Игумен Варлаам (Борин)
Игумен Варлаам (Борин) - настоятель Воскресенского мужского монастыря Ермолинская пустынь Иваново-Вознесенской епархии РПЦ.
Святой источник, рассказы из жизни прп. Леонтия Михайловского.
В небольшом селе, расположенном на высоком берегу извилистой речки, стоит белоснежный храм с колокольней-свечой, устремленной в небо. В этом храме много лет назад служил старенький священник, который говорил, что когда он умрет, то из него «много воды потечет». И в самом деле, когда он отошел ко Господу, завершив свой земной путь, то похоронили его на высоком берегу среди берез, а внизу, под горою забил источник воды. Этот источник жив и сейчас. Многие люди приходят к нему, чтобы окунуться или взять с собой его необыкновенно вкусной, целебной воды. Так жив и тот батюшка, который тоже как святой источник привлекает к себе много людей верующих в Бога. Он живет в Царствии Небесном, но жив он и на земле: о нем помнят, ему молятся, его почитают.
Об этом батюшке, отце Леонтии, который каким-то образом узнал, что после его смерти забьет источник, о том, как он жил и Кто давал ему такие знания, рассказывает эта небольшая книга.
Кухарка короля: Сказки для детей и взрослых.
В издание вошли сказки «Кампан», «Губка», «Сухарь», «Сверчок».
По месту церковной службы отец Варлаам - настоятель Воскресенского мужского монастыря Ивановской области. По словесному служению - сказочник. Его сборник «Кухарка короля» так и называется - «Сказки для детей и взрослых».
Необычны действующие лица этих сказок: губка для мытья посуды, зачерствевший сухарь, комнатный цветок, точка геометрическая и точка в конце предложения. Тем самым все пространство человеческого быта становится одушевленным, очеловеченным, наделенным собственной жизнью.
По сути, все эти сказки своего рода притчи, и хотя в них практически не упоминается слово «бог», все они посвящены богоискательству, путям постижения чего-то большего, чем обыденная жизнь, достижению его и растворению в нем.
Маленький сверчок в отличие от своих собратьев не мог научиться играть на скрипке, потому что ее звучание расходилось с той внутренней музыкой, которая временами нисходила в его душу словно с небес. Отчаявшись выразить ее, сверчок занялся денежной работой, устройством семьи, и музыка отступила, смолкла, словно умерла. И только в конце жизни, когда все домашние и все заботы покинули его и он остался в одиночестве, та неземная музыка вдруг вернулась.
«Она сошла к нему с неведомых высот, озарила и охватила всю его душу. Она зазвучала с несокрушимой силой, и сверчок полностью растворился в ней, уже не осознавая себя, не ощущая себя простым смертным сверчком. Его сознание как бы вышло за рамки самого себя и вмещало весь мир... И весь мир был одна музыка. Сверчок растворился с миром, полностью потеряв себя, свою жизнь и даже саму свою душу. Его душа поглотилась музыкой, и для нее наступило уже само бессмертие».
Скромная маленькая точка тоже мечтает достичь состояния особого покоя, чтобы постичь свою связь с Основной Точкой - «Первопричиной всех плоскостей, линий и точек, Первоосновой всего нашего пространства».
Другая точка, героиня следующей сказки, вместе с остальными знаками препинания участвует в создании текста и жадно слушает откровения восклицательного знака об изначальном, первичном Едином Слове, сотворившем все сущее. Точка всеми силами старалась установить связь с этим Словом, познать его.
Практически всех героев сказок отца Варлаама отличают жертвенность, самоотверженность, самоотдача. Вот что сказано о губке: «Когда бы к ней ни обращались за помощью: смыть какую-то грязь или что-то отереть, никогда не получали отказа. Губка даже не успевала подумать, что, оказав кому-то услугу, сама станет грязной. Она всегда быстро принималась за работу».
И потому для определения чувств обычной губки автор подобрал высокое религиозное слово: «Чем больше губка стремилась к чистоте, тем благодатнее было у нее на душе».
Скромный полевой цветок испытал настоящее счастье, когда к нему прилетела пчелка и стала собирать с него нектар для улья - он ощутил впервые, что кому-то нужен, необходим. «У него появилась решимость жить так же самоотверженно, как пчелка. Он понял, что радость жизни не в том, чтобы ты кем-то восхищался, а в том, чтобы жить ради других».
Старый черствый сухарь лелеял свою черствость, чтобы на него никто не позарился. И лишь оказавшись выброшенным на улицу и попав под дождь, сухарь понял, какое это счастье - размягчиться, чтобы стать хоть кому-то пригодным в пищу: «Сухарь блаженно лежал под потоками приятной живительной влаги, впитывал ее и становился все мягче и мягче. Влага текла через него - будто лил он слезы за свою черствую, никчемную жизнь. И от этого бывшему сухарю становилось все легче и легче».
Все сказки отца Варлаама живописуют по-особому, по-христиански устроенный мир, приглашая читателей всмотреться в него и душою поселиться в нем. |