Сергей Гусев-Оренбургский Сергей Иванович Гусев (Оренбургский – псевдоним писателя) - русский прозаик, публицист, родился 5 октября 1867 г. в казачьей семье в Оренбурге. Отец служил чиновником, одно время владел лавкой, но вскоре разорился. Мать — человек горячей искренней веры, воспитывавшая сына на житиях святых. Сергей Иванович обучался в гимназии (одновременно работая в лавке), позже — в духовных семинариях Оренбурга и Уфы (1884-1888). С детства увлекался чтением, на желание заняться литературным творчеством самому во многом повлияли книги Г.И. Успенского. По окончании Уфимской семинарии с 1893 г. стал сельским учителем, затем принял священный сан, служил в Мордовии, но в 1898 г. от сана отказался (по другим сведениям, был запрещен в служении из-за оставления жены). В 1890 г. в «Оренбургском листке» появился первый его рассказ – «сентиментально-трогательная история о слепом». В 1897-1900 гг. Гусев-Оренбургский становится профессиональным литератором, публикует очерки, фельетоны, рассказы в «Киевской газете», петербургском журнале «Жизнь» и периодике разных российских городов. В раннем творчестве автор выступает как бытописатель родного края - оренбургских степей и предгорий Урала. В повестях и рассказах о казаках создает образы хозяев бескрайних степей, людей волевых и гуманных. Немало рассказов посвящено описанию служителей церкви: как священников-просветителей, добрых и бескорыстных, так и лихоимцев, обирающих прихожан. Чаще всего в центре такого повествования – отношения пастыря с паствой: крестьянами и власть имущими. Рассказы Гусева-Оренбургского отмечены основательным знанием изображаемой среды и бытовой достоверностью, но порой несколько однообразны. Повествователь остро воспринимает несправедливость и угнетение одних людей другими, внимателен к доброте и отзывчивости, присущим народу, но не обходит стороной и жестокость крестьянских нравов. Многие рассказы, посвященные деятельности и быту сельского и уездного духовенства, его умонастроениям, семейной жизни с ее ладом и противоречиями, порой мучительными, нередко смятенны, драматически сложны. В ряде произведений прослеживаются традиции пушкинских «Повестей Белкина», семейных хроник С.Т. Аксакова и Л.Н. Толстого, в особенности же — прозы Н.С. Лескова. Гусев-Оренбургский жил исключительно литературным трудом, что побуждало к «многописанию» ради заработка. Нередко печатал свои рассказы дважды, а то и трижды под разными заглавиями. В начале Первой Мировой войны проживал в Москве, в 1916-1917 гг. — в Ялте. Работал в санитарных поездах, был на фронте. На события 1917 г. отозвался рядом рассказов. Октябрьскую революцию Гусев-Оренбургский принял как неотвратимый взрыв недовольства отчаявшейся бедноты. Писал агитационные стихи, в то же время предостерегая от слепой мстительности и уничтожения культурных ценностей. С 1918 странствовал по России; в 1921 г. выехал в Харбин, откуда позже вместе с женой Е.И. Хатаевой эмигрировал в США, объяснив отъезд невозможностью найти применение своему литературному труду в России. В эмиграции опубликовал ряд своих произведений, как старых, так и написанных после революции. Занимался редакторской работой. Намеревался вернуться в СССР, подавал об этом заявление М.И. Калинину, но ответа не получил. Скончался писатель в Нью-Йорке в 1963 году. Издательство "Лепта" Сочинения
Глухой приход: сборник рассказов
В книге С.И. Гусев-Оренбургский рассказывает о сельских священниках и их непростых взаимоотношениях с жителями окраинных поселений России. В центре многих произведений С.И. Гусева-Оренбургского стоит образ «доброго пастыря». Отец Илья (рассказ «Капитан Кук») — романтик и мечтатель, никем, даже собственной женой, не воспринимаемый всерьез, заступается за вора, который от безысходности украл общественные инструменты, и заставляет казачий круг сменить наказание на более легкое. Рассказ «Трагик» посвящен судьбе иерея Павла Невзорова, всю жизнь мечтавшего стать трагическим актером и даже тайно выступавшего несколько раз на подмостках провинциального театра во время свой учебы в семинарии. Епископ, понимающий, что отец Павел искренне любит театр, отправляет его подальше от «доброжелателей-доносчиков», чтобы в глуши добросердечный священник мог заниматься любимым театром. Удивительный оптимизм рассказов С. И. Гусева-Оренбургского с особой силой проявляется в повествовании «Дьякон и смерть». В форме притчи, отсылающей читателя к творчеству Н. С. Лескова, автор рассказывает о судьбе дьякона Макара Ивановича, бывшего сапожника и певчего архиерейского хора, готового ради выздоровления своей дьяконицы «пошить сапоги даже самой смерти». Последовательно, шаг за шагом писатель излагает историю еще одного русского «очарованного странника», готового прийти на помощь любому страждущему, открытого и простого в своей вере, не разбирающегося в тонкостях богословия, но всего себя посвятившего служению людям и Богу, тонко чувствующего Его волю. Теме социальной несправедливости автор посвящает рассказы «Казак Беспалов», «Суд», «В гостях». Творчество С. И. Гусева-Оренбургского, по мнению многих исследователей, является в значительной мере продолжением бытописательской народнической традиции. Однако, как представляется, оно имеет и более глубокие корни. Книга будет интересна любителям русской словесности, а также всем, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни, ведь такими вопросами мучились, порой не находя ответов, герои рассказов «Глухой приход». |