Священник Ярослав Шипов
Шипов Ярослав Алексеевич (16.1.1947) — прозаик.
Отец и мать Шипова — журналисты, оба — участники Великой Отечественной войны. Детство и юность провел в Москве, где в 1974 окончил творческий семинар С.Залыгина в Литературном институте им. А.М.Горького. Уроки признанного мастера прозы, занятия в семинаре вместе с И.Евсеенко, Г.Баженовым, С.Рыбасом и другими будущими известными писателями помогли Шипову найти свой неповторимый стиль повествования, который он оттачивал все последующие годы.
В 1976 в журнале «Сельская молодежь» опубликован первый его рассказ «Путешествие на линию фронта».
В 1981 в издательстве «Молодая гвардия», активно печатавшем начинающих авторов, выходит первая книга Шипова с одноименным (по первому опубликованному рассказу) названием. За нее молодой писатель был удостоен почетной премии имени А.М.Горького, присуждаемой ЦК ВЛКСМ и СП СССР.
В 1983 он был принят в СП СССР.
В эти годы Шипов работает в издательстве «Современник» в редакции современной русской прозы. Его книги «Шел третий день» (1984), «Западная окраина» (1986), «Уездный чудотворец» (1990) говорят о том, что в русскую литературу пришел интересный писатель, активно работающий в жанре рассказа, верный реалистическим традициям, несуетно и серьезно вглядывающийся в совр. день, в художественной форме решающий духовно-нравственные конфликты и коллизии. Шипов проникновенно, с лирическим воодушевлением рассказывает о русской провинции, о нелегких судьбах своих героев, мастерски описывает родную природу. Писатель активно печатается в журнале «Наш современник», «Москва», «Подъем», «Русский дом», «Литературная учеба», в газетах «Литературная газета» и «Литературная Россия», в книжных альм, и коллективных сб. Яркая гражданская и творческая позиция характерна и для его общественных обязанностей — он избирался в правление Литературного фонда РСФСР, в правление Московской писательской организации, в бюро творческого объединения прозы МПО СП РСФСР, возглавлял «Клуб рассказчиков», работающий при Центральном Доме литераторов.
В конце 1980-х Шипов как страстный охотник и рыболов часто выезжает с семьей в купленную им избу в далеком Тарногском р-не Вологодской обл., который даже по местным меркам считался «медвежьим углом». О.Фокина писала: «А до Тарноги, ах, до Тарноги — ни почтового, ни товарного...» Здесь, в древней далекой деревне, Шипов все чаще остается жить, и не только на летние месяцы. Среди местного населения писатель пользуется авторитетом, помогает односельчанам словом и делом. Вместе с жителями окрестных селений он принимает активное участие в реставрации и открытии первого в тех краях православного храма, выступая от имени общины верующих ходатаем по разным инстанциям. В областной епархии основательный в рассуждениях и поступках, глубоко верующий мирянин был тут же замечен. С ним неоднократно беседовал владыка, ненавязчиво и тактично подталкивая его к важному решению.
В 1991 в Вологодской епархии Шипов был рукоположен в сан священника и 4 года служил в Тарногском р-не сельским батюшкой. Впечатления этих лет и наблюдения над жизнью деревенского прихода дали основу для его новых прозаических книг «Отказываться не вправе» (2000) и «Долгота дней» (2002). В них он с особой глубиной и проникновенностью повествует о современном дне северного крестьянства. Стиль его рассказов лаконичный и психологически достоверный, Шипов с особой теплотой и доверительностью рисует непростой духовный мир своих героев.
Проза писателя-священника лишена назидательности и морализаторства, отличается умным и немного грустным взглядом на жизненные нестроения, чувством сострадания.
Книга «Отказываться не вправе» имеет подзаголовок «Рассказы из жизни современного прихода». Внешне сюжеты новелл выдержаны в автобиографическом ключе, повествование ведется от имени священника местного прихода. Но со времен М.Булгакова, автора книги «Записки врача», также рассказывающей о провинции, в отечественной литературе не было такого пристального, а главное — не отстраненного взгляда на народную жизнь в отдельно взятом регионе, в разнообразных, подчас драматических, ее проявлениях. Здесь, в вологодской глубинке, переплелись добрые и злые начала жизни, живут люди трудной судьбы, в них много темного, но немало и светлого, чистого, здорового.
В книге Шипова проходит целая галерея народных типов: здесь и местный нерадивый слуга закона (рассказ «Милиционер»), и размышляющий на философские темы колхозный электрик (рассказ «Коровы»), и кондовый старообрядец (рассказ «Старшой»), и «передовая» агрономша (рассказ «Пшеница золотая»). Автор колоритно выписывает детали быта и времени, точными штрихами передает черты характеров героев, реалистично рисует мир природы.
