Иван Шмелев
Шмелев Иван Сергеевич (1873 - 1950), прозаик. Родился 21 сентября (3 октября н.с.) в Москве, в Замоскворечье, в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальностью привычек, богомольностью. С другой стороны, испытывал влияние "двора", куда стекались рабочие-строители, здесь царил другой, мятежный дух. "Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему...", - напишет позднее И.Шмелев. Он слышал здесь песни, прибаутки, поговорки, сказки и разнообразно-богатый язык. Все это возникнет потом на страницах его книг, в его сказках.
Окончив гимназию, в 1894 г. поступает на юридический факультет Московского университета. Осенью 1895 г. совершает поездку в Финляндию, в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его первая книга - очерки "На скалах Валаама", опубликованная в Москве в 1897 г.
После окончания университета в 1898 г. в течение года проходит военную службу, затем восемь лет служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. "Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство", - напишет позднее Шмелев. Здесь он встречает прототипов героев многих своих повестей и рассказов. Отсюда вышли "Патока", "Гражданин Уклейкин", "В норе", "Под небом".
Особую известность получили произведения, написанные под воздействием первой русской революции (повести "По спешному делу", "Распад", 1906; рассказы "Вахмистр", 1906, "Иван Кузьмин", 1907). В 1911 г. Шмелев пишет одно из своих значительных произведений - "Человек из ресторана", имевшее оглушительный успех.
В 1912 г. организуется издательство "Книгоиздательство писателей в Москве", членами-вкладчиками которого становятся И.Бунин, Б.Зайцев, В.Вересаев, И.Шмелев и др. Все дальнейшее творчество Шмелева 1900-х гг. связано с этим издательством, издавшим собрание его сочинений в восьми томах. Публикуются повести и рассказы ("Стена", "Пугливая тишина", "Волчий перекат", "Росстани" и др.), вышедшие в течение 1912 - 1914 гг.
Во время первой мировой войны сборники его рассказов и очерков "Карусель" (1916), "Суровые дни", "Лик скрытый" (1917), в котором появился рассказ "Забавное приключение", заметно выделялись на фоне казенно-патриотической беллетристики своей искренностью.
Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную тем, что его единственный сын Сергей, офицер добровольческой армии, не пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян.
В конце 1922, после недолгого пребывания в Москве, Шмелев уезжает в Берлин, затем - в Париж, где открывается эмигрантская глава его жизни. Создавал рассказы-памфлеты, полные ненависти к большевикам, - "Солнце мертвых" (1923), "Каменный век" (1924), "На пеньках" (1925).
С годами в творчестве Шмелева центральное место заняли воспоминания о прошлом ("Богомолье", 1931, "Лето господне", 1933 - 48). За рубежом И.Шмелев выпустил более двадцати книг.
Умер И. Шмелев 24 июня 1950 г. в русском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы близ Парижа от сердечного приступа.
Сочинения
- На скалах Валаама, 1897
- По спешному делу, 1906
- Вахмистр, 1906
- Распад, 1906
- Иван Кузьмич, 1907
- Гражданин Уклейкин, 1907
- В норе, 1909
- Под небом, 1910
- Патока, 1911
- Человек из ресторана, 1911
- Волчий перекат, 1913
- Неупиваемая Чаша, 1918
- Карусель, 1916
- Суровые дни, 1916
- Лик скрытый, 1917
- Степное чудо, сказки, 1921
- Солнце мёртвых, 1923
- Как мы летали, 1923
- Это было. Берлин, 1923
- Каменный век, 1924
- На пеньках, 1925
|
- Про одну старуху, 1925
- Въезд в Париж, 1925
- Свет разума, 1926
- Русская песня, 1926
- История любовная, 1927
- Наполеон. Рассказ моего приятеля, 1928
- Солдаты, 1930
- Богомолье, 1931
- Лето Господне, 1933—1948
- Старый Валаам, 1935
- Родное, 1935
- Няня из Москвы, 1936
- Рождество в Москве, Рассказ делового человека, 1942—1945
- Пути небесные, 1948
- Куликово поле. Старый Валаам. Париж, 1958
- Иностранец, 1938
- Переписка
- Мой Марс
|
Пути небесные, роман
«Пути небесные» – роман о судьбах скептика-позитивиста инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и верующей, кроткой и внутренне сильной Дариньки – послушницы монастыря, покинувшей обитель, чтобы связать свою жизнь с Виктором Алексеевичем. Через страдания и радости, таинственными и непостижимыми мирским разумом путями эти герои проводятся к Источнику Жизни. Внутренним сюжетом книги является «духовная брань» со страстями и помыслами, искушениями и нападениями тёмных сил. Бывшая послушница, променявшая христианскую любовь – анапэ – на земной эрос, Даринька проходит через все мирские соблазны и удовольствия, но все-таки избегает падения. Целью жизни для неё становится – обратить своего избранника к вере в Бога, на что она получает благословение старца Варнавы. В этом романе жизнь человека неразрывно связана с действием Божественного Промысла, ведущего каждого своими «небесными путями» к Богу. Книга предназначена для взрослого читателя, в том числе и невоцерковлённого.
Богомолье, роман
«Богомолье» – роман-воспоминание Ивана Шмелёва о его детском паломничестве в Троице-Сергиеву лавру к святому Сергию и старцу Варнаве. Глазами ребёнка читатель смотрит на людей разных сословий и возрастов, стекающихся в лавру из всех уголков России с одной общей целью – очиститься, укрепить душу, «подышать святостью». Хотя смысл монашеской жизни ещё не доступен для понимания мальчика, но сердцем он чувствует реальное присутствие благодати. Во время пребывания в обители он испытывает ощущение праздника, небесной радости. Кульминация книги – и главная цель поездки – благословение у старца Варнавы. Автор показывает, каким было старческое служение подвижника, описывает его труды и деятельную любовь, изливавшуюся на всех, кто приходил к нему за советом и утешением. Эта книга – живое соприкосновение с миром святости. Шмелёв высказывает идею того, что «богомолье» – истинное призвание и единственно возможный спасительный путь для русского народа. Роман предназначен для людей всех возрастов и званий.
Лето Господне, роман
В «Лете Господнем», как и в «Богомолье», Иван Сергеевич Шмелёв вновь обращается к годам своего далёкого детства. Автор открывает читателю мир, в котором своей чередой идут «праздники, радости, скорби», мир, максимально приближенный к повседневной жизни человека, его быту и в то же время духовно возвышенный, так как в его основе лежит православный взгляд, христианское понимание человеческого сердца и души, пути отдельной личности и пути России. Шмелёв чрезвычайно полно и глубоко воссоздает церковно-религиозный пласт народного бытия. Он рисует жизнь людей, неразрывно связанную с жизнью церковной и богослужением, раскрывает смысл и красоту православных праздников, таинств, треб, обычаев. В восприятии главного героя, мальчика Вани, весь окружающий мир предстаёт просветлённым, обо́женным, где «ничего не страшно» и «всем хорошо». Главное, что открывает Шмелёв в душе ребенка, – чувство присутствия Бога, доверчивую любовь к Нему и надежду на Него во всём. «Лето Господне» – повествование о постепенном вхождении в душу человека истин Православия. Книгу смогут читать как дети, так и взрослые, воспитанные на русской классической литературе. |