Андрей Кураев - профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Автор более 50 книг.
Родился в Москве на Сретение — 15 февраля 1963 года. В детском возрасте Андрей несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической: его отец, Вячеслав Кураев, был секретарём Петра Федосеева, главного философа-идеолога КПСС.
В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.
29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР, но не закончил её.
В 1985 году стал секретарём в Московской Духовной Академии (МДА). Затем, осуществив давнее желание, поступил в Московскую Духовную семинарию. Но учиться там пришлось мало (до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат.
В 1988 году окончил Московскую Духовную семинарию. Тогда же выходят первые богословские публикации. Первая статья опубликована в самиздатском журнале «Выбор» (который издавали Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко) под псевдонимом Андрей Пригорин. В августе 1988 года выходит первая статья под своим именем в «Московских новостях» и первая публикация в церковной прессе, а также в «Вопросах философии».
В том же 1988 году был приглашён на диспут в Коломенский педагогический институт. По результатам диспута, Московский обком КПСС вынес специальное постановление "О неудовлетворительной постановке атеистического воспитания в Коломенском пединституте" и пролоббировал отправку Андрея на учёбу в Румынскую Православную Церковь.
В 1988-1990 годах учился в Бухарестском Богословском институте, который он не окончил и не получил никакого диплома. 8 июля 1990 года, в день святых Петра и Февронии, в Патриаршем соборе Бухареста был рукоположен в сан диакона.
По возвращении из Румынии, с 1990 по 1993 годы, работал референтом Патриарха Алексия II.
Осенью 1991 года начал преподавание на факультете журналистики МГУ.
В 1992 году окончил МДА. В 1993—1996 годах — декан философско-богословского факультета Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.
В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской Духовной Академии. До этого он также предпринимал безуспешную попытку защитить кандидатскую диссертацию в Московской Духовной Академии, но представленная работа была отклонена. В 1996 году Патриархом Алексием II по представлению учёного совета РПУ был назначен профессором богословия.
С 1997 года — профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. С осеннего семестра 2004 года основное место работы — Московская Духовная Академия и Семинария (МДАиС).
Также заведует кафедрой основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ, до 2004 года — ПСТБИ) и является ассистентом-совместителем кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ .
Решением Синода от 12 марта 2002 года включён в состав редколлегии сборника «Богословские труды».
Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии.
Решением Синода от 31 марта 2009 года включён в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Вплоть до конца 2007 года служил в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, затем — храме Архангела Михаила в Тропарёве.
5 апреля 2009 года во время литургии в Исаакиевском соборе был возведён Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением двойного ораря и камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью.
С 27 июля 2009 года член Синодальной богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Награды:
15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награждён орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени.
В 2006 году награжден Орденом Российского Клуба Православных Меценатов «За благодеяние» в номинации: «За православное просвещение» за широкую миссионерскую деятельность, за усилия в деле утверждения ценностей человеческого единения, солидарности и терпимости".
В 2006 году награжден Польской католической церковью медалью святого Альберта Хмелевского «за многолетнюю миссионерско-евангелизаторскую деятельность на территории стран-членов СНГ».
30 января 2007 года Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром «За заслуги перед Украинской Православной Церковью и во внимание к многолетним миссионерско-просветительским трудам, направленным на проповедь Православия и противостояния расколам и сектам» награжден орденом Нестора летописца III степени.
12 августа 2008 года Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром награждён орденом Украинской Православной Церкви «1020 лет Крещения Киевской Руси» В 2005 году информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» был признан «человеком года» .
В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года».
27 марта 2009 года награждён орденом «Миротворец» (общественная награда).
Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность.
Сочинения
Кураев А. В. Взрослым о детской вере.
Кураев А. В. Всё ли равно как верить? : Сб. ст. по сравнит. богословию
Кураев А. В. Вызов экуменизма
Кураев А. В. «Гарри Поттер» в церкви: между анафемой и улыбкой.
Кураев А. В. «Гарри Поттер»: попытка не испугаться.
Кураев А. В. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир
Кураев А. В. Диспут с кришнаитами. В соавт. со свящ. Олегом Стеняевым и Р. Гупта.
Кураев А. В. Если Бог есть любовь…
Кураев А. В. Женщина в церкви : беседы с богословом
Кураев А. В. Искушение, которое приходит «справа»
Кураев А. В. Как делают антисемитом.
Кураев А. В. Как относиться к исламу после Беслана?
Кино: перезагрузка богословием
Кураев А. В. Когда Небо становится ближе. О чудесах и суевериях, о грехах и праздниках.
Кто послал Блаватскую?
Кураев А. В. «Мастер и Маргарита» : за Христа или против?
Кураев А. В. Миссионерский кризис православия
Кураев А. В. Может ли православный быть эволюционистом?
Кураев А. В. Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия?
Кураев А. В. Не-американский миссионер
Кураев А. В. О вере и знании
Кураев А. В. О нашем поражении
Кураев А. В. Оккультизм в православии
Кураев А. В. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма : Очень личные размышления
Кураев А. В. Ответы молодым
Кураев А. В. Откуда у церкви деньги : В помощь приход. священникам и налоговым инспекторам
Кураев А. В. Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника миссиологии.
Кураев А. В. Почему православные такие?..
Кураев А. В. Почему христиане не боятся порчи.
Кураев А. В. Православие и право : Церковь в свет. государстве
Кураев А. В. Протестантам о православии.
Кураев А. В. Раннее христианство и переселение душ
Кураев А. В. Рок и миссионерство : [беседы с богословом]
Кураев А. В. Рок-проповеди
Кураев А. В. Сатанизм для интеллигенции : [В 2 т.]
Кураев А. В. Соблазн неоязычества
Кураев А. В. Страшный суд и тайны Апокалипсиса
Кураев А. В. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки.
Кураев А. В. Трудно быть русским
Кураев А. В. Уроки сектоведения : Как узнать секту : На прим. движения рериховцев /
Кураев А. В. Фантазии и правда «Кода да Винчи»
Кураев А. В. Христианин в языческом мире, или О наплевательском отношении к порче
Кураев А. В. Христианство на пределе истории : О нашем поражении
Кураев А. В. Церковь в мире людей
Кураев А. В. Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт?
Кураев А. В. Школьное богословие
Беседа с аудиторией в рамках проекта «Предание LIVE»