Конечно, его духовное пастырство накладывает отпечаток на сюжетные перипетии рассказов: все они так или иначе касаются вопросов веры, духовного самосовершенствования человека. Но даже встречаясь с непониманием своей миссии, а то и явной агрессией и невежеством, священник не озлобляется, а старается понять, вразумить заблудшие в безверии и нравственном ожесточении души, согреть их словом, хотя сам он как писатель замечает и нелицеприятно говорит о скрытых и явных пороках, которые присущи народу.
Нестандартность и духовная органичность судьбы автора привлекает к его публикациям все больший круг читателей. Последние две книги Шипова показывают, как русскому человеку важно теплое и душевное слово, пастырское напутствие в жизни, сочувствие в тяжелый исторический период, духовная поддержка и внимание.
Шипов является автором двух словарей: «Православный энциклопедический словарь» (М., 1998) и «Православный словарь» (М., 2000), где рассказывается о христианском вероучении, об основах православной религии.
С 1995 отец Ярослав служит в Москве в Знаменском соборе в Зарядье и в Покровском соборе (Василия Блаженного) на Красной площади.
О. Ярослав автор рассказов и повестей «Путешествие на линию фронта» (1981), «Шел третий день» (1984), «Западная окраина» (1986), «Уездный чудотворец» и др.
В конце 90-х состоял в редакционной коллегии журнала «Наш современник».
Три главных счастья О. Ярослава: «Есть только три главных счастья: быть православным, жить в России и в России умереть ...»
Отказываться не вправе, сборник рассказов
Рассказы о. Ярослава – это вопль о духовном обнищании русского народа, стон о его маловерии, скорбь о его беспробудном пьянстве, плач о гибнущих душах, каждая из которых дороже целого мира, моление о заблудших овцах дома Божия… «Готовьтесь! Вам выпадут более страшные времена! Помоги, Господи!» – получил о. Ярослав послание от священника, которого гнали на мучения во время сталинских гонений.
О. Ярослав служил там, где почти 20% мужчин кончало жизнь самоубийством, ещё столько же гибло по пьяни, а остальные ни разу в жизни не выходили вечером из дома, чтобы посмотреть на северное сияние, которое в тех местах встречалось довольно часто; где детей крестила старая колдунья, писавшая письма к лешему и дававшая имена в крещении «Вилен» и «Энгельс»…
Да, о. Ярослав, на практике столкнувшийся с дикостью и магизмом русского народа, не питает кабинетных иллюзий относительно святости и подсознательной христианизации оного. Когда во всей округе мор от некачественного спирта и у тебя каждый день отпевание кого-нибудь из отравившихся, или когда ты, наоборот, годами не выезжаешь в некую деревню на отпевание, потому что никто в ней не умирает естественной смертью – одни самоубийцы, трудно сохранить самообладание и бесстрастие. Но о. Ярославу помогали преодолеть скорбь его удивительное чувство юмора и уравновешенность бывалого охотника.
Рекомендуется обязательно прочитать тем, кто хочет стать реалистом, избавившись от розовых очков неофитства.
Первая молитва, сборник рассказов
«Надо отдавать себе отчёт в том, сколько зла происходит кругом, но при этом ни в коем случае не унывать, а понимать, что ты должен быть в десять раз энергичней для того, чтобы попытаться ему воспрепятствовать. Богу поменять ситуацию в любую сторону ничего не стоит. Любую самую большую страну Он может в секунду стереть с лица земли, а может дать ей благоденствие. Это зависит от того, чего мы заслуживаем. Народ поворачивается к вере, но медленно, надо быстрее, активнее, усерднее. Надо понимать, что мы с вами уже физически, материально мало что можем изменить в нашей стране, но дух же может всё что угодно. Вспомним патриарха Гермогена – ведь один оставался. Народ на Красной площади уже просил: ну ладно, поляка, так поляка... всё равно... только бы закончились все эти нестроения. Но Гермоген твёрдо стоял за Русь, за Православие. И дал Бог – смели с лица земли всех врагов. Вот в этой твердости, в этом духовном стержне – всё дело. Если он сохранится – для Бога ничего нет невозможного на земле…» – размышляет отец Ярослав. Мировоззрение автора можно описать одним словом – «духовная трезвость».
Лесная пустынь, сборник рассказов
В книгу вошли рассказы современного писателя священника Ярослава Шипова. Ненадуманность историй, глубокое переживание трагического жития русского человека и вместе с тем замечательный юмор и высокое профессиональное мастерство отца Ярослава не оставят равнодушным читателя предлагаемого сборника.
Райские хутора, сборник рассказов
Эти удивительно лёгкие, фактически невесомые зарисовки показывают нам жизнь во всём её многообразии и сложной простоте. С уверенностью можно сказать: у автора этих историй лёгкая рука и чистая душа. В этих рассказах грубый реализм нашей жизни пронизан жалостью, состраданием, всепрощением, от этого он мягчеет, теряет форму и растворяется в бездне Божественной любви. |