Архиепископ Аверкий Таушев

     Архиепископ Аверкий (Таушев)- архиерей Русской православной церкви за границей, ученый-богослов, выдающийся духовный проповедник, переводчик, толкователь Нового Завета. Родился Архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) 19 октября/1 ноября 1906, в Казани. Отец — Павел Сергеевич Таушев, дворянин Симбирской губернии, чиновник военно-судебного ведомства. Мать — Мария Владимировна.  
     С 1920 год семья Таушевых находилась в эмиграции, детские годы будущего архиерея прошли в городе Варне в Болгарии. Окончил русскую гимназию (1926; с золотой медалью), богословский факультет Софийского университета (1930). Был учеником архиепископа Серафима (Соболева). Значительное влияние на юного Александра оказал архиепископ Феофан (Быстров), живший в эмиграции в Болгарии. Как вспоминал владыка Аверкий, эта встреча «окончательно решила мою дальнейшую участь: я твёрдо, без малейших сомнений или колебаний решился стать на путь монашеской жизни».
     В 1931 году переехал в Прикарпатскую Русь (ныне Закарпатская область Украины). С 1932 года был помощником секретаря епархиального управления в городе Хусте. 19 мая 1931 года был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре в селе Иза. С 20 мая 1931 — иеродиакон, с 1932 года — иеромонах. Летом 1932 окормлял приходы Нанкова и Боронявы. С сентября 1932 был помощником настоятеля, затем настоятелем храма в Ужгороде. С 7 августа 1935 — издатель-редактор епархиального журнала «Православный Карпаторусский вестник».
     С 1936 — преподаватель Закона Божия в державной реальной гимназии, в русских и чешских державных гражданских и народных школах Ужгорода. С 1937 года — игумен. В 1938 году — настоятель прихода в Мукачеве, администратор части Мукачевско-Пряшевской епархии в Венгрии и заведующий Архиерейской резиденцией и епархиальным имуществом в Мукачеве. С 1939 года — первый референт епархиального Управления После того, как Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, переехал в 1940 в Югославию, где преподавал пастырское богословие и гомилетику на миссионерско-пастырских курсах, читал лекции о духовной жизни в Русском Доме, организовывал религиозно-просветительные собрания.
     Служил священником в Свято-Троицкой церкви. Был духовником главы Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополита Анастасия (Грибановского). С 1944 года — архимандрит. В том же году эвакуировался в Австрию, с 1945 вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ находился в Мюнхене, был законоучителем в старших классах гимназии «Милосердный самарянин» и в «Гимназии бесподданных» в лагере для перемещённых лиц, преподавал на курсах сестёр милосердия. Читал лекции по изучению святоотеческих творений в Синодальном доме.
     С 1950 года — председатель миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 году архиепископ Виталий (Максименко) пригласил архимандрита Аверкия переехать в США. В том же году стал преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, читал лекции по Новому Завету, литургике, гомилетике. В 1952—1976 — бессменный ректор семинарии, в период его руководства это учебное заведение получило аккредитацию университета штата Нью-Йорк. С 1952 года, одновременно, главный редактор журнала «Православная Русь», публиковал в каждом его номере свои статьи и проповеди. С 25 мая 1953 года — епископ Сиракузский.
     В 1960—1976 также был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. С 17 августа 1961 — архиепископ Сиракузский и Троицкий. С 1964 — постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Был председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Духовный руководитель движения «Свято-Владимирской молодёжи», созданного с целью «помочь нашей русской молодёжи выработать себе правильное православное и национально-русское миросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни». Был талантливым проповедником.
     Учёный-богослов, автор получивших значительную известность толкований на книги Нового Завета. Многие труды Аверкия после 1990 года были переизданы в России и получили популярность среди консервативной части прихожан Русской православной церкви, которым созвучны его размышления об апостасии и верности своему церковному и национальному самосознанию. Кроме того, некоторые работы архиепископа Аверкия используются в качестве учебной богословской литературы не только в Свято-Троицкой семинарии, но и в постсоветской России.
     Скончался 13 апреля 1976, в США в штате Джорданвилль, погребён в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
Сочинения
  • Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.
  • Руководство по гомилетике
  • Провозвестник кары Божией русскому народу (Епископ Феофан Затворник)
  • Св. Марк Эфесский.
  • Истинное Православие и современный мир.
  • Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский.
  • Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова.
  • Завет великого князя Владимира русскому народу.
  • Семь Вселенских соборов.
  • Праведный Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной.
  • Всему свое время
  • Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
Апокалипсис, или откровения святого Иоанна Богослова
     В книгах законоположительных, исторических и учительных христианин почерпает знания об основании и историческом росте жизни Церкви Христовой и руководство для своей личной жизнедеятельности; в Апокалипсисе же верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира.
     Апокалипсис - книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения.
Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
     Книга архиепископа Аверкия «Апостол» и по сей день остается лучшим пособием по Новому Завету для студентов духовных учебных заведений.
     Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований и неплохим научным уровнем, сделала этот учебник незаменимыми не только для учащегося, но и для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельского текста.
Четвероевангелие
     Данная книга архимандрита Аверкия в хронологической последовательности рассматривает события земной жизни Иисуса Христа, приводя цитаты из четырех книг святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Нужно ли прочесть эту книгу? Нужно. Более того, с нее надо начинать знакомство с Новым Заветом. Множество "вер" и сект, выстраивающих свои размышлизмы о Христовой Церкви на основе Библии показывают нам со всей отчетливостью, что можно заблуждаться и неверно трактовать слова и учение Христово.
     Были ли дети у Девы Марии - если у Христа были "братья"? Наделил ли Христос Петра "особыми полномочиями"? Как понимать различные притчи? Как сочетается человек и Бог в Христе? Что такое Церковь, как, когда и для чего она была создана Богом?
     Когда был упразднен Ветхий Завет и почему "народ Божий" - это уже не только иудеи по крови, но всякий верующий? В чем смысл пришествия Богочеловека в мир? ... Все это становится понятно, когда Евангельскую историю поясняет служитель, получивший это право через непрерывное священство от самого Христа.