Иоанн (Шаховской), Архиепископ Сан-Францисский


С начала моего пастырского пути мне ничем не
хотелось быть, как только малой рыбкой, которая благословлена Христом и роздана людям.
 
    Владыка Иоанн

     Потомок Рюриковичей — святого князя Владимира, святого благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского — князь Дмитрий Алексеевич Шаховской родился 23 августа 1902 г. в Москве, в 1915 г. поступил в Императорский Александровский лицей. В 1919 г. принимает участие в Белом движении, с которым и разделит вскоре боль изгнания и скитаний. Пережитое станет залогом того избытка сердца, от которого говорят уста. Начиная с 1923 г. Дмитрий Шаховской выпускает один за другим три поэтических сборника: «Стихи» (1923), «Песни без слов»(1924), «Предметы» (1925); издает в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», привлекая к сотрудничеству цвет русского зарубежья — Бунина, Ходасевича, Ремизова, Цветаеву, Мочульского, Адамовича. «Мы не только думали о России, мы жили ею», — писал он, вспоминая об этом времени.
     Шаховской стал одним из тех изгнанников русских, кому Господь даровал крылья, возносящие к Отечеству Небесному. Духовник князя, Преосвященный Вениамин (Федченков), благословил его принять постриг на Афоне, и 23 августа (по ст. ст.), в день своего 24-летия, он был пострижен с наречением имени Иоанн, в честь апостола Иоанна Богослова; 21 февраля 1927 г. владыка Вениамин рукоположил о. Иоанна во иеромонаха.
     Пастырство о. Иоанна началось в Югославии, в маленьком городке Белая Церковь, и паствой его стала мученическая «Белая Церковь» — русские люди, прошедшие великую скорбь. «В Белой Церкви я потерял свой возраст, забыл свою молодость, — вспоминал позднее о. Иоанн. — Пастырство охватило меня со всех сторон… Ежедневное служение литургии, все молитвы Церкви, преподавание, духовные беседы, писательство».
     В 1931 г. последовал переезд в Париж, в 1932 г. митрополит Евлогий назначает иеромонаха Иоанна в Берлин настоятелем Свято-Владимирского храма, а позже благочинным православных приходов Германии. В 1946 г. он получает вызов в Америку — последний удел его земных странствий. Там Иоанн (Шаховской), епископ Бруклинский, а затем епископ и архиепископ Сан-Францисский, будет до самой своей кончины († 1989) вести на радиостанции «Голос Америки» цикл передач «Беседы с русским народом», которые он считал главным служением Господу и духовной помощью России.
     С 1979 г. на покое. Печатался также под псевдонимом Странник. Умер 30 мая 1989 г. в Санта-Барбаре, похоронен на сербском кладбище.
     В своей книге «Вера и достоверность» владыка Иоанн писал: «С начала моего пастырского пути мне ничем не хотелось быть, как только малой рыбкой, которая благословлена Христом и роздана людям». Сокровенный человек его сердца и стал той малой рыбкой: вдохновенные проповеди, богословские эссе и духовная лирика пастыря и доныне питают всех алчущих и жаждущих Истины. Небесная чистота и надмирный покой «средь безвозвратности земных кочевий» неизменно сопутствовали поэзии владыки Иоанна:
В лирических бездомностях моих
Нет громких звуков. Зарожденный стих
То медленной волной, то быстропенной
Течет. А я смотрю недоуменно
На эту совесть мира. Как и я,
Она - не звук, а шепот бытия.
     «Шепот бытия», подслушанный владыкой Иоанном (Шаховским), сложился в книги лирики: «Нескучный сад» (1970), «Избрание тишины» (1971), «Поэма о русской любви» (1977), «Удивительная земля» (1983) и другие.
Избранные труды
     Архиепископ Иоанн Сан-Францисский - автор многих литературных и богословских трудов, бесед, проповедей, которые переведены на разные языки.
  • «Время веры» (Нью-Йорк, 1954),
  • «Письма о вечном и временном» (Нью-Иорк, 1960),
  • «Листья древа (опыт православного духоведения)» (Нью-Йорк, 1964),
  •  «Книга свидетельств» (Нью-Йорк, 1965),
  • «Московский разговор о бессмертии» (Нью-Йорк, 1972),
  • «К истории русской интеллигенции» (Нью-Йорк, 1975),
  • «Биография юности» (Париж, 1977),
  • «Вера и достоверность» (Париж, 1982)
     Сад.

Рыба смотрит из пруда
На кусты сирени,
Но мешает ей вода
Видеть их цветенье.
Так и души: каждый день
Из своей ограды
Видят в мире только тень,
Только отсвет Сада.


     Последний шум.

Тихо мы живем и умираем,
Голову на левый бок склоня,
Словно сердце задышало раем,
Шумами последними звеня.
В наше сердце эта жизнь приходит
Поцелуем ангела в тиши.
Отойди, душа, от всех бесплодий,
Воздухом бессмертности дыши.
      * * *
Здравствуй старость, утро жизни новой,
Запах зимней зелени еловой.
Здравствуй старость, малое оконце,
Где сияет жизни вечной солнце.
Здравствуй, старость — снег, летящий к раю.
Я тебя уже люблю и знаю…
     Белое иночество.

