Архимандрит Иоанн (Экономцев)
Игорь Николаевич Экономцев (р. 1939) родился в Москве, окончил филологический факультет Московского государственного университета. Преподавал в школе, был сотрудником министерства культуры, министерства иностранных дел, работал в посольстве СССР в Греции.
В 1978 г. Игорь Николаевич был назначен старшим научным сотрудником сектора византоведения Института всеобщей истории АН СССР, а с 1982 г. стал преподавателем Московской духовной академии. Совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии.
В 1986 г. Игорь Экономцев был рукоположен в дьякона, затем – в священника, а в 1989 г. принял монашество с именем Иоанн.
С 1990 г. по 2009 г. отец Иоанн – председатель Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации и одновременно настоятель патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре в Москве.
В 2002 г. он принял сан архимандрита. В 1992 г. о. Иоанн участвовал в основании Российского Православного университета св. Иоанна Богослова, ректором которого являлся до мая 2010 года.
Арх. Иоанн – действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей России. Сфера его научных интересов – история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений – исихазма) на русскую церковную мысль.
О. Иоанн также является автором ряда художественных произведений (публикует их как Игорь Николаевич Экономцев), в том числе, романа «Записки провинциального священника» (главный герой – преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др.
Записки провинциального священника, роман
Времена патриарха Пимена. Профессор МДА иеромонах Иоанн за крамольную статью отправлен священноначалием в захолустный городок Сарск. Церковь Преображения Господня, куда он назначен приходским священником, полуразрушена, многие иконы похищены, приход развалился, а власти во главе с неким Валентином Кузьмичём, сотрудником КГБ, всеми правдами и неправдами пытаются прибрать храм к рукам. Но отец Иоанн постепенно убеждается, что Господь не зря послал его в этот далёкий город. На заброшенном чердаке он находит записки старца Варнавы, бывшего настоятеля храма, где тот описывает историю этого древнего строения, бывшего раньше собором Сарской Преображенской обители, а затем – приходским храмом города Сарска. Отец Иоанн решает продолжить дело своих предшественников и попытаться возродить церковную жизнь в г. Сарске. И, несмотря на все преграды, это ему начинает удаваться…
Обетованный остров, повесть-притча
Действие повести происходит задолго до рождения Спасителя, в Древней Греции, где легенды и мифы переплетаются с действительностью, и боги Олимпа действуют в мире наравне с людьми.
Над главным героем повести, царём Питфеем, висит проклятие рода Пелопонидов, ведущих своё начало от самого Зевса. Все представители этого рода неизменно попадали в порочный роковой круг, где одно преступление вело к другому, и выход был только один – смерть; но и за гранью смерти их ждали страдания и муки. Дочери Питфея Этре прорицатель предсказал многие скорби и беды от несчастной любви и горькую смерть на чужбине. Царь хочет любым путём уберечь дочь от тяжкой доли, но, пытаясь уйти от судьбы, не попадёт ли он в ту же самую ловушку, что и его предки?
Питфея мучает вопрос: правит ли миром рок, холодный, бесчувственный, безжалостный, или выше него есть иная Сила, которую можно умолить, умилостивить и таким образом изменить ход событий. Если верно первое утверждение, то человек – всего лишь живой механизм, слепая игрушка судьбы, на свою беду наделённая разумом, и жизнь его не имеет никакого смысла. Всё заранее предопределено, и нет смысла пытаться что-то изменить. Но если это так, то почему, совершив преступление, человека мучает совесть? И если он сам вовлекает себя в порочный круг, то есть ли возможность вырваться из него?
Постепенно царь понимает, что выход только один – совершить какой-нибудь невероятный, неожиданный поступок, который не вмещался бы в неумолимую логику роковых событий, взорвал бы её, например, ответить любовью на зло. Это верно и в масштабе единичной человеческой жизни, и в масштабе всей вселенной. Только в последнем случае на жертву любви должен пойти сам Творец вселенной…
Реальность ли показывает автор? Нет, но сверхреальность, которая гораздо ближе к истине. Писатель изображает начало новой эпохи в жизни человечества, когда земные цели перестают удовлетворять человека, и он становится на земле странником, который ищет свой обетованный остров, где находится чаша с жертвенной кровью нерождённого ещё Спасителя мира. |