Иеромонах Карион Истомин

     Карион Истомин (сер. XVII в.— 1717 или 1722) — иеромонах, поэт, автор проповедей и педагогических сочинений. Родился в Курске, вероятно, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался невысоко: “Малочастне падающая крушицы учения приях”.
     В 1670-х гг. Истомин направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество. В 1676 г. он  впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. С 1679 г. Истомин стал служить на Московском Печатном дворе, сначала писцом, а с 1682 г. — справщиком.
     Довольно быстро Карион вошел в круг лиц, близких к патриарху Иоакиму, последний обратил внимание на трудолюбивого монаха, и с 1679 г.  Истомин стал исполнять при нем секретарские обязанности: вел переписку, составлял проповеди, писал грамоты. При содействии Сильвестра Медведева  Истомин получил доступ и к царскому двору, в 1683 г. он поднес. царевне Софье стихотворный панегирик “Книга желателно приветство мудрости”. С того времени в течение 20 лет он выступал в роли придворного поэта и ритора, стараясь не обойти вниманием ни одного события в жизни каждого члена царской семьи, в частности, в 1682 г. он сочинил “Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы” Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1689 г. — “Книгу любве знак в честен брак” Петра Алексеевича с Евдокией Лопухиной и др.
     В Москве  Истомин активно подвизался на педагогическом поприще. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Но в историю педагогики  Истомин вошел как создатель учебно-педагогических сочинений.
     В 1692 г. он составил свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.). В 1696 г. вышло незначительным тиражом новое, значительно расширенное издание Букваря, предназначенное для царевича Алексея Петровича, чьим учителем Карион мечтал стать. К этим трудам примыкает книга “Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость” (1694), излагающая в стихах свод светских и церковных знаний (космография, церковные таинства и пр.). Одновременно с работой над Букварями  Истомин изложил в стихах нормы детского поведения в сочинении, известном в науке под названием “Домострой” и восходящем к некоторым положениям о детском воспитании Эразма Роттердамского.
     Карион Истомин всячески внедрял стихи в московский быт и оставил огромное число панегирических стихотворений и “стихов на случай”, которые он писал не только для двора, но и для московской знати; он сочинял подписи под иконы и эпитафии, пробовал себя в духовной лирике и в жанре победной оды, попытавшись воспеть крымский поход кн. В. В. Голицына. Ему принадлежит сборник проповедей “Веселеил, си есть Скиния Божия”, а составленная им “Служба и житие Иоанна Воина” была издана в 1695 г.
     Истомин подвизался также как историограф и переводчик, в частности, он переводил Блаженного Августина (“Боговидная любовь”, 1687) и римского сенатора Секста Юлия Фронтина (“О случаях военных”, 1692).
     Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым и по положению, и по таланту московским поэтом. При этом его политические симпатии зависели от того, кто брал верх в московских распрях, и когда в 1689 г. Сильвестр Медведев был арестован по делу о Федоре Шакловитом, то Истомин участвовал в составлении обвинения против него. По этим причинам события того бурного года почти не отразились на его карьере. При новом патриархе Адриане он завоевал себе его расположение, а в марте 1698 г. стал начальником Печатного двора.
     Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера  Истомина окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял Федор Поликарпов.  Истомин до самой смерти продолжал писать, но его литературная активность снизилась, к тому же его потеснили литераторы нового типа, более соответствовавшие духу петровских преобразований.
     Карион Истомин «Книга любви знак в честен брак», преподнесенная в 1689 г. в качестве свадебного императору подарка Петру Первому.
Педагогическое наследие
     Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 году сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонтия Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз.
Переводческая деятельность
         Среди переводов Кариона числятся следующие произведения:
  • «Боговидная любовь» блаженного Августина (13 марта 1687 г., для царевны Софьи);
  • «Чин сочинения и освящения мира» (с греческого);
  • «О случаях военных» Юлия Фронтина (для царя Петра Алексеевича);
  • «Сладость умнословной души» (с белорусского, для царевны Натальи Алексеевны);
  • Греческий летописец (3 марта 1699 г., для царевича Алексея Петровича);
  • Отдельные главы Римских деяний.
О литературных трудах К. Истомина
     Карион Истомин принадлежал к числу тех московских просветителей второй половины XVII в., которых один из второстепенных писателей того времени, иеродиакон Дамаскин, метко назвал «пестрыми». В вопросе о направлении высшего образования в Москве, просвещения вообще, «пестрые» занимали примирительную позицию между «западниками» и «грекофилами», уподобляясь, по образному выражению того же Дамаскина, трости, колеблемой ветром то в одну, то в другую сторону. Одним из «пестрых» был К. Истомин и как поэт. Искусству слагать стихи он учился сперва у Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, а с 1685 г. — у братьев Лихудов. Как поэт он, следовательно, воспитывался под перекрестным влиянием двух традиций: украинского школьного «барокко» и новогреческой ученой поэзии.
     Первым по времени стихотворным произведением К. Истомина была целая книга приветственных стихов царевне Софье Алексеевне, поднесенная в 1681 г.; книга эта не дошла до нас. Через год, 12 ноября 1682 г., К. Истомин поднес царевне свой второй сборник стихотворений. Сборник состоит из небольшого вступления и шестнадцати стихотворений, составленных 11-сложными силлабическими стихами. По своему содержанию все эти стихотворения представляют собою просьбу об учреждении в Москве учебного заведения, в котором бы преподавались «свободные» науки; поэт здесь подробно говорит о значении просвещения, восхваляет ум Софьи, напоминает ей о заботах отца ее и брата образовать своих подданных и просит, чтобы она умолила братьев своих Иоанна и Петра утвердить в Москве полный курс «наук совершенных»:
 Сотвори людем твою царску милость,
 Покажи Россом многу добротливость,
 Поставь трапезу мудрости словесну,
 Тщанием твоим к жительству небесну...