Всю душу предать Господу,
В молчании пламенея строгом.
И, идя по полю или по городу,
Молиться — говорить с Богом.
Любить равно святого и грешного,
Смотреть на людей взором открытым.
Не иметь плача неутешного,
Не иметь трапезы сытой.
О грядущем никогда не ведать.
Смеяться тихо и не много.
Поминать молитвою соседа
За трапезой, в храме, на дорогах.
Ничего не считать неважным,
Всякое сердце стеречь от гнева.
И, бросая слово своего сева,
Затаить дыхание над каждым.
Перед Господом молитвы и пенье
Да будут речью совсем простою.
Лучше с любовию малое моленье,
Чем великое с тяготою.
Труд земной возможен без раздела.
Пусть тогда в нем одном вниманье.
Послушание и земному делу —
Перед Господом послушанье.
Лишь бы сердце о земном не пело,
Но несло бы Богу все мгновенья.
И вокруг него все было бело
От цветов благодаренья.
     Жалость и нежность.

Острая нежность и острая жалость
Рядом вошли в мой дом.
Жалость и нежность, нежность и жалость
Ходят всегда вдвоем.
Ни оправдать, ни понять другого
Люди не могут еще.
Только жалеют. И нежное слово
Другу кладут на плечо.
Жалость и нежность сплелись, как умели.
Нежность глядит вперед,
Жалость все делает в мире белым,
С жалостью нежность идет.


     В гостях у Иова.

Эти маски, эти роли
Так препятствуют блаженству!
Тело нам дано для боли,
Как душа для совершенства.
Иов старый мыслил быстро
И имел большое знанье:
«Мы приходим на страданье,
Чтоб стремиться вверх, как искры».
     Молитва о молитве.

Молитву, Боже, подай всем людям.
Мы так немудры, а — всех мы судим.
В нас нет молитвы и нет виденья,
Нет удивленья и нет прощенья.
Нас неба мудрость найти не может,
И наша скудость нас мучит, Боже.
Дай из пустыни нам выйти ныне,
Мы алчем, жаждем в своей пустыне.
Мы дышим кровью и рабским потом,
А смерть за каждым, за поворотом.
Любовь и веру подай всем людям,
В нас нету меры, но мы не будем
Ни жизни сором, ни злом столетий —
Прости нас, Боже, Твои мы дети!
      * * *
Уступчивость и непреклонность,
Как две сестры передо мной идут.
Я вижу, как они меня зовут,
Одна — своей улыбкой сонной,
Другая — не давая отдохнуть,
Все к новым звездам открывая путь.
Нежны глаза одной, другой — строги,
Мне эти сестры равно дороги,
Мне вожделенны эти два огня,
Что звезд сильнее и мудрей меня.
     Иночество.

Ничего я больше не хочу, —
Только дай мне, Господи, свечу,
Этот малый, тихий огонек,
Чтоб его до смерти я берег.
А когда, средь раннего утра,
Мне в Твой Дом идти придет пора,
В тишине Своей, не пред людьми,
Сам из рук моих свечу возьми.
     * * *
Уходят люди. Каждому черед.
Вся наша жизнь в простом вопросе этом:
Кого Господь к ответу позовет,
Кого утешит Сам Своим ответом?
Не могут уберечься берега
От волн, стремящихся к покою, —
Так наша жизнь течет к Его рукам,
Благословенная Его рукою.
     * * *
Мы ходим средь ужасной высоты,
Залито небо красной кровью.
И — всюду пропасти… И всюду есть мосты,
Соединяющие все любовью.
Мы не увидим дома своего,
Не отдохнем ни на мгновенье.
Мы призваны пройти среди всего,
Соединив любовью мир творенья.
Среди людей, средь глада и меча
Должны пройти мы жизнью верной,
Не опустив усталого плеча,
Неся свой крест любви безмерной…
И только после, в наш последний час,
Когда сойдет благоволенье,
Мы вдруг увидим, что… любили нас,
И вдруг услышим Ангельское пенье.
     Песнь Назарета.

Если ходишь по земным дорогам,
Светлый дух в тебе самом — награда.
Не молиться только Богу надо,
Но и жизнью целой петь пред Богом.
Он — Отец. Неси Ему все раны,
Все счастливые свои мгновенья, —
Слезы человечества и пенье
Одинаково Ему желанны.
     * * *
Начинаю все с тишины,
Где молитвы разрешены,
Но слова еще не слышны.
Начинаю едва-едва,
Говорю простые слова.
Тишина напрягает лук,
И стрела вылетает вдруг.
Благословение счастья.
Правой рукой крещу левую,
Левой — благословляю правую.
Расцвети земля силой хлебною,
Не отравами, а травами.
Открывайся счастье не мерою,
Вечностью, не забавою, —
Я крещу тебя, счастье, верою,
Левой рукою и правою.
     Земля.

Шар такой чудесной выточки,
А висит на чем — не знаю.
Может, он висит на ниточке
Меж несчастием и раем,
Между слабостью и силою,
И висеть до срока надо, —
Полюбите эту милую
Землю, пахнущую садом.
     Утренние звезды.

Белеют звезды над моим окном
И умирают легким, звездным сном,
В луче рассветном, солнечном цветеньи,
Холодной синевы прикосновеньи.
Кленовый лист несет земле свой тлен,
И трещина идет средь старых стен,
Несовершенств печальная забота,
И плачет, и поет над миром кто-то.