Протоиерей Михаил Хитров
Протоиерей Михаил Иванович Хитров (1851—1899) оставил после себя светлую, поистине «блаженную» память в сердце каждого, кто хоть немного был знаком с ним. Не боясь избитого сравнения, можно было бы сказать, что в душе этого замечательного человека горел неугасимый светильник добра, готовый всякого согреть своим живительным теплом.
Родился отец Михаил в 1851 году в бедной многодетной семье сельского священника. Окончив духовное училище, а потом и семинарию, отец Михаил с блеском завершил образование на историко-филологическом факультете Московского университета, вслед за чем выдержал и кандидатский экзамен в Московской духовной академии.
Многие годы отец протоиерей преподавал всеобщую и церковную историю в различных учебных заведениях Москвы. Отец Михаил прекрасно знал древние языки, свободно читал на немецком и французском, умел отлично пользоваться всеми новейшими—по тем временам—научными источниками. В его любовно сделанных переводах и с его яркими историко-археологическими примечаниями изданы два замечательных памятника святоотеческой литературы: «Луг Духовный» Иоанна Мосха и «Жизнь пустынных отцов» пресвитера Руфина. В свое время отец Михаил принимал самое живое участие и в издании творений святителя Феофана Затворника, тщательно разбирая бумаги покойного владыки. Отец протоиерей был отличным рисовальщиком. Одна из гравированных им икон Спасителя произвела такое впечатление на святителя Николая Японского, что—по его просьбе—была отпечатана в количестве трех тысяч экземпляров и отправлена в Японию.
Весной 1895 года Михаил Иванович был рукоположен в сан иерея, а в 1897 году избран помощником председателя Училищного совета при Святейшем Синоде, с возведением в сан протоиерея, и переехал в Санкт-Петербург. Отец Михаил был в полном расцвете своих духовных дарований. Он весь пламенел ревностью к тому делу, к которому был призван и сердцем, и высшей церковной властью,—делу народного просвещения. Не оставлял отец протоиерей и пастырского служения: в церкви Милующей Божией Матери, близ которой отец Михаил поселился в Санкт-Петербурге, он каждое воскресенье вел беседы и читал проповеди.
Однако Михаил Иванович сделался известен русскому православному люду не только как опытнейший педагог, неутомимый просветитель и издатель и «пастырь добрый» (Ин. 10, 11). С 1876 года печатал он в отечественных духовных журналах очерки из истории древней Церкви, жизнеописания православных святых, проповеди и поучения, статьи и рецензии. Все написанное отцом протоиереем, особенно вышедшее в виде книг, пользовалось исключительной популярностью,—и заслуженно, ибо эмоциональность, несомненная стилистическая одаренность, высочайшая эрудированность и тонкая художественность творений отца Михаила привлекали к себе самые широкие круги читателей.
27 апреля (9 мая н. ст.) 1899 года после тяжелейшего приступа стенокардии отец протоиерей неожиданно скончался. Когда весть о внезапной кончине отца Михаила огласилась, к его смертному ложу немедленно поспешили все знавшие и любившие его; простой народ массами шел проститься с почившим пастырем. Похоронен отец протоиерей Михаил Иванович Хитров в московском Донском монастыре.
Мужество духовное
Читателям предлагаются две исторические повести: о жизни Алексия, человека Божия, и о Филарете Милостивом. Написаны они известным в свое время автором жизнеописаний православных святых – отцом протоиереем М.И. Хитровым (1851–1899), который много труда положил делу народного просвещения. В духовных журналах он печатал очерки из истории Русской Церкви, проповеди и поучения, участвовал в издании рукописей святителя Феофана Затворника, занимался переводами.
Имена Алексия, человека Божия, и блаженного Филарета Милостивого – на слуху у современных людей. Но не все знают, чем славна и праведна жизнь их, как постепенно восходили они по ступеням Божьего служения.
Предлагаемая книга – для православных христиан, с особой любовью чтущих память этих праведников.
Давно это было, но примеры христианской любви к ближнему, самоотвержение этих благотворителей потрясают сердца и на расстоянии тысячелетий. Истинный благотворитель благотворит потому, что не может не благотворить, потому, что это естественно и необходимо для него, потому, что в этом – вся жизнь его души. И на них сбываются слова Господа: не оскудеет рука дающего.
Дуновение вечности. Светочи христианства. Цветы с "Луга духовного".
В первой части сборника - «Светочи христианства» - помещены рассказы о святых людях, достигших совершенства. Среди них Евстафий Плакида, сщмч. Игнатий Богоносец, царица Александра и др.
Вторую часть — «Цветы с Луга Духовного» — составляют литературно обработанные записи из знаменитого произведения христианской древности — книги блж. Иоанна Мосха «Луг Духовный».
Держась того убеждения, что как для подрастающего поколения, так и для нашего народа следует позаботиться о таком чтении, которое давало бы не одни только сведения по тем или другим отраслям знания, а тем менее забаву или развлечение, но которое служило бы нравственному образованию, давало бы нравственное направление ума и сердца, мы постарались изобразить – по возможности в живых рассказах – возвышеннейшие примеры различных христианских добродетелей. Могучее влияние высокого примера на душу всем хорошо известно. Пред читателем один за другим пройдут величавые образы святых мужей и жен, достигших – каждый в роде своего призвания – величайшего духовного совершенства. И кто знает, может быть, иное чуткое сердце при созерцании этих совершенств сильнее забьется, согревшись искрою Божественного пламени, одушевлявшего истинных страстотерпцев и борцов за веру... Нам надлежит исполнять свое дело, а возращение плодов – дело Божие!
|