     Стихи К. Истомина были, видимо, благосклонно приняты царевной; во всяком случае, с 1682 г. Истомин стал систематически посвящать свой досуг поэзии.
     Поэтическое наследство К. Истомина очень велико. Писал он в самых разнообразных жанрах; наряду со стихами приветственными, поздравительными, панегирическими, сохранились его стихотворные акафисты, молебны, молитвы, надписи к иконам, надгробные эпитафии.
     Поэт он был плодовитый. Кроме отдельных стихотворений, в рукописях хранятся целые сборники его стихов: «Книга Вразумление, стихотворными словесы состоящаяся...» (1683), сборник стихотворений в честь богородицы и святых под заглавием «Книга Стамна духоносная или Ведры...» (1690), стихотворная биография Иисуса Христа под заглавием «Едем си есть сладость прохлаждающая и вразумляющая человека зрением духовным...» (1693) и др.
     Из числа этих сборников по содержанию наиболее интересен первый, посвященный одиннадцатилетнему царю Петру Алексеевичу, — «Книга Вразумление». Сборник состоит из девяти стихотворений. Начинается «Книга Вразумление» стихотворным обращением к царю Петру Алексеевичу с обычным пожеланием здоровья и многолетия. Все девять стихотворений сборника по содержанию связаны между собою: все они представляют собою «вразумление» царю Петру, которое ему чинит устами автора сам бог. В первом стихотворении бог увещевает юного монарха вручить ему свое сердце, приять «мудрость света», чтобы быть полезным для людей; во втором — дает совет быть «помогателем в самодержавстве» брату Иоанну, в третьем — обещает дать Петру мудрость, плодами которой он впоследствии воспользуется; в четвертом — говорится, что Петр избран наследником «века ина», т. е. Царствия Небесного, к которому он должен себя приуготовить; в пятом — указывается на то, что вместе с братом Иоанном он поставлен царем, должен давать людям суд правый и «жити с мудростию добро»; в шестом — внушается, что он должен наставлять на путь правый своих подданных; в седьмом — что он должен учиться «с рабами в летех равными»; в восьмом — ему обещается награда от бога, если он будет любить его; в девятом, заключительном, — Бог внушает Петру:
 О, царю Петре, прелюбезный сыне,
 Российска царства преизрядный крине!
 Матери твоей ты еси утеха,
 Се аз ти даю в мудрости поспеха.
 Учися ныне, прилежно учися
 В младости твоей царь мудр просветися.
 Пой предо мною, твоим богом, смело,
 Явль суд и правду, гражданское дело.
 Имаши мене тем добре почтити,
 Матерь твою и всех веселити...
     Стихом владел Карион Истомин неплохо. Он любил ставить себе технически трудные задачи в области стихосложения и обычно решал их удачно. Наиболее удавались ему «леонинские» стихи с рифмующимися полустишиями. Эти стихи он предпочитал всем другим. Вот пример, наглядно показывающий, как справлялся Истомин с «трудными» формами стиха:
     Преславну чуду явльшуся всюду всяк присмотрися, Богу дивися,
     Како незримый всеми любимый Иисус Христос, в плоти днесь возрос...
     Как поэт Карион Истомин еще ждет своего исследователя.
     Особо должны быть отмечены заслуги Истомина в деле пропаганды стихотворной культуры. Автор нескольких учебных руководств, К. Истомин охотно пользовался стихами как орудием популяризации тех или иных научных сведений.
     Показательны в этом отношении два его «лицевых» учебника: «Малый букварь», в 1694 г. выдержавший два издания, большой «Букварь», изданный в 1696 г., и «Полис, си есть Град царства небеснаго...», первая редакция которого была написана К. Истоминым тоже в 1694 г. В «Букваре» каждая буква сопровождается небольшим нравоучительным стихотворением, составленным с таким расчетом, чтобы в нем упоминались названия всех тех лицевых изображений, которыми украсил «Букварь» известный гравер Леонтий Бунин — «ради любезного созерцания отрочатом учащимся». Так, например, буква ж в «Букваре» К. Истомина сопровождается стихотворением, в котором упоминаются все приложенные к ней «образы»: жених, жена, жезл, житница, жолудь, журавль, жребий, жила, жаба...
     «Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью Богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.
      Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики:
Грамматика учит знати
 Глаголати и писати
 Благо.
 Грамматику, душе, слыши,
 Обзри смыслом аз и буки,
 Пиши слова добре складом,
 Глагол писму та начало,
 К Христу простри моление,
 писмена в ней изучиши.
 емли перо в твои руки.
 веди строки в разум рядом.
 дело сие богом стало,
 дает он всем спасение.
     К числу стихотворных произведений Кариона Истомина, также педагогического характера, относится его «Домострой». Адресованный в первой части к детям-школьникам, Домострой излагает правила поведения их, учит как относиться к старшим, предупреждая о наказании за нарушение правил.
     В дальнейшем Домострой говорит об обязанностях слуг и, наконец, снова возвращается к предписаниям детям, перечисляя даже дозволенные им игры. Домострой заканчивается краткой характеристикой задачи автора:
Наук изрядством Карион дети вся дарит,
в приятность иеромонах и старым говорит,
Истомин, чтоб благоумни все того смотрели,
науку и страх в должности имели.
Ударений кто дати не восхощет,
винный поклоны творя да не ропщет.
Душеспасенно всем обучение,
в домовом ратном деле строение.
Измлада бо кто сего научится,
разумна суща бити не годится.
В противность смысла людем война рати,
в Бозе надежда безстрастием стати.