Виктор Герасин
Виктор Иванович Герасин (р. 1939) – советский и российский писатель (поэт и прозаик), публицист, член Союза писателей СССР с 1986 года, позднее Союза писателей России.
Виктор Герасин родился в рабочем посёлке Земетчино Пензенской области. Творческий путь Виктора Ивановича ведёт отсчёт от начала шестидесятых годов прошлого века со стихов о природе.
В 1979 г., в Воронеже, вышел первый стихотворный сборник Виктора Герасина «Один денёк». В большую литературу Виктора Герасина ввёл главный редактор журнала «Наш современник» Сергей Васильевич Викулов, опубликовав в 1980 г. рассказ «Свидание с Волгой».
В 1986 г., на выездном заседании Совета по прозе Союза писателей России, проходившем в Тамбове, творчество Виктора Герасина получило высокую оценку. Писатели Иван Иванович Евсеенко, Владимир Николаевич Крупин, Сергей Николаевич Есин говорили о Викторе Герасине как новом имени в русской литературе. По словам самого писателя, его творчество, в целом, описывает реальную жизнь, и основным вопросом, на которое оно отвечает, является вопрос «Как выжить?»
В последние годы Виктор Герасин пишет и издаёт книги краеведческого плана. Всего за годы творческой деятельности у Виктора Герасина издано два десятка книг стихов, прозы и публицистики.
В 1986 и 1988 годах рассказы «Алёна большая» и «Чёрный омут» были отмечены литературными премиями журнала «Подъём», как лучшие рассказы года.
В течение 1990–2011 годов Виктор Герасин является руководителем литературной студии города Котовска.
В 1990 году на Свердловской киностудии режиссёром Анатолием Даниловичем Балуевым был снят фильм «Холм» по рассказу «Соперники».
В 2006 г. рассказы В. Герасина были включены в хрестоматию «Литературное краеведение» для 9 класса.
Обзор творчества Виктора Герасина послужил материалом для подготовки и издания в 2011 году прикладного просветительского пособия для преподавателей русской словесности в русских школах Украины, а также для активистов пушкинских обществ в странах СНГ и Европы под названием «Люди вы мои хорошие».
И стало быть, сборник повестей
В книгу включены три повести историко-духовного плана, написанные в увлекательной художественной форме. «Живоносный источник» – повесть о святом Питириме Тамбовском, его подвиге по установлению православия на земле Тамбовской в XVII веке, о православных казачьих станицах Кузьмино-Гать, Бокино, Донское, Лысые горы. «Для всех быть всем» – повесть, рассказывающая о преподобном Амвросии Оптинском, уроженце села Большая Липовица, что на славной Тамбовской земле, в миру Александре Гренкове. Крестьянин – Духовник – Созидатель – так автор занимательно и ярко показывает основные вехи жизни Великого Святого. «Повесть о Сухотинском монастыре» посвящена становлению и расцвету Сухотинского монастыря в конце XIX века. В 30 км. от Тамбова на берегу реки вознёсся Сухотинский женский монастырь. Трудами и заботами четы Сухотиных, а особо игуменьи Дорофеи (Веры Кудрявцевой), монастырь в конце XIX века был славен на Руси веропочитанием, детским приютом, производственными мастерскими, земледелием. Игуменья Дорофея в повести показана как хранительницей веры Христовой, так и талантливой созидательницей обители.
Здравствуй, это я, сборник рассказов
Книга рассказов Виктора Герасина – это сборник историй о наших современниках и о людях советской эпохи: жителях сёл и деревень, простых людях с непростой судьбой. Каждый рассказ, озвученный профессиональным диктором К. Денисовым, проникнут любовью к родине, уважением к матери, жене, женщине, восхищением природной красотой.
Творчество В. Герасина часто сравнивают с рассказами В. Шукшина, потому что оба писали о русской деревне, о простых тружениках российской глубинки. Несомненно, рассказы Герасина будут интересны всем любителям творчества В. Шукшина, но есть в них и своё неповторимое своеобразие. Во-первых, это более сложная композиция, автор часто использует форму рассказа в рассказе. Во-вторых, как отмечает сам автор, это влияние творчества Ф.М. Достоевского, использование одной из важных для писателя XIX века тем – соединения греха и святости в одном человеке.
Рассказ «Свидание с Волгой» – это взгляд из современности на Великую Отечественную войну. Механизатор Толя Булгаков получил за хорошую уборку урожая награду – путёвку в город-герой Волгоград. На землю, где воевал его отец, Толя решил ехать с бывшим фронтовиком, а ныне местным сторожем Ваней Ветровым. Уговорил начальство, самого Ваню и отправились они по следам событий Сталинградской битвы.
Рассказ «Газета» – о бабушке автора, которая, хотя и не умела читать, учила маленького внука своей жизненной «грамоте» по картинкам из газеты. Разглядывая незнакомые обоим буквы и непонятные картинки, она погружалась в рассуждения о жизни, воспоминания о рано ушедшем отце мальчика.
В рассказе «Алёна Большая» так же поднимается военная тема: школьный директор Павел Михайлович рассказывает о своей приёмной матери, уникальной женщине, которая в войну потеряла сына и мужа, а его спасла, незнакомого, неизвестно откуда взявшегося мальчика. Мать научила его жить по законам нравственности, испугав тем, что и после смерти всегда будет следить за поступками приёмного сына.
Под заглавием «Местное время» скрывается отрывок из одноимённой автобиографической и краеведческой повести В. Герасина. В ней воспоминания о временах перестройки, постройке дачи, об умерших друзьях и коллегах писателя.
Рассказ «Суть зверя» не о людях, а о волках, но в то же время о совершенно человеческих отношениях. У волчицы была нора в овраге, где она жила с волчонком, и куда приносил добычу её волк. Только однажды она почувствовала, что волк охотился слишком близко от логова, и не ошиблась. Её нору нашли люди, от которых шёл сильный запах железа.
В рассказе «Здравствуй, это я!» главным героем стал художник. Однажды из окна своей квартиры он заметил женщину, поразившую его до глубины души. Всю зиму посвятил он созданию портрета незнакомки, которую больше никогда не увидит. Женщина на картине вышла как живая, а картина стала достижением мастера и неожиданным сюрпризом для одной из посетительниц выставки.
В рассказе «Чёрный омут» повествуется о том, как автор проводил свой осенний отпуск в деревне Листвянке за ловлей рыбы. На берегу омута встретил он красивую женщину, а от своей хозяйки, у которой комнату снимал, узнал о тяжёлой и необычной судьбе красавицы.
Герои В. Герасина – это часто яркие, необычные личности. В их характерах достаточно и здорового гонора, неуёмности, лихости, и человечности, доброты, дружелюбия. Их натура проявляется в диалогах, написанных автором с иронией и юмором, что помогает В. Герасину рассказывать о своих персонажах просто, без лишней патетики.
Важное место в рассказах Герасина занимает любование природой, которое является частью его любви к родине. И это не простое восхищение красотами, а забота об экологии, размышления об умении людей ценить окружающую их флору и фауну. |