр Могила для Московской Академии. Без воли Платона ничто не было в ней предпринимаемо. С теплым, сердечным участием он вошел в ее жизнь, с неусыпным вниманием следил за учением, поощрял и наставников, и учеников, определил их занятия до мельчайших подробностей... Некоторые из учеников академии по его распоряжению посещали лекции в университете». Митрополит Платон выдвинул на первый план изучение греческого языка в духовных учебных заведениях, что положило начало вытеснению латинского языка, обычно связанного с католическим влиянием.
     Митрополит Платон неуклонно боролся со взяточничеством в духовной среде, установил строгий контроль за духовенством через благочинных и т. д. В 1775 г. он издал Инструкцию благочинным приходских церквей, которую Святейший Синод объявил обязательной для всех епархий. Труд митрополита Платона «Православное учение, или сокращенная христианское богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мельхиседеке» (СПб., 1765), написанный в качестве учебника для великого князя Павла Петровича, получил широкую известность и был переведен на ряд иностранных языков.
     Сочинения митрополита Платона до появления катехизисов митрополита Филарета (Дроздова) были единственными пособиями по православному богословию на русском языке. Церковные историки особо подчеркивают, что митрополит Платон порвал со схоластической традицией в преподавании: «Его "Христианская богословия", хотя по цели, с которою написана, походит более на катехизические беседы, нежели на систему богословскую, тем не менее была отрадным явлением для школы, поколику способствовала окончательному падению схоластики... Новостию было и то, что богословие Платона написано было на русском языке». Составленная митрополитом Платоном «Краткая российская церковная история стала первым научно-критическим исследованием по истории Русской Церкви.

http://platon.bogoslov.ru/platon.html