Святой преподобный Андрей Радонежский (Рублев)

     Рублев Андрей - (ок. 1360 — 1428–1430), преподобный, наиболее известный из художников-иконописцев русского Средневековья, чье имя стало олицетворением древнерусского искусства.
     О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Неизвестно, где и когда он родился. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти прп. Сергия Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи. Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.; сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца.
     Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец), и по возрасту. Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 г. он расписал (вместе с Даниилом Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому времени, – три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, – хранятся ныне в Третьяковской галерее), а в 1425–1427 гг. – храм Святой Троицы в Троицком монастыре. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников монастырь, где ок. 1428 г. исполнил свою последнюю работу – росписи церкви Спаса (от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента).
     Большинство из этих документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло. Исключения составляют две иконы из деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора (в том числе композиция с шествием праведников в рай); знаменитая Троица из Троицкого храма одноименного монастыря, изначально стоявшая над гробницей св. Сергия Радонежского, - она явилась лучшим памятником великому святому, с традициями которого искусство Рублева органически связано.
     Рублеву приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а стилистического анализа) миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408–1409, ныне во владимирском Музее-заповеднике); т.н. Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы (с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом; ок. 1410–1420, Третьяковская галерея); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Большое число икон принято относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство.
     В искусстве Рублева органически соединились две традиции – возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи 14 в.
     Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430 г. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.
     На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания.
     Канонизирован святой  был Русской православной церковью в 1988 г.; церковь отмечает его память 4 (17) июля.

http://www.aphorisme.ru/about-authors/rublev/?q=5280